Что не так с новым списком «водительских» болезней от Минздрава?

 Новый проект приказа Минздрава со списком болезней, при которых запрещено садиться за руль, вызвал серьезную дискуссию среди автоэкспертов.  

Одни считают его источником коррупции, который взвинтит стоимость фальшивых справок. Другие уверены – это лучше, чем имеющийся норматив, и наоборот, поможет с коррупцией бороться.

НОРМАТИВ СОЗДАЕТ КОРРУПЦИЮ?

Как пишет  Autonews, по мнению главы Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, основная проблема документа в том, что в нем масса «не смертельных» болезней объявляется такой, при которой нельзя управлять автомобилем. И наоборот – есть длинный список заболеваний, решение по которым в индивидуальном порядке выносит врач. А это — уже повод «договориться».

«Минздрав инициирует принятие Приказа со списком болезней, при наличии которых управлять авто запрещено или разрешат в индивидуальном порядке: геморрой, грыжа, свищи, язва, гипертония, изменение в бронхах, водянка яичка или семенного канатика. Список длинный. Если покупать медсправку не в интернете, а реально проходить медкомиссию, то 95% водителей ее не пройдут! И думаете, что потеряют права на управление авто? Не потеряют. Просто введут новый побор, 95% водителей будет вынуждены за взятки у фирмочек по интернету покупать медсправки, стоимость этих «фуфлыжных» медсправок увеличится в 20 раз, а стоимость разрешения Минздрава на выдачу этих медсправок увеличится раз в 50! Коррупция не от Януковича в наследство нам досталась, она рождается на наших с Вами глазах!», — возмущается Олег Назаренко.

ИЛИ ОБЛЕГЧАЕТ ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ?

А вот автоюрист Вадим Володарский уверен – все познается в сравнении, а в действующем приказе перечень болезней, при которых не допускают к вождению, намного жестче. А новый проект, во словам Володарского, убирает ряд коррупционных факторов и сделает жизнь водителей легче. Во-первых, говорит он, противопоказания в новом проекте разделены просто «для коммерческого транспорта» и «для индивидуального», а не выписаны для каждой категории ТС отдельно. Во-вторых, в проекте отходят от ограничений для человека по формальному диагнозу в медкарте — взамен будут учитывать реальное состояние водителя.

А в третьих, в новом варианте приказа исключены или послаблены «рамки» некоторых болезней. Вадим Володарский приводит несколько примеров, как новый приказ облегчит жизнь сотням тысяч водителей обычных (не коммерческих) автомобилей.

  • Диабет. Сейчас: водить нельзя (учитывая специфику этого заболевания, до конца жизни). В проекте: диабет приравнивается к иным эндокринологическим заболеваниям, и однозначный недопуск к управлению не по формальному признаку наличия диагноза, а только в случае склонности к коме и потерям сознания.

  • Искусственный хрусталик. Сейчас: запрет на управление ТС. Логика непонятна: если человеку сделали такую операцию, то следует полагать, что зрение ему восстановили! Проект: запрета нет.

  • Отсутствие некоторых пальцев. Сейчас: однозначный запрет на вождение. Проект: индивидуальный допуск при возможности воздействовать на органы управления.

  • Отсутствие кисти руки. Сейчас: однозначный недопуск к управлению.  Проект: предполагается возможность допуска на индивидуальной основе при условии протезирования и переделки органов управления.

  • Гипертония. Сейчас: гипертония ІІ и ІІІ степени – запрет на управление, первая – допуск индивидуальный. Проект: индивидуальный допуск при ІІІ cтепени. «Это логично (как и с диабетом) – в наше время есть препараты, позволяющие безопасно «сосуществовать» с такими заболеваниями», — комментирует Вадим Володарский.

  • Бронхиальная астма и некоторые другие заболеваниях органов дыхания.  Сейчас: допуск индивидуальный. Причём именно по формальному диагнозу. Проект: проблемы могут вызвать только «стойкие изменения в бронхолёгочной системе с выраженными явлениями лёгочной недостаточности». Нет такой недостаточности – никакого «индивидуального допуска».

  • То же самое касается, например, язвенной болезни и ряда других заболеваний желудочно-кишечного тракта: в проекте ограничений по ним нет.

«И таких положений в проекте довольно много. То есть «медицинский» доступ к управлению становится лучше, а не хуже! (При этом диагнозы типа эпилепсии в списке противопоказаний как были, так и остаются)», — говорит Вадим Володарский.

ЧТО НУЖНО МЕНЯТЬ В ЗАКОНАХ

При всех плюсах этих изменений эксперты сходятся во мнении, что украинское законодательство тут несовершенно. Как вариант, они предлагают полностью принять Директиву 2006-126-ЕС, которая выдвигает к состоянию здоровья водителей минимальные требования (по ссылке — изложены в части «Додаток III Мінімальні стандарти фізичної і розумової придатності для керування транспортними засобами з механічним приводом»).

Олег Назаренко обращает внимание, что главный акцент в ЕС делают на проверках водителей, которые возят людей или грузы (водителей грузовиков, такси, автобусов). А с водителей частных авто там спрос минимальный.

«Действительно есть ограничения по управлению авто при болезнях зрения, опорно-двигательного аппарата, при сердечно-сосудистых болезнях, которые могут повлечь внезапную остановку сердца, при эпилепсии, при сахарном диабете, при умственной отсталости, при невозможности удержаться от потребления спиртных напитков или наркотиков во время вождения! Я на 100% с этим согласен. Но сравните стандарты согласно Директиве ЕС и доморощенный проект списка запретов на управление нашего Минздрава! Где в ЕС запрет вождения при грыжах, свищах или смертельно опасных при управлении геморроя и болезней (извините!) яичка с семенным каналом?
Мой товарищ Леонид Косянчук рассказал мне, что с двумя (страшно опасными при управлении по версии Минздрава) грыжами стал пяти разовым чемпион Украины по авторалли! Куда Минздрав смотрел?», — объясняет разницу в законах Олег Назаренко.

You may also like...