Три оплеухи Виктору Ющенко!

«Если бы это был 2002 год, и если бы в этом зале сидел Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, то я точно знаю, что они бы заблокировали эту трибуну и не допустили принятия данного законопроекта».Так экс-министр обороны, а в настоящее время – председатель парламентского комитета по вопросам обороны Анатолий Гриценко сказал о законе, который должен был воплотить одну из мечт Ющенко образца года 2008-го.

Он мог бы добавить также, что если бы на месте нынешнего Президента был тот, кто был на нем в 2002 году, в Верховной Раде вообще не случилось бы чего-то подобного сегодняшнему. Леонид Кучма очень опасался потерять авторитет…

Виктор Ющенко этого явно не боится. Возможно, потому, что его предшественнику это так и не помогло? Однако Кучме вплоть до 2004 года не приходилось в один день проглотить от депутатов столько горьких пилюль.

Прием регламентом

«Разминкой» для всех нелюбителей Президента стала реакция парламента на вчерашнее решение Конституционного суда об отмене Регламента ВР. Напомним, КС рассматривал обращение группы депутатов, считавших, что в действовавшем до вчера регламенте недостаточно защищались их права на обращения и запросы к органам власти. 7 апреля Суд вдруг признал недействительными не только соответствующие пункты одной из статей, но и постановление, которым ВР этот регламент принимала.

То есть отменен был весь регламент. Более того, КС обязал Раду принять новый регламент не постановлением, а законом.

Логика была очевидна. Постановление ВР принимается 150 голосами, закон – 226-ю. Главное же – на постановление, в отличие от закона, Президент не может наложить вето. Таким образом, Ющенко не имел рычагов влияния на организацию депутатской работы.

4post писал тогда еще об одной из версий причин борьбы вокруг регламента – стремлении Банковой любой ценой сформировать новую коалицию на основе ПР и части НУНС.

Однако представители фракций, затратив на размышления всю ночь и все утро 8 апреля, нашли поистине Соломоново решение. Депутаты дружно проголосовали за подготовленный совместно спикером Арсением Яценюком, «регионалом» Александром Ефремовым, коммунистом Адамом Мартынюком и БЮТовцем Сергеем Сасом законопроект, которым… приняли Временный регламент. Как было сказано, «до разработки постоянного».

Несмелые заявления Яценюка о том, что теперь ВР могла бы жить по регламенту еще от 1994 года, всерьез восприняты никем не были. Значительно более обоснованными всем показались его же заявления о том, что отмена регламента никоим образом не означает недееспособности Верховной Рады – ведь есть еще Конституция и законы, в конце концов…

Во «временном» регламенте все оставили так же, изъяв лишь отмененные КС пункты о депутатских обращениях.

Это решение, безусловно, не положило конец противостоянию: свежепринятый закон Ющенко вполне может не подписать. Но это дало время, а главное – показало готовность и умение депутатов объединяться перед внешней угрозой.

Кстати, о единении: закон «Об организации и порядке деятельности Верховной Рады» поддержали 359 депутатов. К коммунистам и «регионалам» почти поголовно присоединился БЮТ.

«Гвардейцы короля» – хуже НАТО!

Вторая пилюля сопровождала тему, вынесенную в начало этого текста, – закон «О национальной гвардии Украины».

Напомним, разработанный в секретариате Президента документ предусматривал создание нового вооруженного формирования, которому планировалось дать назову старого (Нацгвардия существовала в Украине с 1992 года и подчинялась Верховной Раде, но позднее все тот же Леонид Кучма добился ее ликвидации). Согласно проекту Ющенко, Нацгвардия должна была бы насчитывать больше 30 тыс. бойцов и в своем распоряжении иметь спецгруппы, спецсредства и даже тяжелую бронетехнику. Все это планировалось изъять у Внутренних войск МВД.

Командующего Нацгвардии, по законопроекту, должен был бы единолично назначать (и увольнять ) Президент Украины. При этом структура получала бы… правоохранительные функции.

Законопроект был одним из 12-ти, долженствовавших быть первоочередно принятыми коалицией Блока Юлии Тимошенко и «Нашей Украины» – «Народной Самообороны». Пункт о принятии этих 12-ти законов, напомним, содержался в коалиционном соглашении, и по нему большинство должно было бы проголосовать их сразу же после оформления коалиции в сессионном зале.

Нетрудно было догадаться, что подобный документ вызовет огромное сопротивление.

Героем короткой, но бурной дискуссии стал… «нашеукраинец» – уже упомянутый экс-министр обороны Анатолий Гриценко. Напомним, о своей отставке он узнал в день формирования нынешнего правительства, когда Ющенко неожиданно ни для кого внес на его должность кандидатуру нынешнего главы Минобороны Юрия Еханурова. Причем Верховный Главнокомандующий, в чьем предвыборном штабе Гриценко трудился в горячем 2004 году руководителем аналитической службы, ни до, ни после представления с прежним соратником пообщаться не захотел (так, по крайней мере, утверждает сам Гриценко).

После выступления командующего Внутренними войсками Александра Кихтенко, отстаивавшего идею создания Нацгвардии, Гриценко, имевший право и обязанность выступления как председатель профильного комитета, с удовольствием принялся за разгром идеи. «Мы не раз обсудили законопроект на комитете, и ни один – я повторяю, ни один! – из членов комитета его не поддержал!», – завершил экс-министр.

А его фраза, вынесенная в начало этого текста, сорвала бурные аплодисменты в рядах оппозиции.

«Я хотел бы напомнить, как Партия регионов и коммунисты пытались учинить над нашим коллегой, Анатолием Гриценко, политическую расправу в этом зале», – возмутился, в свою очередь, лидер фракции НУНС Вячеслав Кириленко. – «И сегодня вы, Анатолий Степанович, голосуете вместе с ними!».

Но учитывая вышеупомянутые обстоятельства, при которых Гриценко пришлось-таки попрощаться с министерской должностью, пример был очень неудачным.

Закономерным результатом дальновидной кадровой политики Президента стал полный провал законопроекта: 208 голосов «за» (при необходимых 226) и отказ парламента оставлять его в повестке дня.

И теперь слова Яценюка о том, что Ющенко выступит со своим давно запланированным обращением к ВР только после принятия всех 12-ти «коалиционных» законов, выглядят ни чем иным, как черным юмором…

Возможно, вынесение скандального законопроекта на рассмотрение парламента сегодня, когда он не имел абсолютно никаких шансов на принятие, повлекла необходимость в очередной раз подчеркнуть расхождения между Ющенко и Юлией Тимошенко – такая версия гуляла кулуарами Рады.

В конечном итоге БЮТ не додал 14 голосов, которые все равно не спасли бы ситуацию, потому что из оппозиции «за» не было отдано ни одного голоса. Зато «пропрезидентский» НУНС не додал 6 (при этом последовательный Гриценко проголосовал «против»).

На самом деле при таком единстве оппозиции коалиция все равно не смогла бы вооружить Ющенко собственной армией: стенограмма зафиксувала трех отсутствующих в рядах НУНС и двух – в БЮТ. То есть насобирать 226 голосов коалиции, имеющей всего 228 «штыков», было бы проблематично в любом случае.

Зато у Тимошенко на упреки с Банковой теперь могут отвечать: а вы хотя бі собственную фракцию убедили?

Товарищи! Союз Тимошенко и Януковича, о котором так долго говорили… состоялся?

Апофеозом же сессионного дня стало единение ПР и БЮТ, начавшееся, как уже было упомянуто, еще с борьбы за регламент.

Сначала БЮТовец Николай Томенко, подвергнув резкой критике решение Ющенко приостановить внедренные Кабмином земельные аукционі, вдруг перешел на тему Конституции.

«От нашей политической силы хочу сказать, что мы абсолютно убеждены, что все, что связано с принятием изменений к Конституции – это исключительно прерогатива парламента Украины», – заявил Томенко. И предложил в этот же день принять постановление о создании временной комиссии ВР, которая разработала бы проект новой Конституции.

Это вызывало бурную реакцию пропрезидентской части зала.

«Как известно, изменения в Конституцию разрабатывает Национальный конституционный совет во главе с Президентом Украины… Не так давно Партия регионов отозвала своих депутатов из Конституционного совета и заявила о необходимости создать в Верховной Раде собственную Конституционную комиссию. Но одно дело, когда такие заявления раздаются от партии, которая является оппозиционной. И совсем другое дело, когда то же заявляет дружественная к нам фракция БЮТ!», – в который раз за день возмутился лидер НУНС Кириленко.

Это вызывало насмешливые аплодисменты «регионалов»: ни для кого не было тайной, что договоренность между ПР и БЮТ – выбить из-под Ющенко «конституционного коня» – планировалось реализовать в первый же удобный день.

И 8 апреля этот день таки наступил. Уже перед закрытием вечернего заседания прежний министр юстиции в правительстве Виктора Януковича, депутат Александр Лавринович зачитал с парламентской трибуны заявление фракции о том, что в парламенте зарегистрирован проект постановления о создании Временной специальной комиссии по подготовке изменений в Конституцию.

Проектом предусматривается ввести в комиссию 11 «регионалов», 10 БЮТовцев, 3 НУНсовца и 1 коммуниста. А сопредседателями должны стать Лавринович и БЮТовец Андрей Кожемякин.

«Если у нас такой подход, то нужно идти дальше! – заявил на этот счет спикер Яценюк. – Давайте с голоса Конституцию проголосуем. Мы же такие талантливые!».

На самом деле остановить прохождение постановления через сессионный зал глава ВР не сможет. С другой стороны, отсутствие того же закона о специальных временных комиссиях теоретически позволяет Банковой не обращать внимания на общую инициативу БЮТ и «регионалов».

Однако появление этого постановления – свидетельство того, что политического консенсуса вокруг новой Конституции по лекалам Ющенко не имеется. Более того, что имеется значительное ей противодействие. И депутаты в этот неприятный для Президента и его сторонников день ярко продемонстрировали, что способны противодействовать ему по всем направлениям. Например, как прямо сказал БЮТовец Николай Томенко, преодолевать при необходимости вето Ющенко.

Теперь следующий ход – за Банковой. Но сегодня трудно представить, чтобы он был выигрышным.

4post

You may also like...