Кровь за кровь. Кровная месть становится популярной в российском обществе

Кровная месть, похоже, становится популярной в российском обществе. По итогам одного из социологических опросов две трети россиян приветствуют кровную месть как эффективный способ установления справедливости и наказания преступников Позор страшнее смерти

«РОДИНОЙ кровной мести» считается Чечня. Именно чеченским родовым законам молва приписывает традицию безжалостно расправляться с обидчиком независимо от тяжести его преступления.

Действительно, в чеченском обществе считается, что кровная месть – явление позитивное и благородное. По чеченским неписаным законам, кровная месть – это кодекс чести, который позволяет не только смыть кровь и отстоять честь семьи, рода, но и оградить общество, в котором живешь, от преступников.

По мнению писателя и историка Мусы Ахмадова, традиционные нормы наказаний были сильно извращены за годы войны, когда убийство стало обычным делом. Но здесь всегда существовали менее кровавые и более эффективные способы наказания. Одним из них было так называемое всенародное проклятие.

Смысл данного обычая состоял в том, что имя совершившего зло человека становилось всем известным, а сам он отвергался обществом. Всенародное проклятие выносилось по специальному решению мехк-кхэла – совета, периодически собиравшегося для принятия решений по важнейшим проблемам.

Исполнение этого решения производилось немедленно. И при большом стечении народа: кто-то из уважаемых стариков громко называл имя, фамилию, род преступника и произносил слова проклятия: «Пусть проклятие Бога падет на голову такого-то за такие-то действия». После этого стреляли в воздух. Формула проклятия с последующей стрельбой в воздух повторялась 7 раз, после чего толпа подхватывала слова проклятия и начиналась стрельба в воздух. Вторая форма осуждения была направлена на материализацию всенародного проклятия. Происходило это так: при стечении народа уважаемый старец произносил слова проклятия и бросал камешек в определенное место (обычно у дороги или на перекрестке дорог). То же самое повторяли все присутствующие. Так образовывался карлаг – «холм проклятий». С этого времени каждый проезжающий или проходящий по дороге должен был остановиться и со словами проклятия оставить на этом холме свой камень. Таким образом, «холм проклятий» рос изо дня в день, служа зримым напоминанием всем, какая «слава» может постичь того, кто переступит черту дозволенного.

Подобные карлаги возводились в тех случаях, когда совершались крупные преступления: убийства невиновного, нарушение клятвы, нанесение бесчестия женщине, совершение недостойных поступков, порубка фруктовых деревьев.

Позор перед обществом имел для чеченца, совершившего преступление, огромную силу. Не только он, но и все его родственники навсегда покидали родные места и жили в изгнании.

Обрей врага своего

Чеченские традиции кровной мести предполагали, что кровь человека может быть пролита только в ответ на убийство. Да и то не всегда. Случайное или непреднамеренное убийство не влекло за собой кровавой расплаты. Всегда существовал ритуал прощения кровной мести.

Эта процедура применялась только по отношению к тому человеку, который совершил убийство случайно. С просьбой о прощении убийцы перед родственниками убитого, снимая шапки, падали на колени все взрослые мужчины окрестных сел. Процессию возглавляли уважаемые старики, а со словами утешения и просьбой о прощении обращались лица, известные своим красноречием. «Кровника», совершившего убийство, приносили на погребальных носилках, завернутого в саван – знак глубокого раскаяния и полного отречения от радостей мира.

При «прощении крови» один из близких родственников убитого совершал ритуал бритья головы и бороды кровника. Это означало не только окончательное прощение, гарантию безопасности и доверительного отношения друг к другу (сесть под нож кровника без доверия просто невозможно), но и начало дружбы между враждующими семьями. С этого момента прощенный и его близкие обязаны были с большим уважением и вниманием относиться к простившим им кровь людям. Такие отношения не заканчивались жизнью одного поколения, а переходили к детям и внукам.

Бывали и такие случаи, что даже преднамеренно убившего прощали из-за его благородства. Например, когда человек, совершивший преступление, сам признавался в своем поступке и был готов расплатиться за это своей жизнью.

А вот чего нельзя найти в традиционных предписаниях кавказских народов по поводу кровной мести, так это разрешения мстить родственникам преступника. Даже убийство никогда не являлось основанием для того, чтобы «расплачиваться» с детьми, братьями и сестрами убийцы.

Вадим САМОДУРОВ, Аргументы

You may also like...