В Москве похоронили апологета путча 1991 года. Он до конца жизни не сомневался, что ГКЧП был прав

В понедельник на Троекуровском кладбище Москвы был похоронен Олег Шенин – член политбюро ЦК КПСС последнего созыва и активный участник заговора ГКЧП.

Шенин скончался в Центральной клинической больнице вечером 28 мая. Ему был 71 год.

Он начинал карьеру техником-десятником на строительстве секретного атомного объекта «Красноярск-28». В 1958 году после несчастного случая, в результате которого погиб рабочий, был признан виновным в несоблюдении правил техники безопасности и приговорен к полутора годам, из которых отбыл девять с половиной месяцев, сделавшись впоследствии единственным в истории членом политбюро ЦК КПСС, имевшим в прошлом судимость.

Был первым секретарем Хакасского обкома и Красноярского крайкома КПСС, партийным советником в Афганистане. На последнем, XXVIII съезде ЦК КПСС, состоявшемся уже после отмены статьи конституции о руководящей роли партии, стал секретарем ЦК по организационно-партийной работе, то есть третьим человеком в КПСС после Горбачева и его заместителя Владимира Ивашко.

Шенин принадлежал к поколению молодых партработников, стремительно продвинувшихся в годы перестройки. От них ожидали тяготения к реформаторскому крылу, однако в реальности вышло ровно наоборот.

В августе 91-го

Большинство членов политбюро заняли в дни августовского путча выжидательную позицию. Только Шенин активно и открыто поддержал ГКЧП, хотя и не вошел в его состав.

17 августа он участвовал в известном совещании на секретном объекте «АБЦ», где был принято окончательное решение действовать. 18-го вместе с Варенниковым и Болдиным летал в Форос к Горбачеву, чтобы потребовать от него ввести в стране чрезвычайное положение, а на рассвете 19-го передал председателю Гостелерадио Леониду Кравченко для обнародования документы ГКЧП. В 10:50 того же дня направил за своей подписью шифротелеграмму республиканским ЦК и обкомам партии: «Примите меры по обеспечению участия коммунистов в содействии Государственному комитету по чрезвычайному положению СССР».

По некоторым данным, в случае победы ГКЧП Шенина прочили на пост генерального секретаря.

После провала путча он оказался в числе 14 человек, привлеченных к уголовной ответственности по обвинению в государственной измене.

Жизнь после путча

В отличие от Язова и Крючкова, Шенин покаянных писем Горбачеву из «Матросской тишины» не писал, и вообще никогда не выражал ни малейшего сожаления о содеянном.

По данным СМИ, после поражения путчистов Шенин заявил: «Члены ГКЧП сделали главную ошибку – сказав «А», они не сказали «Б» и все остальные буквы алфавита».

В 1994 года на суде над другим сторонником ГКЧП, Валентином Варенниковым, отказавшимся от амнистии, Шенин выступал в качестве свидетеля.

Отвечая на вопрос прокурора, действительно ли он состоял в заговоре, и если да, то с кем, Шенин ответил: «Да, признаю, что я состоял в заговоре с членами Коммунистической партии Советского Союза с момента моего вступления в ее ряды с единственной целью – служить трудовому народу».

Случайно или нет, он воспроизвел слова командующего Прибалтийским военным округом генерала Локтионова, который, по данным историков, в 1941 году на вопрос следователя НКВД по поводу членства в «контрреволюционной террористической организации», сказал: «Признаю, что с 1918 года состою в преступной террористической организации, именуемой партия большевиков».

Локтионова после пыток расстреляли. Шенин пробыл в тюрьме около 13 месяцев, после чего был освобожден по состоянию здоровья, а в феврале 1994 года вместе с остальными гэкачепистами амнистирован Госдумой.

С момента освобождения и до самой кончины Шенин пытался участвовать в политике, хотя и без видимых успехов.

Шенин за коммунизм боролся до последнего дыхания
Из некролога
В феврале 1993 года он организовал «XXIX съезда КПСС», на котором заявил о необходимости восстановления СССР, советской власти и социализма, и был избран председателем Совета Союза коммунистических партий – КПСС (СКП-КПСС).

В 2006 году заявил о намерении участвовать в президентских выборах 2008 года, однако не был зарегистрирован из-за отсутствия необходимых документов.

В 2007 году публично осудил Геннадия Зюганова за призыв уделять особое внимание «русскому вопросу», назвав национализм «играми, в которых коммунистические организации участвовать не должны».

Состоял в Национальной Ассамблее, задумывавшейся российскими левыми в качестве «теневого парламента», написал книгу «Время бороться – время наступать».

«Шенин коммунизм строил, Шенин коммунизм защищал, Шенин за коммунизм сидел в тюрьме, Шенин за коммунизм боролся до последнего дыхания», – сказано в некрологе, размещенном на коммунистическом интернет-портале Форум.Мск.

По словам историка-коммуниста Юрия Мухина, «Ленин и Сталин без колебаний назвали бы Шенина своим товарищем».

 BBC

You may also like...