Пользователям платежных терминалов придется платить больше

Украинские мобильные операторы ужесточают правила работы с платежными системами. Это напрямую отразится на кошельках простых абонентов 

Украинский рынок приема моментальных платежей ожидает серьезное потрясение. Как стало известно «ДЕЛУ», крупнейший оператор рынка расчетов через электронные терминалы — мобильный оператор «Киевстар» — ведет переговоры о пересмотре условий работы с платежными системами, которыми пользуются абоненты для пополнения своих мобильных счетов.

Как сообщили представители платежных систем, мобильный оператор 1 февраля прислал компаниям, предоставляющим услуги приема моментальных платежей, новый договор, в котором их комиссия снижена с 4 до 3%. Кроме того, минимальная сумма платежа, за которую не взимается комиссия, будет повышена с 20 до 25 грн. Эту информацию подтверждают в «Киевстаре», но подробностей переговоров не раскрывают.

Сегодня на рынке действует следующая схема — при пополнении мобильного счета «Киевстара» на сумму до 20 грн. комиссию в размере 1 грн. платежной системе платит сам абонент. Если сумма пополнения больше 20 грн., то комиссию платит уже мобильный оператор — 4% от суммы платежа. Отметим, что комиссия для платежных систем оператора «МТС-Украина» сегодня составляет 4%. При этом компания берет плату с абонентов в размере 1 грн. вне зависимости от суммы пополнения. Аналогичные условия сотрудничества у Beeline.

Борьба за миллионы

Намерение оператора пересмотреть условия сотрудничества для своих партнеров можно объяснить стремлением повысить рентабельность этого направления. По данным Нацбанка, по состоянию на первое полугодие 2009 года (более свежие данные НБУ еще не предоставлял) в Украине работало 68 тыс. платежных терминалов. Из них — 38,5 тыс. принадлежат банкам (больше всего терминалов у При-ватБанка и Райффайзен Банка Аваль), а остальные — семи компаниям, выступающим агентами банков (i-Box, «ОСМП», «Финайти», «Сити Пэй», «Юнисистем», «Система массовых платежей Украины» и «Финансовая компания «Контрактовый дом»). За первое полугодие прошлого года через банковские терминалы было перечислено 2,84 млрд. грн., через агентские — 1,7 млрд. грн. По оценке игроков рынка, снижение ставки на 1% позволит оператору снизить свои расходы при работе с системами примерно в 1,5 раза. Представители платежных систем оценивают долю «Киевстара» в структуре всех мгновенных платежей на уровне 50-60%. Таким образом, ориентировочный объем средств, которые абоненты перечислили «Киевстару» за первое полугодие прошлого года, составляет минимум 2,25 млрд. грн. При этом оператор был вынужден отдать платежным системам 4% этой суммы, то есть около 90 млн. грн. В случае если бы процент комиссии равнялся трем, эта сумма составила бы 67 млн. грн.

Расходы абонентов

Против снижения размера комиссии предсказуемо выступают представители платежных систем. «При схеме, которую предлагает «Киевстар», нам экономически нецелесообразно проводить операции объемом выше 25 грн. Если такие условия будут навязаны нам оператором, мы потеряем четверть всех наших доходов», — объясняет руководитель одной из компаний, которые занимаются платежами через терминалы. «Киевстар» не единственная компания, которая меняет правила игры. Несколько месяцев назад «Астелит» (life:)) также снизил ставку внутренней комиссии на 0,5% — до 3,5%. Этому примеру в ближайшее время могут последовать и Beeline с «МТС».

Единственный выход, по словам представителей платежных систем, — пойти по российскому сценарию: брать большую комиссию с пользователей. «Изменение условий сотрудничества однозначно приведет к перекладыванию расходов платежных сетей на потребителя, размер комиссии для которого при пополнении может достичь 5%. И запретить им увеличивать размер комиссии для абонентов операторы попросту не смогут», — утверждают в одной из компаний. По словам директора компании «КиберПлат Украина» Игоря Вычужина, маржа этого бизнеса очень невысока. «Компании несут расходы на инкассацию, аренду, замену терминалов, которые портят вандалы. На этом фоне основные провайдеры постоянно уменьшают размер вознаграждения. В этих условиях многим компаниям оборотов хватает только на покрытие расходов», — утверждает он. По заявлению представителей платежных систем, средняя рентабельность на рынке составляет около 2%.

Станислав Яблонский«Дело»

 

You may also like...