Кончина слона Боя в Киеве: отравление или инсульт?

В деле о смерти слона Боя появляется все больше загадок. Внутренние органы животного спешно кремировали. А сейчас скрывается все – где находится туша, какие первичные результаты вскрытия… 

Кардинально разнятся и версии его смерти. Руководство зоопарка продолжает настаивать на отравлении, инициативная группа специалистов считает, что причина в другом.

– Насколько мне известно, в ветеринарном акте указан инсульт. А еще в протоколе – отложения на сердце, рыхлая печень, нездоровые внутренние органы, – рассказывает Кирилл Трантин, экс-замдиректора зоопарка. – Официальное заключение никому не показывают, но боюсь, что его результаты будут подтасовываться. Ведь вскрытие проводили ветеринары зоопарка. 

Как утверждают члены инициативной группы, внутренние органы Боя – а именно их экспертиза могла показать, был ли в организме яд и какой, если он был! – уже уничтожены: вывезены на свиноферму в Киевской области и сожжены. Теперь ничего не докажешь. Где находится тело – тоже держат в секрете.
Перед выходными заммэра Игорь Добруцкий, курирующий зоопарк, встретился с уволенными сотрудниками зоопарка.

– Видно было, что они не готовы к тому объему информации, которую мы им дали, – говорит Сергей Григорьев. – Мы настаиваем, чтобы в состав комиссии, которая расследует смерть слона, были включены общественные организации.

Как сказал «Газете…» заммэра Игорь Добруцкий, первое заседание комиссии должно состояться сегодня, 5 мая, на нем обнародуют первые результаты вскрытия, увеличат состав комиссии. Обещал выяснить и по поводу кремации органов. 
Единственное, что не изменилось – намерение передать тело в зоологический музей как экспонат.

– Это нормальная практика передачи крупных животных музеям, – считает Кирилл Трантин. – Тело распилят на куски, отдельно обработают кости, кожу. В течение полугода, а может и больше, из него будут делать экспонат. Например, в Харьковском зоопарке мы делали бегемоту операцию, и он не вышел из наркоза. Тело передали в Днепропетровск, где через год оно стало экспонатом музея.

Открытым текстом: как замучили слона

Александр Николов, работал по уходу за слоном с 2005 года, уволился после смерти Боя:

– Последний год Бой находился в постоянном стрессе. Сначала ему резко сократили рацион до 5 кг сочного корма, потом также резко увеличили до 90 кг. Такое впечатление, что ветеринары зоопарка нормы взяли с потолка. Отдельное беспокойство Бою доставляла железная решетчатая кормушка для сена, придуманная английскими специалистами. Слону предлагалось доставать еду через небольшие отверстия для хобота. Я лично с трудом просовывал в нее руку, а ведь слон своим хоботным пальцем захватывал и того меньше. Бою было очень неудобно, и любимого сена он фактически не ел.

Потом англичане порекомендовали электросторожей. Бой не мог поднять хобот, потянуться к стеклу – его сразу же било током. А ведь слоны постоянно что-то трогают хоботом, выражают им эмоции. Например, когда мы приносили ему еду в зимнем помещении, он всегда делал два шага назад, чтобы не мешать раскладывать продукты. Когда все было готово, подходил и поднимал хобот. А так поднимет, а его шандарах током! После этого не ест.

Нам никогда ничего не объясняли, не проводили занятий, просто делайте как сказали в данную минуту, и все. Начинаешь интересоваться, расспрашивать – психуют. К зоопарковским ветеринарным врачам было не подступиться. У бегемота Бресты месяц назад на правом боку образовались глубокие трещины, кожа полопалась. Я пошел к ветврачу Андрею Марунчину, а он спрашивает: «Кишки еще не вылазят?». Нет. «Ну, тогда все нормально». У носорога Тревоги в начале зимы было очень холодно – 10 градусов. Просил заделать – не реагируют. Сделал сам. Только когда ситуацией заинтересовались журналисты, Тревоге провели отопление.

Откуда взяли в загоне у Боя яйца, не знаю. Мы, как обычно, внимательно осматривали все вечером в воскресенье, чтобы не было посторонних предметов. Процедура эта проводится очень тщательно, поскольку если там окажется даже небольшой камень – слон его обязательно найдет и в кого-нибудь кинет. А он довольно меткий. Утром снова все осматривается, включая бассейн.

Если даже и предположить, что яйца попали к слону, то как убежденный вегетарианец, он вряд ли стал бы их есть.

Мое мнение, что к смерти слона Боя подводили не один день. Год назад он уже падал – тогда работники зоопарка быстро помогли ему подняться. Не знаю, был это микроинфаркт или микроинсульт? Ветврачи его потом не обследовали – поднялся и хорошо.

Плюс к этому неровный бетонный пол в слоновнике, на котором постоянно стояли лужи мочи, сырость от протекающей поилки, кормушка с дырками, где заводились черви, постоянный стресс от новшеств. Этого вполне достаточно, чтобы не только слона – космонавта подкосить. Нам, рабочим, проработавшим со слоном не один год, не дали даже с Боюшкой попрощаться. Отогнали, как назойливых мух.

Дмитрий Дерий, Елена Маковец, Газета по-киевски

 

You may also like...