Реальная цена поездки в киевском метро — всего 70 копеек?

Прогнозируемое подорожание в столичной подземке все-таки состоялось. Со вчерашнего дня один жетончик уже стоит 2 гривни вместо 1,7. Причем, случилось это весьма неожиданно: до последнего в метрополитене не называли дату, когда цена изменится: сначала говорили в конце августа, потом с 1 сентября, потом с середины сентября. Объявление о подорожании с понедельника появилось лишь в воскресенье. Правда, многие новых цен на метро даже не заметили, ведь в подземке жетоны не меняли. А значит, у кого есть запас, может еще долго ездить по старому тарифу. 

ЖЕТОНЫ. Жутких очередей и ажиотажа в вестибюлях станций вчера не было. О подорожании люди узнавали из объявлений, которые развесили на кассах и стеклянных дверях: «А что, уже подорожало?» — спрашивали удивленные пассажиры и судорожно искали недостающую мелочь. Другие ничего не заметили: «У меня был жетон, я по нему прошел. А что-то изменилось?» — удивился киевлянин Валерий. К продаже предлагали все те же голубые «кругляшки», хотя раньше в метро говорили, что с подорожанием заменят их на новенькие, более крупного размера и светло-зеленого цвета. «А мало ли что говорили!» — сказала нам пресс-секретарь подземки Надежда Шумак. Возможно, слухи распространяли, чтобы киевляне массово не скупали жетоны. По этой же причине, не исключено, до последнего скрывалась дата подорожания. «Смены жетонов не произойдет. Действительными останутся голубые жетоны. Те, что уже куплены, будут действовать, а продавать их будем уже по новой цене», — говорит Шумак. 

ЭКОНОМИЯ. Цены на проездные поднимать пока не будут. Это касается простых месячных проездых и льготных проездных для студентов. Они будут стоить 95 и 48 гривен соответственно. «Распоряжение касается только жетонов, с проездными все останется по-прежнему», — сказала нам Шумак. С бесконтактными карточками все обстоит хуже. «На них новые поездки будут зачисляться по новой цене, правда, если на карточке еще остались поездки, то они будут действительными», — уточнила она. Но многие киевляне в целях экономии уже положили на карточки 85 гривен за 50 поездок (максимальное количество). «И теперь до конца месяца буду ездить по 1,7 гривни. Сэкономлю 15 гривен», — сказал нам бухгалтер Анатолий Ващенко.

И действительно, если брать в расчет 22 рабочих дня в месяц и поездки туда-обратно на работу, то у киевлян на метро уходило 74,8 гривни в месяц, а после повышения — 88, то есть на 13,2 гривни больше. Правда, нас может ждать новое подорожание. «Мы не знаем, какими будут тарифы на тепло. До этого года метрополитен ежегодно выплачивал за обогрев станций, горячую воду порядка 17 млн. Но выросли цены на газ. До конца года повышать тариф не планируем, хотя время покажет», — заявил финдиректор метрополитена Юрий Кошмак.

ВЗЯТКИ В МЕТРО — 1 МЛН В МЕСЯЦ

По интересному совпадению, именно в день повышения тарифа на проезд в метро одного из должностных лиц подземки поймали на взятке. Около 16.00 к администрации подъехало несколько машин милиции, и из них выскочило около десятка людей в черных масках. По данным ГУБОП МВД Украины, сотрудники Антикоррупционного бюро управления взяли «на горячем» чиновницу КП «Киевский метрополитен» и ее подельника. «Женщина с помощью посредника пыталась получить взятку в размере около 25 тыс. грн. Такие деньги она требовала за разрешение на установку на станциях торговых объектов. Сейчас она задержана на трое суток до вынесения ей судом иной меры пресечения. Прокуратура Киева уже возбудила по этому факту уголовное дело», — рассказал нам пресс-секретарь ГУБОПА Сергей Федченко.

Неофициально правоохранители говорят, что попалась замначальника одного из управлений подземки вместе со своим подчиненным. А из своих источников «Сегодня» удалось узнать, что речь идет об управлении непрофильных видов деятельности столичного метрополитена, именно о том, где, по мнению специалистов, очень сильно занижаются уровни доходов метро.

Как рассказали нам источники, это управление определяло: кому можно торговать на территории метро, а кому нет. «Цена вопроса — сотни тысяч гривен. 70% платежей, которые поступают от торговцев, оседают в карманах должностных лиц метро. Только в месяц это управление получало около 1 млн. грн взяток со всех 2,5 тыс.торговых точек метро. Платить приходится за все: не только за место, но и за продление договора аренды, причем каждый месяц. Не заплатишь — тут же выгонят», — говорит источник.

«СЕБЕСТОИМОСТЬ НЕ БОЛЬШЕ ГРИВНИ!»

Однако не все считают повышение цены на проезд такой уж необходимой. Сейчас в метро называют себестоимость поездки на одного пассажира — 2,42 гривни, и жалуются, что новый тариф не спасет их от убытков. «Подорожание проезда увеличит наши доходы до 60—72 млн в год. Но дополнительные 30 копеек не компенсируют наших расходов: мы дополнительно получим всего 5—6 млн в месяц. А нам надо ремонтировать эскалаторы, вагоны, производственные помещения…», — считает финансовый директор подземки Юрий Кошмак.

Но в бедственное положение предприятия верят не все. «О такой высокой цене нет смысла говорить, — рассказал нам экс-замначальника главка транспорта Петр Костенко. — Метро сильно занижает свои доходы от непрофильных видов деятельности: от рекламы и аренды торговых площадей. К примеру, у метрополитена есть договора на рекламу еще с 1994—96 годов, где им предоставляются услуги по еще тем заниженным ценам. Реальный заработок предприятия — порядка 700 млн—1 млрд грн. в год. При этом себестоимость поездки равна примерно 70—80 копейкам».

Анастасия Браткова, Владислава Сначева«Сегодня»
 

You may also like...