Такое мнение высказал главный редактор интернет-издания LB.ua Олег Базар.

Картинки по запросу давление на СМИ

Он предполагает, что, руководствуясь методом “кнута и пряника”, в Офисе Президента приняли решение провести 14-часовой пресс-марафон, ожидая лояльности и понимания от журналистов, но этого не произошло. В итоге, представители различных СМИ ставили Президенту слишком неудобные для него вопросы.

В результате, в команде Зеленского решили сменить тактику, выбрав “кнут”, а точнее – “три кнута”.

Кнут первый. Офис Президента определяет, “кто журналист, а кто нет”

6 ноября Президент Владимир Зеленский подписал указ о создании Совета по вопросам свободы слова и защиты журналистов.

Представителем Офиса Президента был назначен журналист Максим Кречетов.

На первом же собрании Совета он заявил о том, что цель новосозданного органа – “заниматься саморегуляцией журналистов”, а также анонсировал возможное введение “национальной пресс-карты”.

По сути, Президент создал орган, который может определять – кто имеет право называться журналистом, а вместе с этим получать все надлежащие преференции, а кто нет. И еще один важный момент – именно этот орган призван разработать и унифицировать определенные стандарты журналистики и следить за их исполнением в украинском медиа-пространстве.

По мнению главного редактора LB.ua, создание государством руководящих или контролирующих органов для медиа – “приоритет специфических режимов, которые принято называть авторитарными или диктаторскими”.

Кнут второй. Финансирование

В тот же день, 6 ноября, народный депутат от “Слуги народа” Александр Ткаченко заявил о том, что в скором времени будет представлен законопроект о СМИ, где одним пунктов пропишут “введение финансового фейр-плей”.

Это предложение, де-факто, означает, что для существования СМИ обязаны показать – откуда берут деньги. Равно тратить позволяется столько же – сколько зарабатываешь, а если зарабатывать не можешь – не стоит занимать место на рынке.

Базар подчеркнул, что если такую систему таки введут, то менее других пострадают именно медиа, подконтрольные олигархам, поскольку большой бизнес всегда может найти возможность для того, чтобы “залить деньги в свои СМИ”. Один из способов – привлечь якобы дорогую рекламу.

Также Базар подчеркнул, что сам факт появления “фейр-плей” равен налоговым проверкам.

По аналогичной схеме в свое время президент Леонид Кучма “расправлялся с неугодными СМИ”.

Третий кнут. Санкции за “манипуляции”

Накануне министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский заявлял о необходимости ввести определенный вид ответственности за манипулирование общественным мнением. Для этого предстоит зарегистрировать законопроект об изменениях в Административный и Уголовный кодексы.

Министр сделал акцент на том, что грань между “свободой слова и манипуляцией тонкая”.

Базар предполагает, что определять ту самую тонкую грань межу манипуляцией и свободой слова судьи будут “на глаз”.

Он подчеркнул, что если журналистов собираются наказывать за якобы манипуляции, то почему бы не применять аналогичные санкции в отношении политиков, которые также могут влиять на общественное мнение.

Базар предполагает, что команде Зеленского в перспективе удастся ввести все названные изменения для СМИ.

“Позволю себе перефразировать Владимира Александровича (Зеленского, – ред.): “Выйдите на улицу и спросите: журналюги врут или нет? Я даю вам 100 %, 100 людей спросите – 100 людей скажут “да”.

По его словам, медиаобщество не сможет и не будет сопротивляться введению таких изменений. Это спровоцировано тем, что медиаобщества, как такового, в Украине не существует, крупным СМИ изменения ничем не грозят, а мелкие и средние займут позицию “переждать”.

“И на какое-то время власти покажется, что у них все получилось и цели достигнуты что все построились по стойке смирно и готовы славить. Приблизительно так, как казалось в 2010 – 2012 годах Януковичу и КО, которые искренне верили: они всерьез и надолго”, – резюмировал Базар. // #Буквы