Таможня Украины решила повернуться «Лицом к людям»

Якобы для того, чтобы облегчить жизнь бизнесу, Государственная таможенная служба Украины просит для себя невиданных полномочий. Главной задачей реформирования деятельности таможенной службы, как указывается в концепции «Лицом к людям», является улучшение условий внешней торговли. 

Способствовать этому должна модернизация и оптимизация работы таможен и максимальное упрощение процедур оформления импорта. В ведомстве Игоря Калетника считают, что повысить эффективность работы таможни невозможно без расширения ее функций. Среди главных желаний ГТСУ – получение права на оперативно-розыскную работу, создание под своим крылом «единого окна» по проведению санитарного, эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного и экологического контроля, а также возвращение ранее утраченного эксклюзивного права на продажу таможенного конфиската.

Фантазеры с Дегтяревской

Наиболее резонансным в представленной стратегии реформирования таможенных органов является предложение, адресованное правительству, отказаться от спускаемых им планов по сбору налогов.

Мотивация подопечных Игоря Калетника проста: в последнее время ГТСУ получает явно завышенные планы. Чтобы выполнить их, инспекторам приходится изобретать способы искусственного завышения подлежащих к оплате налогов, что негативно сказывается на имидже страны в целом. Как следует из недавнего доклада министра финансов Федора Ярошенко премьеру Николаю Азарову, за девять месяцев Гостаможслужба недобрала до плана почти 4 млрд грн. (и это при массовом завышении таможенной стоимости и других ухищрениях, позволяющих начислять неоправданно высокие налоги на ввозимые товары).

Впрочем, таможенники и сами признают, что ликвидация налоговых планов — дело далекой перспективы. Поскольку единственной альтернативой таможенным платежам в бюджете может быть увеличение налогов от внутреннего производства. Но пока ГНАУ катастрофически не справляется с наполнением казны, правительство наверняка не будет относиться к упомянутой идее таможенников серьезно.

Не менее утопичным выглядит и желание ГТСУ не согласовывать свои приказы с Минюстом и Минфином, а также другими заинтересованными министерствами, как это происходит сейчас. Поскольку, как считают в главном таможенном офисе, это «усложняет и затягивает процесс внедрения проектов и новых технологий». Зато право самостоятельно издавать приказы, касающиеся прав и свобод граждан, по мнению таможенников, позволит им «оперативно реагировать на изменения в международном законодательстве и экономической среде».

Однако Кабмин точно не станет отпускать ведомство Игоря Калетника в свободное нормативное плавание. Особенно учитывая пристрастие Николая Азарова лично контролировать все фискальные ведомства. К тому же сейчас трудно даже представить себе, какие нормативные перлы могут появиться из-под пера г-на Калетника. Если даже после проверки Минюста частенько выходят в свет ведомственные документы, противоречащие не только условиям рыночной экономики, но и здравому смыслу.

Любой каприз за ваши деньги

Впрочем, большинство инициатив, озвученных Гостаможслужбой, могут оказаться полезными бизнесу. Прежде всего ГТСУ предлагает расширить свободу импортеров, предоставив им возможность самим выбирать место декларирования груза. На сегодняшний день весь товар должен оформляться на таможне по месту «прописки» субъекта внешнеэкономической деятельности. И, чтобы получить «открепительный талон» (право оформить груз на другой таможне), необходимо пройти множество бюрократических процедур. Таможенной реформой предусмотрено создание единой электронной базы таможни, которая позволит без всяких открепительных талонов оформлять груз в любом удобном месте.

Проект «Электронная таможня», который планируется запустить уже к концу 2011 г., также позволит минимизировать контакты чиновников и декларантов. Всем процедурам прохождения таможенного оформления и контроля обещают установить четкие обязательные временные рамки с введением дисциплинарной ответственности инспекторов за неправомерное превышение таких сроков. В рамках «электронизации» таможни планируется оборудовать посты видеосвязью, с помощью которой за процедурой растаможки груза можно будет следить в режиме онлайн, а также pos-терминалами для оплаты пошлин и сборов пластиковыми картами.

Одной из важных для бизнеса инициатив должно стать внедрение западного опыта декларирования товаров одной товарной группы разной номенклатуры. «Если это заработает, не нужно будет больше отдельно декларировать, к примеру, красный и зеленый карандаши. Их все можно будет задекларировать как канцтовары, уплатив при этом наивысшую возможную пошлину, предусмотренную для этой товарной группы.

Декларант должен сам выбирать: хочет ли он переплатить налоги или же потратить свое время и ресурсы ГТСУ, чтобы задекларировать и оформить свой товар поштучно», — пояснил суть инициативы заместитель председателя главы Гостаможслужбы Виктор Бондарь. Риском внедрения этой инициативы, успешно работающей в мире, может стать разве что введение новой нормы в качестве обязательной для всех импортеров, ввозящих более одной позиции каждой товарной группы.

Разработчики концепции реформирования таможенной службы попытались решить и проблему задержек товара на границе. ГТСУ намерено разрешить перевозчикам выгружать товар из фур, если процесс таможенного оформления затянулся дольше, чем на три дня. Явно пролоббирована международными перевозчиками и другая предлагаемая ГТСУ новация — изменения в правила проверок транспортных средств на предмет незадекларированных перевозок.

Если соответствующие изменения в Таможенный кодекс пройдут горнило Кабмина и Верховной Рады, перевозчикам будет позволено оставлять у таможенников прицепы, а тягачи отправлять для выполнения следующего рейса. Согласно ныне действующим нормативам на таможне вынужден простаивать целый состав, из-за чего автоперевозчики 60% своего рабочего времени проводят впустую.

Особый интерес вызывает инициатива расширить для Украины понятия реэкспорта и реимпорта товаров, ввезенных в страну на период до одного года. Если в России и ЕС любое возвращение на территорию отправителя, а также любая репатриация товара проходят в таможенном режиме реэкспорта и реимпорта соответственно, то в нашей стране существуют ограничения, согласно которым товар оформляется в качестве полноценного импорта или экспорта с уплатой всех необходимых платежей, которые после вывоза товара возвращаются.

«Если появится возможность строить на территории Украины логистические центры и задействовать существующие лицензионные таможенные склады для беспошлинной «перевалки» товаров, это расширит экспортный потенциал, а также будет содействовать созданию новых рабочих мест», — отмечает сопредседатель таможенного комитета Американской торговой палаты Игорь Даньков. В целом ряде случаев товары будут беспошлинно ввозиться и вывозиться на/с территории Украины, если они возвращаются при этом в страну происхождения.

Однако скрытый смысл такой либерализации становится понятным лишь дотошному читателю плана «Лицом к людям». ГТСУ инициирует унификацию тарифов на услуги лицензионных таможенных складов и создание государственной сети грузовых таможенных комплексов, которые смогут сполна воспользоваться преимуществами открывающихся схем реимпорта и реэкспорта, а то и вовсе стать эксклюзивной перевалочной сетью, например для товаров из России.

Гостаможслужба также намерена избавить от уплаты НДС оборудование, которое ввозятся для создания новых, модернизации или восстановления существующих промышленных предприятий. Либо же предоставить импортерам такого оборудования право рассчитываться векселями. Хотя ранее вексельная схема уже доказала свою ущербность, открыв для недобросовестных импортеров невиданные возможности для минимизации таможенных платежей.

Себя не обидели

Авторы документа не смогли удержаться от соблазна существенно расширить свои полномочия. В некоторых случаях предлагаемые новации вполне резонны. Например, ГТСУ хочет самостоятельно регламентировать виды таможенного осмотра, определять порядок их проведения, случаи, когда осмотр осуществляется обязательно, а также уровень ответственности должностных лиц за нарушения в этой сфере. Это позволит сделать работу таможенных органов более эффективной: ведь кто, как не сами таможенники, лучше знают, кого и как проверять.

Полезной выглядит и инициатива концентрации под крылом таможенных органов санитарного, эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного и экологического контроля, а также за перемещением культурных ценностей. Аналогичная инициатива выдвигается и относительно пограничников, контрольные функции которых иногда дублируются функциями таможни. Конечно, для бизнеса получать все услуги в «едином окне» будет гораздо выгоднее с точки зрения затрат времени и ресурсов.

Целый ряд изменений предлагается внести в уголовно-процессуальное законодательство. В частности, таможенники хотят наконец реализовать свою давнюю мечту о проведении оперативно-розыскной деятельности относительно операций импорта. Сейчас, выявив нарушения, таможенники вынуждены передавать такие дела на досудебное следствие в СБУ. В результате, как поясняют в ГТСУ, теряется драгоценное время и нарушение не удается раскрыть по горячим следам.

А вот саму контрабанду уже который раз собираются декриминализировать, заменив сегодняшние 12 лет тюрьмы штрафами. «Мы собираемся заменить уголовную ответственность за контрабанду штрафом в размере стоимости незаконно ввезенной партии (контрабанда, как и сейчас, должна подлежать конфискации), а также ускорить до недели процесс продажи конфискованного имущества», — пояснил зампредседателя Гостаможслужбы Виктор Бондарь.

Концепция реформирования таможенных органов оговаривает также возвращение ГТСУ эксклюзивного права реализации таможенного конфиската. Сейчас его продажей занимаются предприятия, предварительно отбираемые Минюстом на специальных ежегодных конкурсах. «Когда конфискат был в распоряжении ГТСУ, в бюджет поступало в среднем 60% стоимости конфискованного имущества. Сейчас же государству возвращается не более 6–15%», — поясняют свою инициативу в ГТСУ.

Рынок таможенного конфиската сравнительно невелик — около 100 млн грн. в год, или всего 4% от всех объемов принудительно реализуемых активов. Но вполне вероятно, что и на эту часть рынка уже нашлись посредники, готовые при должной «аргументации» своих преимуществ трудиться вместе с таможенниками, не привлекая к лакомому процессу Минюст и госисполнителей.

Еще одним пунктом притязаний ГТСУ являются давальческие схемы поставок товаров в Украину, по которым, в частности, работают предприятия легкой промышленности. На сегодняшний день оплата всех импортных налогов и сборов при ввозе товара с целью переработки и дальнейшего экспорта проводится украинскими предприятиями путем выдачи простого авалированного векселя.

В Гостаможне считают этот метод ненадежной гарантией уплаты ввозного НДС для таможенных органов, поскольку держателями векселей являются налоговики. А они могут как отсрочивать оплату по векселям, так и вообще погашать их в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Поэтому таможенники, не мудрствуя лукаво, предлагают сделать их векселедержателями по таким операциям.

Не забыли в ГТСУ и о финансовой стороне дела. Чтобы оснастить таможню по последнему слову техники, ведомству, по его расчетам, понадобится более 5,5 млрд грн. При этом речь идет не только о специфическом оборудовании, но и о выделенных линиях интернета. «На реализацию мероприятий в 2011 году необходимо 2,3 млрд грн.

Такую сумму таможня приносит в бюджет за неделю», — говорится в концепции реформирования. Но главное, что все работы, услуги и техника, включая камеры наблюдения на постах и проведение оптоволоконных линий на каждый пост на самой отдаленной границе, будут закупаться за государственные средства, но в ходе тендеров, организованных ГТСУ. И вполне очевидно, что в числе поставщиков «совершенно случайно» окажутся компании, приближенные к руководству ведомства.

Автор: Алексей Набожняк, Деловая столица

You may also like...