Морское гадство. Улитки, медузы и водители в десятки раз опаснее акул

Для акульей паники оснований нет – недавние инциденты, конечно, трагические и малоприятные, но они исчерпаны. Но главное: за шумихой остались без внимания настоящие, так сказать, систематические опасности, которые подстерегают туристов на морях и океанах. Количество их жертв между тем в разы превосходит число пострадавших от акул, причём не только в Египте, но и по всему миру. Как выжить на курорте.

Двое пострадавших, двое раненых, одна погибшая – таковы итоги серии нападений акул на людей в египетском Шарм-эш-Шейхе. Другой результат череды малоприятных инцидентов – форменная истерика, которая разыгралась вокруг морских хищников. Дошло до того, что губернатор Синая обвинил в нападениях Израиль.

Конус может почти моментально убить человека, решившего взять его в руки
Конус может почти моментально убить человека, решившего взять его в руки

Мол, сионисты натаскали хищников на человечину, чтобы испортить арабам туристический бизнес. Но, во-первых, для акульей паники оснований нет – инциденты, конечно, трагические и малоприятные, но они исчерпаны. Во-вторых, и это главное, за шумихой остались без внимания настоящие, так сказать, систематические опасности, которые подстерегают туристов на морях и океанах. Количество их жертв между тем в разы превосходит число пострадавших от акул, причём не только в Египте, но и по всему миру.

Для начала о частном, последнем случае. Когда номер выйдет в печать, ситуация в Шарм-эш-Шейхе почти наверняка окончательно стабилизируется. И дело тут отнюдь не в титанических усилиях по поимке особей-людоедов. Да, виновницу как минимум одного нападения с достаточно большой долей вероятности уже отловили. Но, даже если хищник остался на свободе, пауза, которая была сделана в массовых купаниях, почти наверняка заставила рыбу уйти от берега, и она скорее всего не вернётся.

«Власти страны должны либо как можно быстрее выловить всех акул, появившихся в туристическом районе, либо запретить людям заходить в воду в течение ближайших одной-двух недель», – заявил Крейг Феррейра, бихевиорист Южноафриканского института по изучению больших белых акул, которого привлекли к разрешению кризиса.

Власти опирались на статистику, которая неумолима: нападения акул крайне редки и существовала большая вероятность того, что они не повторятся. Другое дело, что в этот раз закономерность была нарушена, но это исключение, которое ни в коей мере не опровергает общие правила.

Собственно, закрой Египет пляжи сразу после первого нападения – продолжения атак почти наверняка не последовало бы. Но этого сделано не было, чтобы не портить репутацию. Почему? Ответ прост. Власти опирались на статистику, которая неумолима: нападения акул крайне редки и существовала большая вероятность того, что они не повторятся. Другое дело, что в этот раз закономерность была нарушена, но это исключение, которое ни в коей мере не опровергает общие правила. А они таковы.

По данным Университета Флориды, только в США ежегодно более тысячи человек погибают от ударов молний. При этом общемировые показатели по смертям от акульих зубов колеблются в районе 7–10 случаев за год. Вообще, давно подсчитано, что шансы подвергнуться нападению акулы составляют 1 к 11,5 млн, а ещё и погибнуть – 1 к 264,1 миллиона. Или ещё одна любопытная пропорция: на одну смерть от зубов приходится порядка 3 тыс. случаев утопления. И надо сказать, что почти в 90% случаев утопленники отправляются на дно, будучи изрядно навеселе.

«Проблема в том, что Красное море все воспринимают как бассейн, куда запустили красивых рыбок. А на самом деле это дикая природа, с дикими и во многих случаях очень небезопасными обитателями», – считает Илья Сазонов, инструктор по дайвингу клуба «Акванавт», старший научный сотрудник НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко РАМН, врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук.

Тут настало время открыть не очень приятную правду. Едва ли не все коралловые рыбки могут по крайней мере повредить здоровью. Большинство природа снабдила острыми плавниками, которые, если не соблюдать дистанцию, гарантируют как минимум малоприятные нарывы. Отдельная категория – крылатки, или рыбы-львы, соприкосновения с ними чреваты очень агрессивными реакциями. Не лучше переносятся близкие контакты с рыбой-камнем и скорпенами – тут недалеко до остановки дыхания. Правда, смертельных случаев по перечисленным видам практически не фиксируется, но помучиться придётся.

Этого не скажешь об абсолютно невинном на первый взгляд обитателе моря – моллюске-конусе. Штука очень красивая. Одна беда – хищник, который специальным хоботком жалит мелкую рыбёшку. Другая проблема – яда у конуса более чем достаточно, чтобы парализовать пару дюжин здоровых мужчин. Последняя плохая новость – противоядия нет. Впрочем, нет – это полбеды. Главная – это то, что штука и вправду очень красивая. Поэтому ежегодно в мире 20–30 человек расстаются с жизнями из-за желания потрогать дивную вещицу. (По некоторым данным, именно конус стал причиной смерти российского туриста в Египте в начале лета этого года.) Отдельная история – медузы. Только морская оса (она же кубомедуза) убивает те же 20–30 человек.

Перечисление можно продолжать почти до бесконечности. К счастью, резюме короткое: ничего не трогайте под водой – и будет вам счастье. Другое простое правило – не кормите рыб. И не только ради сохранения экосистемы – тут самое время всё же вспомнить об акулах. Понятно, что вашим хлебушком вряд ли заинтересуется какой-нибудь лонгиманус. Но, во-первых, его может привлечь мелочь, которой вы будете любоваться. А во-вторых, собственно вы.

«На самом деле акулы людей практически не едят. Но атаковать, попробовать, к сожалению, они могут», – говорит доктор Сазонов, автор курса «Физиология и собственная безопасность при погружениях», лекций «Встреча с акулой» и «Опасные обитатели моря».

Да, с точки зрения акулы, человеческое мясо – гадость. Одна беда, чтобы в этом убедиться, рыбе надо его попробовать, а значит, нанести крайне серьёзные раны. При своевременной и грамотной медицинской помощи человека можно спасти, но стоит промедлить – и почти неминуемо наступает смерть от кровопотери или шока.

Чтобы практически гарантированно избежать встречи с акулами, желательно соблюдать простейшие правила. Не плавать в гордом одиночестве – даже один человек крупноват для акулы, а уж к группе она не решится приближаться почти наверняка. Не нырять в сумерках – можно попасть на время кормёжки хищников, не говоря о том, что их сумеречное зрение куда лучше человеческого. Избегать купания, если на теле есть свежие, кровоточащие раны.

Постоянно осматриваться – это понятно. А если заметили, что милые рыбки куда-то внезапно исчезли – осмотреться особенно внимательно: возможно, их спугнул крупный хищник. Это действительно так? Тогда немедленно, но без резких движений и трепыханий ногами-руками, выгребайте на берег, не теряя его из виду. Рыба всё же пытается укусить?

Отбивайтесь всем, чем только можно, суйте в морду ласты, они ещё противнее, чем человечина, лупите по жабрам и глазам (только не пытайтесь бить по морде – она очень твёрдая и вы скорее покалечитесь сами, чем испугаете рыбу). Дальше, к сожалению, как повезёт. Тем более что на суше куда опаснее.

Только в этом году на дорогах Египта погибли пять россиян, а «общенациональный» счёт жертв приближается к сотне. Соответственно проводить время на берегу даже при наличии в море одуревших акул – очень сомнительное с точки зрения личной безопасности мероприятие.

Автор: Валерий Павлов, Наша версия

You may also like...