Как не стать жертвой новогодних акций и скидок

Заявления продавцов о том, что акционный товар не подлежит возврату, является неправомерным. Тому, как не стать жертвой акций, скидок и дисконтных программ, посвящена сегодняшняя статья.

Необходимость продвижения собственных товаров и услуг обусловливает применение скидок многими организациями как оптовой, розничной торговли, так и компаниями, предоставляющими услуги. Скидки и акции предоставляются и проводятся по различным основаниям. На данный момент грядет самый яркий праздник, в канун которого дисконтные программы будут радовать потребителя своим изобилием.

Это маркетинговый ход, подарок наиболее любимым покупателям, акт милосердия. Называть такие акции можно как угодно, не забывая только одного: бухгалтерский и налоговый учет скидок имеет свои особенности, а на товары и услуги, приобретенные подобным образом, распространяются все нормы гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Потому заявление о том, что акционный товар не подлежит возврату, является неправомерным. Тому, как не стать жертвой акций, скидок и дисконтных программ, посвящена сегодняшняя статья.

Цены под Новый год не кусаются?

Согласно ст. 632 Гражданского кодекса, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены, которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. То есть, по сути, продавец свободен при определении цен на товары (работы, услуги), если иное не вытекает из закона.

В то же время в публичном договоре, коим является, например, договор розничной купли-продажи, согласно ст. 633 Гражданского кодекса, единая цена товара устанавливается для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случае, если на определенный товар установлена скидка, то она действует для всех покупателей, которые подпадают под категорию, указанную в рекламном предложении: например, купившему телевизор – чайник в подарок.

Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим относительно заключения публичного договора, если иное не установлено законом. Предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ услуг).

Поэтому, если вам пришло СМС-сообщение с текстом, содержащим обещание продать любой товар в магазине со скидкой в 20% при предъявлении этого СМС продавцу, то вы имеете право на продажу вам любой вещи в магазине дешевле. И пусть только скажут, что акция окончена либо товара нет в наличии. Магазин обязан продать товар по указанной заниженной цене.

Это – нормальная практика. Иначе вы имеете право на возмещение убытков. Каких убытков, спросит руководство магазина. Дело в том, что вчера вы хотели приобрести мобильный телефон, который стоил в соседнем магазине 1000 гривен. Однако вы его не приобрели, потому как вам промоутер дал рекламный проспект, в котором указано, что до 10 января действует новогодняя акция и этот телефон стоит 800 гривен.

В результате покупатель отказался от покупки телефона в соседнем магазине, собираясь приобрести его по заниженной цене. Пока он ходил из одного магазина в другой, оказалось, что в магазине, где телефон по 800, таких товаров нет (и, скорее всего никогда не было), а в магазине, где телефон по 1000, все уже разобрали.

А за 1000 покупатель собирался его покупать изначально. И теперь во втором магазине эти телефоны есть по этой цене. В данном случае потребитель имеет право либо приобрести товар за обещанные 800 гривен, либо требовать компенсации убытков в размере 200 гривен и искать свой вожделенный телефон по нормальной обычной цене в 1000 гривен.

О природе скидки

Кроме того, стоит поинтересоваться, а были ли скидки вообще, и на каком основании. Допустим, у продавца действительно было 200 стиральных машин по акционной цене и их якобы разобрали. Если у продавца больше нет такого товара в наличии, то он имеет право отказать покупателю в продаже товара по заниженной цене. Однако…

Скидки на продажу товаров и услуг очень не любит налоговая. Дело в том, что в данном случае, продавая товар по цене ниже обычной, без НДС либо вообще по цене первоначального приобретения, продавец уменьшает свой доход и налог на прибыль. А иногда даже может идти в убыток. Поэтому, прежде чем установить на предприятии скидки, директору и главному бухгалтеру необходимо произвести некоторые телодвижения.

Изначально должен быть издан приказ директора о том, что на определенный период на определенные товары на предприятии будут действовать определенные скидки. Также может быть принято решение о том, что в целях рекламы действует определенная акция. И если в результате ее проведения с целью продвижения своих товаров и услуг компания реально тратит деньги на расходы, в целях учета по налогу на прибыль такой продавец может отнести не более 2% своих затрат. Все остальные деньги расходами не считаются. Отсюда следует вывод, что не будет магазин сознательно идти в убыток.

В оптовой торговле такие приказы не издаются, если в прейскурантах (прайсах), утвержденных руководством предприятия, цены на товары в зависимости от условий их приобретения покупателями указываются уже с учетом скидки. Условия предоставления скидки при сокращении сроков расчета определяются в договоре купли-продажи или поставки.

При этом суммы предоставленных скидок указываются отдельной строкой в накладных. Кроме того, всю необходимую информацию о скидках должны получить и покупатели путем размещения объявлений на рекламных щитах или других рекламных носителях, в витринах магазинов, в торговых помещениях предприятий, через рекламу на радио, телевидении, в газетах и журналах.

Размер ценовых скидок фиксируется отдельными позициями в кассовых чеках и ежедневном отчете. При этом в кассовом чеке отдельно выделяется стоимость проданных товаров по розничным ценам, введенным в память кассового аппарата без учета предоставленных скидок. Исправления в ценники продаваемых товаров не вносятся и продажные (розничные) цены на реализованные товары не изменяются. В чеке, который выдает кассир покупателю, должна быть указана обычная цена и цена с учетом скидки. То есть заниженная цена даже не вносится в память кассового аппарата.

Поэтому когда вы приходите в магазин, где вам обещают продать товар со скидкой в 20%, стоит иметь ввиду, что цена со скидкой должна отображаться после первой обычной цены. То есть на ценнике должна стоять старая цена и новая, либо новая, возле которой должно стоять замечание «с учетом скидки в размере 20%».

Если же на ценнике стоит цена в размере 200 гривен, и никаких других надписей там нет, это значит, что продавец обязан продать товар за 160 гривен. Именно этой сумме будет соответствовать продажа товара со скидкой в размере 20%. И никакие увещевания по поводу того, что цена, указанная на ценнике, уже включает в себя скидку, при условии, что на самом ценнике об этом ни слова, не являются правомерными. В данном случае покупатель имеет право требовать последующего снижения цены на сумму скидки.

Потребитель — он и во время акции потребитель

Допустим, вы явились в магазин и все вроде бы в порядке: товар по акционной цене есть, чайник в подарок получен, товар приобретен и благополучно используется. Только вот буквально через день, два, неделю оказывается, что товар этот не очень качественный либо попросту не подходит по цвету, размеру, фасону. Конечно, согласно нормам Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей», покупатель имеет право товар обменять либо вернуть.

Только придя в магазин с желанием вернуть вещь продавцу, а себе деньги, покупатели иногда получают отказ, обоснованный тем, что акционный товар и товар со скидкой обмену и возврату не подлежит. И нужно было внимательно читать об этом надпись мелким шрифтом на ценнике либо в рекламном проспекте.

Несмотря на то, что товар был приобретен по цене ниже обычной в ходе проведения какого-нибудь маркетингового предприятия или новогодней акции, потребитель остается потребителем со всеми присущими ему правами. Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Это – цитата из Закона и никакого ограничения прав потребителей ни в Законе, ни в Гражданском кодексе, ни в каком-нибудь ином нормативно-правовом акте не содержится. Поэтому в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель в порядке ст. 8 Закона имеет право требовать пропорционального уменьшения цены; бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Если же товар имеет недостатки, которые исправить нельзя, то потребитель имеет право на расторжение договора и возвращение оплаченной за товар денежной суммы либо требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя).

 

Автор: Анна Воеводина, «Судебно-юридическая газета»

You may also like...