Как прекратить коммунальный лохотрон?

Практически никого не устраивает то качество коммунальных услуг, которое нам оказывают ЖЭКи. В то же время мало кто из нас знает, какие вообще услуги должны предоставить эти организации. Но, несмотря на это, мы ежемесячно добросовестно оплачиваем счета, которые они нам присылают. Почему все это происходит?

Наверное, потому, что, отвечая на вопрос «Кто должен исправить состояние жилищно-коммунального хозяйства?», 64% населения считает, что – чиновники, и только 36% думает, что этим вопросом должны заниматься жильцы. Для того, чтобы хоть немного приблизиться к пониманию проблемы, мы провели свое, журналистское, расследование.

Правовой ликбез

Еще весной 2009 года на законодательном уровне КМУ определил новый Типовой перечень услуг, который должны предоставлять коммунальные службы жителям многоэтажек. Как нам удалось выяснить, УЖКХ Чернигова в своей деятельности руководствуется нормативными документами, которые уже давно утратили силу.

Начальники ЖЭКов только слышали о постановлении КМУ №529 «Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и Типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий». Можем констатировать, что на самом деле тот перечень услуг, которые сегодня «предоставляют» в Чернигове, взят «с потолка». Сегодня законодательно определены 18 услуг, которые ЖЭКи обязаны выполнять, несмотря на то, включил ли их в тарифы исполком Черниговского горсовета или нет.

«Исключение из тарифа обслуживания номерных знаков домов, уборки лестничных клеток, текущих ремонтов и других услуг абсолютно не означает, что они не должны выполняться, просто теперь они должны финансироваться за счет бюджета», – пишет министр ЖКХ Украины Юрий Хиврич в книге «Реформа ЖКХ от А до Я».

За что мы платим?

Как заявил профильный министр, коммунальные услуги должны предоставляться в полном объеме. Сегодня их «минимальный набор» выглядит следующим образом:

Типовой перечень услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (Постановление КМУ №529)

1. Уборка придомовой территории. 
2. Уборка лестничных клеток. 
3. Вывоз бытовых отходов (сбор, хранение, перевозка, переработка, утилизация, обезвреживание и захоронение). 

4. Уборка подвалов, технических этажей и кровли. 
5. Техническое обслуживание лифтов. 
6. Обслуживание систем диспетчеризации. 
7. Техническое обслуживание внутридомовых систем: 
– горячего водоснабжения; 
– холодного водоснабжения; 
– водоотведения; 
– теплоснабжения; 
– ливневой канализации. 
8. Дератизация. 
9. Дезинсекция. 
10. Обслуживание дымовентиляционных каналов. 
11. Техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем при их наличии. 
12. Текущий ремонт конструктивных элементов внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и ливневой канализации, технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, размещенных на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок). 
13. Поливка дворов, клумб и газонов. 
14. Уборка и вывоз снега, посыпка части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями. 
15. Эксплуатация номерных знаков на домах. 
16. Освещение мест общего пользования и подвалов и подкачки воды. 
17. Энергоснабжение лифтов. 
18. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки. 

При внешнем сходстве перечней услуг – определенного КМУ и «действующим» в Чернигове – существуют и громаднейшие различия. Так, например, какой-то умник написал, что в Чернигове «подметание снега, который выпал, должно производиться 10 раз в году».

Получается, что если дворник убрал тротуар 10 раз за декабрь, то в январе, феврале и марте к снегу он может и не прикасаться?! Конечно же, нет! Нормативные документы, действующие в Украине, определяют периодичность и сроки уборки снега. Скажем так: он должен убираться сразу после снегопада, и постоянно! Но в нашем городе этого не делают.

Еще хуже обстоят в Чернигове дела с уборкой лестничных клеток. Наше УЖКХ решило, что будет достаточно одного «влажного подметания» лестниц раз в неделю. В то же время установленными нормативами определено:

  1. влажное подметание вестибюлей, лестничных площадок и маршей первых 3-х этажей, мест перед загрузочными камерами мусоропроводов и помещений общего пользования (детских комнат и т.д.), а также уборка дворовых подъездов – ежедневно;
  2. влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 3-го этажа – 3 раза в неделю;
  3. мытье вестибюлей, лестничных площадок и маршей, а также окрашенных масляной краской панелей – 2 раза в месяц;
  4. мытье помещений общего пользования – ежедневно;
  5. мытье окон на лестничных площадках и в вестибюлях, а также дверей – 2 раза в год;
  6. обметание пыли, паутины и грязи со стен, потолков, дверей, окон, подоконников, радиаторов и сетчатых ограждений лифтов – 2 раза в месяц;
  7. влажное протирание подоконников, оконных решеток, поручней, почтовых ящиков, электрощитовых и лестниц на чердак – 1 раз в месяц.

Мы рассмотрели только две услуги. Таким образом можно расписать и все остальные 16 пунктов нормативов. Но и этого достаточно для того, чтобы увидеть – ЖЭКи не предоставляют необходимого объема услуг! В результате наши дома превращаются в трущобы.

Финансовая сторона вопроса

При непредоставлении услуг основным аргументом начальников ЖЭКов является низкие тарифы, действующие в Чернигове. Но закон определил, что все тарифы должны быть, во-первых, экономически обоснованными, а во-вторых, если местное самоуправление принимает тарифы ниже экономически обоснованных, то оно обязано компенсировать разницу из городского бюджета! Ни один закон не дает права ЖЭКу самостоятельно сократить перечень предоставляемых услуг. Постановлением КМУ №529 определено, что тарифы устанавливаются для каждого дома индивидуально, причем только жильцы дома имеют право исключить какой-то вид услуг из перечня.

Теперь попробуем разобраться, насколько «необоснованным» есть тот тариф, по которому мы платим ЖЭКам. В УЖКХ города нам предоставили Перечень действующих в городе тарифов. Нужно отметить, что утвержден он был еще 15 сентября 2008 года! И с тех пор не изменялся.

Рассмотрим только одну его составляющую: уборка лестничных клеток – 0,052 грн./м2. В подъезде пятиэтажки – двадцать квартир общей площадью 1100 м2 (для расчетов мы взяли конкретную пятиэтажку постройки 1970 года).

0,052 грн./м2 х 1100 м2 = 57,20 грн.

Таким образом, мы определили, что четыре подметания лестничных маршей подъезда обходятся жильцам в 57,20 грн., или одно подметание – в 14,30 грн.

За восьмичасовой рабочий день вполне реально промести 10 подъездов. Таким образом «виртуальный дворник» может получить за месяц (22 рабочих дня) 3146 грн.!

Возникает вопрос: где вы видали уборщика с такой зарплатой? Причем эта цифра была действительна на сентябрь 2008 года! Мы видим, что тарифы взяты «с потолка» и вполне можем поспорить о том, занижены они или нет при том объеме услуг, который нам хотя бы на бумаге предоставляют ЖЭКи! 

«В результате мы имеем сильно раздутые практически на всех коммунальных предприятиях административные затраты, зачастую превышающие 60% от общих затрат, включаемых в тариф. Сегодня в некоторых ЖЭКах можно увидеть 10-15 бухгалтеров с одним на всех сломанным калькулятором. ЖЭК может запросто арендовать огромный офис, и никто ему не запретит переложить эти затраты на население», – констатирует министр ЖКХ Украины Юрий Хиврич.

Кроме всего сказанного, добавим, что по состоянию на 1 января 2011 года, по уровню тарифов на квартплату Чернигов находится далеко не на последнем месте.

(диаграмма тарифов)

Что делать?

Этот вопрос волнует как жителей нашего города, так и местное самоуправление. Мы считаем, что первое, с чего нужно начать – обязать коммунальные службы выполнять постановление КМУ №529 и заключить с жильцами домов договыа на оказание услуг. Те договоры, которые были заключены до 2009 года, утратили силу, но именно на них и ссылаются ЖЭКи при проведении проверок!

Сегодня идут упорные слухи о том, что в готовящейся редакции Жилищного кодекса закладывается норма, по которой жильца могут выселить из квартиры. Поэтому жители города должны знать, какие услуги и по какой цене оказывают нам коммунальщики и контролировать их выполнение. Еще раз отметим, что только жильцы дома могут отказаться от той или иной услуги, предусмотренной нормативными документами. 

К сожалению, нужно констатировать, что для того, чтобы наши дома окончательно не превратились в трущобы, тарифы на услуги ЖКХ будут увеличиваться, ведь реально ни государство, ни местное самоуправление не готово профинансировать капитальный ремонт всех наших домов. А ведь в Чернигове капремонта сегодня требует около 70% жилого фонда! Каким будет город в ближайшие несколько лет, зависит не столько от местного самоуправления, но и от жителей города, которые обязаны заставить это самоуправление работать для тех, кто их избрал. 

Средний тариф на содержание домов и придомовых территорий по городам Украины (на 1.01.2011г.)


Ориентировочная стоимость проведения работ по капитальному ремонту жилого фонда

Автор: Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №5, gorod.cn.ua

You may also like...