Бензин без оптимизма: почему правительство не удержало А-95 в пределах 10 гривен за литр

В апреле переработка нефти на Лисичанском НПЗ, на который приходится примерно половина внутреннего производства нефтепродуктов, сократится на 30%. Всего за последние шесть лет переработка нефти упала вдвое, а доля импортного топлива достигла 45-50% рынка. Почему?

Нынешнее положение отрасли отечественные переработчики объясняют дискриминационными условиями работы – нулевыми пошлинами на импорт нефтепродуктов и дешевой нефтью, которая доступна для переработчиков стран таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), и недоступна для отечественных НПЗ. «Преимущество заводов Таможенного союза за счет беспошлинной поставки нефти составляет до $170 на тонне», – утверждают в пресс-службе ООО «ТНК-BP Коммерс» (Лисичанский НПЗ).

В поддержку отечественного товаропроизводителя правительство выдумывает разные схемы. К примеру, с осени 2010 года вынашивалась идея о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. Спустя полгода премьер Николай Азаров, ранее выступавший за введение пошлины, изменил свое мнение, заявив, что повышение цен на топливо на 1,5-2,0 грн/л Кабмину ни к чему. Чуть ранее аналогичное заявление сделал Юрий Бойко, глава Минэнергоугля.

Параллельно правительство борется и за низкие цены на топливо. В марте после нескольких месяцев расследования АМКУ на 150 млн грн (1% дохода за 9 месяцев 2010 года) оштрафовал трех крупнейших операторов украинского нефтерынка: Окко-Нефтепродукт (Галнафтогаз), Континент Нефте Трейд (ТМ «WOG») и Альянс Холдинг (ТМ «Shell»).

Озвученная причина – антиконкурентные согласованные действия на рынке бензинов, а именно одновременное поднятие розничных цен на бензин и ДТ в декабре 2010 – январе 2011 года. Эксперты уверены, что решение АМКУ исключительно политическое. Тем более, что впервые за всю историю работы АМКУ несколько компаний избежало наказания наравне со всеми. Напомним, что изначально в списке «нарушителей» значились еще ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» и СП ООО «Кершер» («ТНК-ВР Холдинг»). Эти компании «за хорошее поведение» пока не оштрафованы и выведены в отдельное «дело».

С акцизом на топливо вообще глупо получилось. Сперва его увеличили: с 1 января 2011 года, в связи с вступлением в силу Налогового кодекса, акциз на бензин вырос с 132 до 182 евро за тонну, на ДТ – с 65 до 90 евро. В результате топливо подорожало минимум на 50 коп за литр. Но спустя всего три месяца акциз уменьшили до прежнего уровня – соответствующее решение ВР приняла 7 апреля.

«Сначала нас убеждали, что лишь транспортный сбор, включенный в акциз на бензин, способен спасти украинские дороги. Теперь говорят, что для финансирования Укравтодора достаточно увеличить поступления от налога на добавленную стоимость. Непоследовательность чиновников поражает», – комментирует заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

А на днях снова появилась информация, что правительство может ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Дескать, это единственная возможность помочь отечественным НПЗ.

Причина метаний чиновников – передел рынка. Разные игроки, разные интересы, разные лобби – разные решения. Перебоев с поставками топлива не ожидается, но цены будут повышаться в штатном порядке – вслед за подорожанием нефти и истощением админресурса: сегодня «честная цена» качественного А-95 составляет 10,0-10,3 грн/литр. Отметим, 20 апреля средняя по Украине стоимость А-95, по данным консалтинговой компании UPECO, составила 9,95 грн/литр.

Есть ли экономическая необходимость менять правила игры на рынке нефтепродуктов?

Сергей Куюн, директор консалтинговой компании «А-95»: Думаю, что нет. У нас идеальный рынок: наценка минимальна, налоги на топливо одни из самых низких в мире, логистика поставок максимально диверсифицирована, конкуренция высока. Есть четыре украинских завода и десяток направлений импортных поставок, из разных стран – Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, России, Беларуси… – и разным транспортом: морем, ж\д, автомобильным. До недавнего времени наценка из-за жесткой конкуренции составляла 3-5% или 30-50 коп на литре топлива, а в феврале-марте уменьшилась в три-четыре раза из-за усиления госрегулирования.

Подешевеет ли бензин, если украинские НПЗ увеличат переработку нефти?

Сергей Куюн: Нет. Стоимость нефтепродуктов определяется ценой нефти на мировых рынках и не зависит от объема импорта. От действий АМКУ тоже не зависит. Платежеспособный спрос «достиг потолка» в 9 грн/литр и по мере дальнейшего роста цен на бензин автолюбители стараются меньше ездить. В интересах операторов рынка обеспечить как можно меньшую цену на топливо, но в рамках рыночной экономики дешевле сделать трудно – нефть во всем мире дорожает.

Насколько велико преимущество НПЗ стран таможенного союза перед отечественными?

Сергей Куюн: Нет смысла сравнивать. Во-первых, серьезную долю в корзине переработки Мозырского НПЗ (Беларусь) занимает дорогостоящая азербайджанская нефть, во-вторых, белорусы платят экспортную пошлину на нефтепродукты, в-третьих, белорусские НПЗ все топливо продают на открытых аукционах либо по формулам с привязкой к мировому рынку. Для белорусов, остро нуждающихся в доходах бюджета и ведущих огромные программы модернизации НПЗ, продавать топливо дешево просто глупо. Украинские заводы терпят убытки не из-за демпинга цен на нефтепродукты, а из-за того, что ранее не вложили деньги в модернизацию.

Более того, сегодня все НПЗ мира стали заложниками биржевых спекуляций на нефть. Все просто. Цены на нефть формируют спекулятивный капитал, а цены на нефтепродукты – рыночные реалии, в том числе слабый спрос и низкая платежеспособность потребителей. В результате половина НПЗ в мире сегодня работает с убытком, а украинские технически отсталые НПЗ – с большим убытком. В выигрыше – нефтедобытчики, которые субсидируют НПЗ. В Украине таковыми являются ТНК и «Лукойл», получающие сверхприбыли на высоких нефтяных ценах.

Был ли сговор нефтетрейдеров, которых оштрафовал АМКУ?

Сергей Куюн: Не было. Просто у чиновников не принято признавать объективный характер происходящих в экономике процессов, обязательно нужен виновный, вот их и нашли. Себестоимость нефтепродуктов на колонках одинакова у всех операторов рынка: закупают топливо на одних и тех же НПЗ, в том числе иностранных, имеют практически идентичную логистику и географию расположения станций по Украине. Поэтому при изменении налогов, стоимости закупки нефтепродуктов или удорожания логистики цены повышаются параллельно на всех АЗС в одном районе, и это особенность конкуренции между АЗС во всем мире.

Сколько будет стоить бензин в Украине в конце апреля?

Сергей Куюн: Объективная цена за качественный А-95 составляет 10,0-10,3 грн за литр. Ниже этого уровня цены могут быть в двух случаях. Или заправка работает себе в убыток, или же начинает «петлять»: продает под видом А-95 менее качественный бензин, бодяжит или реализует контрабандное топливо. Кстати, вот где нежен госконтроль. До 20% топлива на рынке – фальсификат или контрабанда. Исчезновение этих вводных позволит заводам увеличить переработку нефти как минимум на 3 млн тонн в год, то есть на треть. А это позволит снизить издержки и увеличить доходы.

Автор: Андрей Бережанский, КОНТРАКТЫ

You may also like...