Экономический национализм как путь к самоспасению

Украина стремительно входит в самый опасный исторический отрезок (2012—2015 годы) со времен обретения независимости. Причин для этого много. Главное: Украину ждет крайняя политическая турбулентность без перспективы быстрой и законной стабилизации.

Возникает вопрос: как выжить в эти годы или пережить их с минимальными политическими и экономическими потерями? Или, проще говоря, как сохранить государство, уберечь большинство украинских компаний от разорения, а семейные бюджеты — от истощения? Может быть, кому-то это покажется сгущением красок — мало ли мы переживали выборов?

Еще полгода назад я бы тоже только теоретически мог себе представить такую пугающую перспективу, но сегодня мне, например, уже абсолютно понятно, что Украина находится в стороне от общеевропейских тенденций, ценностей и направлений развития. Еще более печально то, что это стало ясно и практически всем нашим европейским друзьям и недругам (а последних — тоже немало).

Почему это так важно именно сейчас? Потому что во время затяжных кризисов практически во всех странах начинает возрождаться, а в некоторых и доминировать экономический национализм, являющийся базисом, основой интегрального национализма и его крайней формы — комплекса национальной неполноценности.

Этот комплекс национальной неполноценности толкает некоторые страны на иррациональные, казалось бы, поступки, которые унижают другие (как правило, малые) страны — жертвы произвола и международного цинизма. Понятно, что в современной Европе, в отличие от довоенной (имеется в виду Вторая мировая война), экономический национализм хорошо замаскирован, но от этого он не становится менее опасным, особенно для Украины!

Какие тенденции сейчас доминируют в Европе? В первую очередь, усиление роли государств и бюрократии в целом. Такие тенденции понятны. Именно государства взяли на свои плечи проблемы и долги финансового сектора (более того, сейчас большинство стран Европы уже берут на себя проблемы и долги целых стран, причем речь идет не только о Греции).

Объективно, что роль правительств в развитии экономики Европы будет усиливаться. Как следствие, мы будем наблюдать приход к власти социалистов. Франция — это первая ласточка. Социалисты будут все больше вмешиваться в экономику, поощрять торговые барьеры, регулировать зарплаты и доходы (через фантастические и абсурдные налоги), искать внешних врагов или изгоев (слабые, беззащитные и непонятные страны типа Украины).

В таких условиях хотелось бы дать совет европейским элитам (это не мания величия, а просто важный мессидж новым левым в Европе) — больше и качественнее можно и нужно регулировать финансовые рынки (рынки активов). А вот товарные рынки (о которых, собственно, и писал А.Смит) необходимо оставить в покое, причем как на национальном, так и на глобальном уровне. Для этих рынков чем меньше вмешательство государства, тем лучше и для страны, и для мировой экономики (см. ZN.UA №13, 2012 год).

Конечно, я не верю, что мой совет будет услышан. А если и будет, то его еще необходимо принять и включить в экономическую политику страны. Поэтому нужно готовиться к новой ситуации в Европе и мире, где экономический национализм и даже экономические войны станут реальностью. Кстати, они уже стали реальностью на территории бывшего СССР («слабое звено»). Одна из них — «сырная» — еще не закончена Россией, но мы к ней вернемся.

Моя логическая цепочка, объясняющая приход нового периода (к счастью, не эпохи) экономического развития в мире, который очень опасен для Украины, может быть подтверждена исторически (должна ж история чему-то учить). Здесь будет уместным процитировать Людвига фон Мизеса, опубликовавшего в 1944 году книгу «Всемогущее правительство: тотальное государство и тотальная война»: «Роковой ошибкой, которая сорвала все планы сохранения мира, было именно непонимание людьми того, что только в мире чистого, совершенного и нестесненного капитализма отсутствуют стимулы для агрессии и завоевания.

Где нет экономической свободы, там все совершенно иначе. В современном мире этатизма, где каждый народ стремится к изоляции и автаркии, нельзя утверждать, что человек не получает никакой выгоды от завоевания. В наше время торговых и миграционных барьеров, валютного контроля и экспроприации иностранного капитала война и завоевания могут доставить массу выгод.

Почти каждый гражданин кровно заинтересован в противодействии политике иностранных государств, которая может ущемить его материальный интерес. Поэтому нет ничего удивительного в том, что почти каждый гражданин хочет видеть свою страну сильной и могущественной: он рассчитывает получить выгоду от ее военной мощи».

Думаю, что читатель уловил основную идею этой гениальной цитаты Л. фон Мизеса: свободный рынок — это мир и интеграция, а вмешательство государства в экономику — это война и изоляция. Но не это главное для нас, украинцев. Каждый ли гражданин Украины «кровно заинтересован в противодействии политике иностранных государств, которая может ущемить его материальный интерес», и каждый ли гражданин Украины «хочет видеть свою страну сильной и могущественной»? К сожалению, нет! Даже не каждый депутат или государственный деятель Украины хочет этого!

Когда в Европе и мире было все хорошо, экономика росла, вместе со всеми росли и мы (несмотря на локальные, но чувствительные экономические удары России). Мы могли лишь плыть по течению. Сейчас все изменится. Расти нужно будет не со всеми, а вопреки всем, за счет своих ресурсов или ресурсов соседей (если их можно отнять), а удары мы будем получать уже не только от России…

Становится очевидно, что малые народы не в силах защитить себя самостоятельно от экономического национализма других народов. Не готова к такой новой мировой политике и Украина, экономика которой маленькая, а национализм стал почти ругательным словом, в то время как пятая колона делает любой конфликт для Украины априори проигранным!

Что делать? Бессмысленно давать какие-либо сложные рекомендации, они невыполнимы… Но один простой совет дать можно: сейчас всем выгоден экономический национализм — и правительству, и компаниям, и украинским семьям, этот общеевропейский тренд нужно взять на вооружение. Что означает покупать украинские товары, инвестировать в Украину, поддерживать украинские компании (вернее, те, которые платят налоги в Украине). При умелой инкорпорации идей экономического национализма в сознание людей даже большую часть нашей огромной пятой колоны можно превратить в патриотов, не говоря уж о просто лояльных гражданах.

Вернемся к сыру. Как, например, должно действовать правительство в данном случае? Во-первых, объяснить людям, какие экономические потери несет экономика и все люди Украины от таких акций России: закрытие заводов, сокращение занятости, убытки для селян, снижение бюджетных поступлений, ухудшение имиджа страны. Во-вторых, поднять информационный шум в иностранных средствах массовой информации. В-третьих, обратиться в ВТО и другие международные организации (чем больше, тем лучше). В-четвертых,при наличии оснований начать ответные торговые санкции и т.д.

Причем нужно постоянно импровизировать. Например, провести во всех посольствах за рубежом праздник украинских сыров с приглашением ведущих журналистов. А в Киеве МИД мог бы пригласить всех иностранных послов на вечер украинского сыра. Минэкономразвития могло бы посредством новых правил торговли обязать супермаркеты отдавать украинским товарам лучшие места на прилавках и т.д.

И, конечно, нужно поблагодарить наших российских коллег за РR украинского сыра… Уверен, что в таком случае решение о следующей недружеской акции против Украины давалось бы нашим партнерам не так легко, как сейчас.

Автор: Александр Савченко «Зеркало недели. Украина» №17 

You may also like...