Беларусь в руках Бацьки и… женщин

За 18 лет правления Александра Лукашенко в Белоруссии сформировалась модель управления, при которой даже без взяток и откатов лучшего всего в стране живется бюрократам. Точнее – бюрократкам.

В Белоруссии нет сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых. В этой стране за взятку в размере в тысячу долларов любой чиновник запросто может быть упрятан за решетку лет так на пять-семь. На лапу в стране почти не берут ни ГАИшники, ни мелкие чиновники, ни таможенники, ни председатели колхозов.

Воровать, занимая ответственные должности, белорусы тоже не могут: риск понести за это наказание «по всей строгости» также слишком высок. Бизнес, что бы там ни рассказывали оппозиционеры, имеется и иногда даже процветает. Почему же тогда в Белоруссии, как и в России или Туркменистане, большинство молодых людей продолжает мечтать о карьере чиновника, а не бизнесмена?

Специфика белорусского бизнеса такова, что большие деньги в нем способны заработать единицы. Во-первых, в маленькой и преимущественно бедной стране очень сложно сделать большие деньги на потребительском рынке. Во-вторых, высокая степень зарегулированности рынка и постоянно растущая сложность бюрократических процедур делает ведение бизнеса в стране непростой процедурой. Наконец, в-третьих, из-за невозможности дать «откат» бизнесмен со стороны практически не может рассчитывать на доступ к госбюджету.

Зато на это легко может рассчитывать сын видного чиновника в облисполкоме. Или племянник менеджера крупного госбанка. Собственно, бизнес в Белоруссии во многом построен на том, чтобы выполнять заказы власти, а уж распределяют их, конечно, среди своих.

Наконец, если вы не хотите заниматься бизнесом, а имеете склонность, скажем, к журналистике или менеджменту, то в Белоруссии вы вряд ли смогли бы избежать работы на государство. Почти все газеты и журналы здесь государственные, крупные компании, заводы и предприятия — тоже. Хочешь управлять большим количеством людей — неизбежно должен работать на государство.

Поскольку, в отличие от России, к рукам у здешнего чиновника мало что прилипает,

в Белоруссии у каждого выпускника университета есть практически безграничные возможности по строительству карьеры в госаппарате. По данным Национального статистического комитета, в 2011 году по виду экономической деятельности «государственное управление» в стране было занято 165,9 тыс. человек, или 3,5% от занятого населения в экономике. Это много.

Кризис лишь подтвердил, насколько важно в Белоруссии работать в госструктурах. Пока «обычные» граждане один за другим теряли работу, в 2011 году в высших органах власти сократили лишь 0,6% от общей численности чиновничьего аппарата. А в надзорных органах и в местных советах и исполнительной власти количество госслужащих и вовсе увеличилось соответственно на 0,4% на 4,9%. Т.е. несмотря на все проблемы в экономике, Лукашенко продолжает наращивать численность армии государственных служащих.

Чаще всего в белорусских государственных органах восседают женщины: их доля в аппарате составляет 68,7%. Феминизация бюрократии здесь выше, чем даже в России с ее хрестоматийными «жэковскими тетками», и вплотную приблизилась к показателям Норвегии, где мужчины берут отпуск по уходу за ребенком. Вряд ли это как-то связано с коварными замыслами Батьки – скорее, с демографией. Но общий отпечаток на лицо и нравы белорусского госаппарата, безусловно, накладывает.

Белорусские чиновники обоего пола хорошо по местным меркам зарабатывают. Корреспондент «Росбалта» пообщался, наверное, с десятком из них — и все как один признались, что, хотя в долларовом эквиваленте их зарплаты несколько «просели» в 2011 году, в настоящее время они вернулись к докризисному уровню. Так, старший лейтенант в минском военкомате может рассчитывать на 700-800 долларов в месяц, чиновник среднего звена в горисполкоме — на 600-700 долларов.

При этом зарплаты учителей, врачей, дорожных рабочих, пожарников и работников совхозов ниже зарплат чиновников в два-три раза. Точнее, они были сопоставимыми, но после прошлогоднего валютного кризиса никто им индексировать доходы в соответствии с новым курсом доллара не стал.

В последний раз зарплаты чиновников официально поднимались 1 мая — сразу на 45%. Но не у всех. Ощутимо подросли оклады только у начальников (отделов, управлений, главных управлений, департаментов, заместителей и первых заместителей руководителей министерств, комитетов, организаций и т.д.). У остальных служащих должностные оклады подросли чуть более чем на 20%. Зарплаты бюджетников, не имеющих отношения к госаппарату, выросли тогда всего на 5%.

С чего бы вдруг такая несправедливость у Лукашенко, который всегда следил за соблюдением относительного социального равенства в белорусском обществе? Видимо, таким образом бессменный президент страны решил подстраховать лояльность бюрократии перед лицом внешних вызовов.

Еще пару лет назад местные чиновники не чувствовали себя привилегированными. Так, в 2011 году заработная плата по виду деятельности «государственное управление» была выше средней по стране лишь на 13%. Средняя зарплата по виду деятельности «государственное управление» была на 44% выше, чем в образовании, и на 37% больше, чем у тех, кто работал в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. Теперь же, как отмечалось выше, эта разница превышает 200%.

Еще один важный момент — распределение доходов по регионам. В Брестской области зарплата в госуправлении была на 21% выше, чем в среднем по области, в Витебской — на 22,8% выше, в Гомельской — на 17,4%, в Гродненской — на 21,8%, в Могилевской — на 20,3%. А в Минске, в непосредственной близости от Лукашенко, чиновники зарабатывали всего на 6% больше, чем в среднем по городу. То есть, даже в провинции доход у чиновников столичный.

А теперь представьте, что у вас оканчивает белорусскую школу сын или дочка. На какую специальность и в какой ВУЗ вы посоветуете им пробиваться? И как вы думаете, за кого они будут голосовать впоследствии?

Автор: Максим Швейц, Росбалт

You may also like...