Дети на дорогах: уроки ценою в жизнь

К примеру, гибель детей-пешеходов на дороге стала крайне редкой в европейских странах и не носит системного характера – только случайность, так как все риски для детей в зоне их перемещений приближены к нулю. В Украине статистика аварийности с участием детей ужасает.

То, что ежедневно на дорогах страны гибнут и калечатся десятки людей, стало уже привычным явлением, как это не ужасно звучит. Страшные цифры воспринимаются нами как разрозненные отдельные события, печальные лишь для тех, кого они непосредственно затронули, так уж человек устроен.

Всколыхнуть общество, да и то ненадолго, может разве что крупная авария с автобусом или гибель детей. Однако, все мы, как правило, считаем, что люди либо сами виноваты в том, что попадают в аварии, либо просто становятся жертвами рокового стечения обстоятельств. В развитых же странах, которым удалось снизить процент ДТП и их последствий даже в условиях роста дорожного движения, давно доказали, что такой подход непродуктивен.

К примеру, гибель детей-пешеходов на дороге стала крайне редкой в европейских странах и не носит системного характера – только случайность, так как все риски для детей в зоне их перемещений приближены к нулю. В том числе с помощью обучения самих детей или, к примеру, введения обязательного ношения на одежде светоотражателей в темное время суток. Каждый факт травматизма на дороге подробно анализируется, сначала ликвидируются причины повторяющихся ДТП (в местах их концентрации), потом вносятся изменения в нормы строительства дорог, в систему поддержания качества дорог и т.д. Об этом много говорят и пишут наши соотечественники, которые живут или бывали за границей или просто интересовался этим вопросом.

А что у нас?

Статистика аварийности с участием детей ужасает. По данным украинской ГАИ, с начала года в стране всего зарегистрировано 3655 таких происшествий, что на 1,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этих ДТП погибли 249 детей (+14,7 %) и были травмированы 3963 ребенка (+2,2 %). Свою печальную «лепту» внес и Крым: с января по ноябрь 2012 года на территории полуострова произошло 213 ДТП с участием детей. За это время на наших дорогах погибли 9 детей и 247 получили телесные повреждения.

Наверное, не все трагедии можно было предотвратить. Но учить детей правильно вести себя на дорогах, в общественном транспорте, правильно и без паники действовать в экстремальных ситуациях стало жизненной необходимостью. Поскольку личный опыт ре­бенка здесь недопустим.

Как спасти детей от смерти и увечья на дорогах? Что в состоянии сделать и что делают власти и общество для того, чтобы подобных трагедий на дорогах было меньше?

В апреле 2010 года Генеральной ассамблеей ООН была принята Программа «10-летие действий по обеспечению безопасности на дорогах», девиз которой – Вместе мы можем спасти миллионы жизней! Все страны-участники ее подписали. И Украина в том числе. Прошло уже два года. Может ли государство отчитаться перед обществом, так сказать, о проделанной работе? Большой вопрос. Во всяком случае, рядовые граждане на себе «улучшений» не ощутили. А ведь Украина входит в пятерку стран с наихудшими показателями смертности на дорогах…

Вызывает разве что умиление так называемые агитационно-пропагандистские «недели безопасности», проводимые украинской ГАИ, в рамках которых «упор» делается то на перевозчиков, то на ремни безопасности, то вдруг вспоминают о пешеходах. Дело, безусловно, нужное, но почему профильное ведомство ограничивается разовыми или периодическими акциями? Такая работа должна вестись «по всем фронтам» ежедневно, непрерывно, согласно закону и (хотелось бы) по совести, а не для отчета «наверх». А получается: пошумят немного, и все снова встает на свои места. В чем польза от подобной профилактики?

Необходимое, но не достаточное

Говоря о детях, все, кто, так или иначе, занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, высказывают единодушное мнение: вопрос этот многоплановый. Важно не только прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, но и создать безопасную среду, т.е. свести к минимуму возможность попадания ребенка в ДТП. Кроме того, огромное значение имеет оперативное и грамотное оказание медицинской помощи, если ДТП случилось. Но, главенствующую роль играет все-таки воспитание (и в семье, и в школе).

В Крыму государственных структур, взявших на себя воспитательную функцию, всего две – это Министерство образования (в лице преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений) и Госавтоинспекция, а точнее сектор профилактической работы при управлении ГАИ и соответствующие отделы на местах. К слову, после сокращения в рядах ГАИ, такие отделы остались далеко не во всех районах Крыма. Да и отделами это назвать трудно, так как числятся там по одному человеку. Понятно, что толковой работы при таком подходе не может быть.

Тем не менее, как заверила нас и.о. сектора профилактической работы УГАИ Крыма Мария Нестеренко, инспекторы ежемесячно проводят занятия с учениками школ и интернатов. И не только в городах, но и в сельской местности.

«Да, наш агитационный автобус (единственный на весь Крым – авт.) выезжает в сельские районы. Наши сотрудники общаются и с учениками, и с преподавателями. Раздают листовки родителям, — рассказывает Мария. — Вот недавно, в рамках акции «Внимание! Пешеходы», мы раздавали детям и родителям светоотражающие элементы для одежды».

Все это хорошо, но необходимость ношения на одежде светоотражающих элементов должна быть прописана в законе, а несоблюдение данной нормы — караться штрафом. Кстати, соответствующий законопроект (о внесении изменений в ПДД) пока не принят, хотя и вынесен на всеобщее обсуждение. А до тех пор у нас ограничиваются рекомендациями и увещеваниями. Бессмысленное занятие, учитывая нашу ментальную безответственность и пошатнувшийся в последнее время имидж самого ведомства.

Если говорить об учебных заведениях, похоже, что существующая в Украине система обучения вроде как не берет во внимание, что в школах учатся, воспитываются пешеходы и будущие водители. А ведь мировая практика показала, что формировать стереотип законопослушного поведения необходимо чуть ли не с пеленок.

В соответствии со школьной программой, по которой учатся наши с вами дети, в рамках курса «Основы здоровья», который рассчитан на 17 часов в год, на изучение правил поведения на дороге отведено (внимание!) по 1 часу в 5,7 и 8-мых классах и 2 часа в 6-тых. Такие цифры в ответе на наш информационный запрос «озвучили» в Министерстве образования и науки Крыма. Впечатляет, не правда ли? Интересно и то, что о младшей и старшей школе в письме вообще нет ни слова. Остается только предположить, что, по мнению составителей школьной программы, для этой возрастной категории детей такие уроки вообще не нужны.

Конечно, нельзя сказать, что ничего вообще не делается. Как заверили нас в министерстве, в общеобразовательных учебных заведениях Крыма проводятся соответствующие воспитательные мероприятия: беседы, викторины, встречи с работниками ГАИ, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, просмотры спектаклей и кинофильмов, недели дорожного движения. Существует и методическое пособие для учителей, подготовленное Крымским республиканским внешкольным учебным заведением «Центр детского и юношеского творчества». Однако вся эта работа носит эпизодический характер, а, между тем, подобные уроки, быть может, являются одними из главных, потому что от этих знаний зависят жизни.

Далеко ходить за подтверждением того, что все и так понимают, не нужно. Лакмусовой бумажкой стали недавниесоревнования школьных команд на знание Правил дорожного движения, прошедшие в Симферополе в рамках акции «Я – против опасных дорог».

Не хочется обижать ребят, которые готовились и старались, как могли. Но уровень столь необходимых знаний, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это подтвердили и волонтеры, участвовавшие в мероприятии. И они же назвали причину – отсутствие или низкий уровень подготовки детей в школах.

Нужно, чтобы соблюдать правила стало модным

Да, в школах есть уроки ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), однако не удается пока сделать так, чтобы это стало модным среди молодежи, — считает капитан-координатор Международного волонтерского общественного движения «Гражданская дорожная полиция» Евгений Бочкарев.

«В прошлом году вместе со студентами мы провели 70 тематических уроков в школах Симферополя. В нынешнем — инициировали акцию «Я — против опасных дорог», которую поддержали городское управление образования и ГАИ, – рассказывает Евгений Бочкарев. — В течение всего года для самых маленьких будут показывать спектакли, проводиться семинары и КВНы для старшеклассников, кроме того будет конкурс видеофильмов, выставки и городской слет инспекторов дорожного движения».

По его словам, работа с детьми должна проводиться постоянно, хотя одного этого не достаточно. Волонтеры планируют расширить свою деятельность, не ограничиваясь только пропагандой. В перспективе – создание на проблемных участках крымских дорог бесплатных мобильных пунктов помощи автомобилистам (помощи информационной, технической, медицинской). Однако все упирается в деньги. Вернее – в их отсутствие.

«В России движение «Гражданская дорожная полиция» становится все более популярным, и государство выделяет деньги. У нас же денег нет. Перед выборами обращались к депутатам. Некоторые обещали помочь. Вот ждем, – говорит Бочкарев. – Еще хотелось бы, чтобы хотя бы небольшой процент рекламных площадей вдоль дорог был выделен бесплатно на социальную рекламу по нашей тематике. Пока не дают. А ведь патриотизм не в том, чтобы флагами махать. Патриотизм – в конкретных действиях для того, чтобы была польза людям».

СПРАВКА. Международное общественное Движение «ГРАЖДАНСКАЯ ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ» ставит своей целю, в первую очередь, помочь формированию самосознания граждан по соблюдению государственного законодательства на дорогах. В Крыму общественное движение пока представлено 17 офицерами и волонтерами из числа студентов. Стать участником Движения может любой желающий.

Среда «без опасности»

Всем понятно, что изменить ситуацию в лучшую сторону только пропагандой невозможно, поскольку теория обучения безопасному поведению на дорогах и улицах вступает в противоречие с существующей практикой. И ГАИ, и общественники солидарны в том, что только неизбежность и адекватность наказания за правонарушения на дороге сможет обеспечить эту самую безопасность. Только так можно заставить людей исполнять те нормы, которые вводятся в жизнь для их же блага, для сохранения их жизней и здоровья.

На сегодняшний день, к примеру, в Правилах дорожного движения Украины (п. 21.11) сказано, что перевозка детей ростом менее 145 смили не достигших 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, без использования специальных средств (т.е. автокресел – ред.) ЗАПРЕЩЕНА. На деле за невыполнение этой нормы предусмотрена административная ответственность в виде ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. (ст.125 КУоАП). Комментарии, как говорится, излишни.

Другой момент – создание условий для безопасного движения, хотя, это уже – тема для отдельного разговора. Отметим лишь, что в Крыму разработан проект региональной целевой «Программы повышения уровня безопасности дорожного движения на 2012-2016 годы», контроль выполнения которой возложен на Постоянную комиссию ВР Крыма по бюджетной, экономической и инвестиционной политике.

Проект включает много обширных и «затратных» тем: это и повышение безопасности пассажирских перевозок, и совершенствование системы предоставления экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, и улучшение качества автомобильных дорог и улиц, и большой блок вопросов, касающихся профилактики дорожно-транспортного травматизма. Но. На все эти мероприятия запланировано выделить 19,2 миллиона гривен, то есть фактически «распылить» по 3 миллиона 840 тысяч гривен в год… Тут, как говорится, и «сказочке» конец. А очень бы хотелось верить в обратное.

P.S. За три недели, пока готовился данный материал, в Крыму в авто-авариях погибли трое детей и 19 попали в больницу.

Автор: Александра Рымарева, AUTOinvestigator

Видео предоставлено пресс-службой УГАИ Крыма 

You may also like...