«Гарпун» ошибся: как оспорить штраф ГАИ

«Опыт судебных разбирательств показывает, что отдельные инспектора ГАИ умудряются исказить показания даже самой продвинутой техники, — говорит столичный адвокат Алексей Святогор, специализирующийся на защите прав автомобилистов. — У меня были случаи, когда на суде удавалось доказать, что «правдивая камера» при неправильном использовании может ошибаться».

Автор: Владислав Бовсуновский, ВЕСТИ

Демонстрация работы новой системы фиксации превышения скорости «Гарпун», которую на днях провела ГАИ Украины, не на шутку обеспокоила автомобилистов. Слишком уж много скандалов, связанных с фальсификациями протоколов о превышении скорости было в 2008–2009 годах, когда появились радары «Визир». «Не будут ли и новые приборы искажать скорость?» — переживают водители на автофорумах.

В ГАИ сообщают, что поводов для беспокойства нет. В системе «Гарпун» используется американский измеритель скорости TruCam (в переводе с англ. — «правдивая камера»).

«Этот прибор имеет экспертное заключение и зарегистрирован в административной Госслужбе специальной связи и защиты Украины. Его особенностью является то, что скорость измеряется с помощью лазерного луча, что исключает ошибки», — говорит глава пресс-службы украинской ГАИ Александр Зубенко.

Нашумевший «Визир», который однажды показал абсурдную скорость в 200 км/час у троллейбуса, из-за особенностей конструкции (используется эффект Доплера — радар «стреляет» звуковой волной и замеряет отражение) может показывать скорость не самой быстрой цели, а ближайшей или большей по площади.

TRUCAM МОЖЕТ ОШИБАТЬСЯ

«Опыт судебных разбирательств показывает, что отдельные инспектора ГАИ умудряются исказить показания даже самой продвинутой техники, — говорит столичный адвокат Алексей Святогор, специализирующийся на защите прав автомобилистов. — У меня были случаи, когда на суде удавалось доказать, что «правдивая камера» при неправильном использовании может ошибаться».

Именно поэтому, по словам эксперта, такого рода правонарушения должны фиксировать не люди, а исключительно техника, в автоматическом режиме. Нынешние же комплексы «Гарпун» можно назвать лишь «полуавтоматами». Дело в том, что ГАИ сертифицировала сами приборы, но не комплексы фиксации нарушений ПДД (систему взаимодействия различных компонентов между собой).

«Это повод, чтобы признать доказательства в виде показаний прибора никчемными», — говорит эксперт.

Он привел примеры, когда возможны ошибки. Во-первых, в промежутке между нарушением и остановкой проходит время (см. графику), за которое мог измениться водитель (например, поменялся с пассажиром местами. Во-вторых, в инструкции по эксплуатации написано, что прибор может ошибаться на солнцепеке (после +60°С — летом на жаре такая температура бывает часто) или в мороз (ниже -10°С). В-третьих, все лазерные радары плохо работают ночью и в туман (происходит преломление луча).

В случае, если вы не нарушали, а инспектор доказывает обратное, штраф можно оспорить. Алексей Святогор назвал пять шагов, как это сделать.

ШАГ ПЕРВЫЙ Перенос рассмотрения дела

Сообщите инспектору, что, согласно ст. 268 КоАП (Кодекс про админправонарушения), вы хотите воспользоваться правом на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств. Это можно написать и в протоколе, и на отдельном листе бумаги, в шапке которого написать «Ходатайство» (в протоколе тогда пишется, что вы приложили его к делу).

Еще несколько лет назад гаишники просто смеялись над такими заявлениями, но после десятков проигранных судов относятся к ним серьезно. Потом можно дома в спокойной обстановке написать все свои доводы, привлечь адвоката и явиться с ними к начальнику подразделения, к которому приписан инспектор, обвинивший вас в админнарушении. Если на это нет времени, можно пропустить этот шаг — у вас еще остается возможность оспорить штраф через суд.

ШАГ ВТОРОЙ Проверьте документы

Внимательно посмотрите все, что написал инспектор в протоколе, а также то, какие доказательства он приводит. К делу должна быть приложена фотография нарушения с указаниями координат места, где был сделан снимок. А также номер прибора, свидетельства про его госметеорологическую аттестацию, экспертный вывод Госспецсвязи и режим, в котором работал прибор. В реестре судебных решений мы нашли множество примеров, когда ГАИ проигрывала суды на том основании, что не был указан один из перечисленных параметров.

ШАГ ТРЕТИЙ Опишите свою позицию

В соответствующей графе протокола напишите, почему вы не согласны с инспектором и доказательствами, которые он приводит. Если на фото не видно, кто конкретно сидел за рулем или смазан номерной знак, это также нужно указать. Как и то, что в момент нарушения прибор мог работать при экстремальной температуре (на суд можно будет принести справку из Гидрометцентра о погоде в этот день).

Если у вас есть свидетели невиновности, а сотрудник ГАИ проигнорировал их показания, об этом также нужно написать в протоколе (на суде будет считаться, что инспектор не изучил материалы дела добросовестно). Если места в протоколе не хватило, укажите, что дополнительные объяснения прилагаются на отдельном листе, и напишите их там.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ Подавайте жалобу

Отменить постановление может либо начальник ГАИ подразделения, где служит инспектор, который его вынес, либо районный суд. Важно подать жалобу в течение 10 дней — в этом случае дело приостанавливается. Иначе нужно заплатить штраф в течение 15 дней (и отправить копию квитанции в ГАИ) — если этого не сделать, ГАИ подаст документы в исполнительную службу, которая будет требовать оплату штрафа в двойном размере. Игнорировать штраф нельзя, так как известно много случаев, когда из-за 255 грн штрафа все имущество водителя-нарушителя ставили под арест, а авто объявляли в розыск и забирали на штрафплощадку.

ШАГ ПЯТЫЙ Идите в суд

Самое главное — объяснить судье свою позицию. Обязанность доказывать правонарушение лежит на ГАИ, а в отношении водителя действует презумпция невиновности. Судя по реестру судебных решений, штрафы ГАИ, составленные в том числе и на основании показаний Trucam, отменяют пачками. Особенно если инспектор допустил даже малейшее нарушение при оформлении документов — начиная с того, что он не предоставил доказательств того, что прошел спецкурс обучения по работе с прибором, и заканчивая тем, что он держал прибор в руках, а не на треноге или в боксе.

Краска и лак от TruCam не защищают

В интернете вовсю обсуждают, что номерной знак, покрытый специальной краской или лаком, будет бликовать, и камера не сможет его распознать. «Вести» провели испытания, которые показали: такой метод абсолютно бесполезен.

You may also like...