Коррупционеры Украины в публичном доступе: увы, далеко не все

Бесплатный доступ к сведениям из Реестра осуществляется через официальный веб-сайт Министерства юстиции путем просмотра информации о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений в соответствии с нормативными документами. Поиск информации о лице, привлеченном к ответственности за коррупционное правонарушение, осуществляется по фамилии, имени, отчеству. Но…

С 1 января 2014 г. Министерство юстиции Украины начало публиковать информацию о лицах, совершивших коррупционные правонарушения, на своем официальном веб-сайте согласно Закону №224-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики».

Невзирая на то, что сам Единый госреестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, начал функционировать двумя годами ранее, обнародованию на официальном веб-сайте подлежат сведения исключительно о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в отношении которых судами приняты соответствующие решения, вступившие в законную силу, а также сведения о наложении дисциплинарных взысканий за такие правонарушения, начиная с 1 января 2014 г.

Открытыми для бесплатного круглосуточного доступа являются такие данные о коррупционере, как: фамилия, имя, отчество, место работы, должность на время совершения коррупционного правонарушения; состав коррупционного правонарушения и вид наказания (взыскания); способ совершения дисциплинарного проступка и вид дисциплинарного взыскания. По мнению авторов Закона №224-VII, обнародование информации из реестра будет способствовать снижению уровня коррупции и демократическому развитию Украины. Однако, судя по данным информационного отдела ГП «Информационный центр Министерства юстиции», пока наполняемость реестра оставляет желать лучшего. Оправдаются ли ожидания парламентариев, выясняла«Судебно-юридическая газета».

В Украине продолжается борьба с коррупцией. В течение минувшего года Верховной Радой был принят пакет антикоррупционных законов, которыми, в соответствии с международными стандартами, пересмотрены превентивные антикоррупционные механизмы и процедура конфискации, а также урегулированы вопросы ответственности за коррупционные правонарушения и введена ответственность юридических лиц за совершение в их интересах или от их имени коррупционных правонарушений. В этот пакет вошли Законы Украины:

  • №221-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией» от 18.04.2013 (вступил в силу 18.05.2013);
  • №222-VII «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины» от 18.04.2013 (вступил в силу с 15.12.2013);
  • №314-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц» от 23.05.2013 (вступает в силу с 1.09.2014);
  • №224-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ре­а­лизации государственной антикоррупционной политики» от 14.05.2013 (вступил в силу 9.06.2013).

Среди основных новаций, введенных названными законами, особого внимания заслуживают следующие: отнесение всех коррупционных правонарушений, связанных с получением неправомерной выгоды, к числу преступлений; расширение границ применения диспозиций коррупционных правонарушений таким образом, чтобы соответствующие положения касались случаев, когда коррупционное действие совершается в интересах третьей стороны (Закон №221-VII); введение в УК термина «специальная конфискация» (Закон №222-VII); определение конкретного перечня преступлений, за совершение которых уполномоченным лицом юридического лица к последнему могут быть применены меры уголовно-правового характера (Закон №314-VII).

Однако первенство среди наиболее обсуждаемых инноваций, пожалуй, по праву можно присудить Закону №224-VII, согласно которому начиная с 1.01.2014 Министерством юстиции Украины обеспечивается опубликование на своем официальном веб-сайте сведений из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения (далее – Реестр).

Механизм поиска

С этой целью между Министерством юстиции и Государственной судебной администрацией был согласован механизм оперативного обмена сведениями о принятых судебными органами Украины решениях по делам о коррупционных правонарушениях и о вступлении этих решений в законную силу.

Размещение (обновление) информации о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, на веб-сайте Минюста будет осуществляться в течение 3 рабочих дней со дня внесения соответствующей информации в Реестр. Поиск коррупционера может осуществляться по его фамилии, имени и отчеству. Права нарушителей на защиту персональных данных будут обеспечены путем ограничения доступной пользователям информации. Так, на сайте Минюста желающие могут получить сведения только о:

  1. ФИО, месте работы и должности лица на момент совершения им коррупционного правонарушения;
  2. составе коррупционного правонарушения и виде наказания (взыскания);
  3. способе осуществления дисциплинарного проступка и виде дисциплинарного взыскания.

Провести поиск информации о коррупционере можно по ссылке на соответствующем баннере, который размещен на сайте Минюста (www.minjust.gov.ua), а также по электронному адресу http://corrupt.informjust.ua. Кроме того, получить информацию можно по ссылке на соответствующем баннере, который размещен на сайте Госинформюста (www.informjust.ua) в разделе «На нашем сайте» в рубрике «Сведения из Единого государственного реестра лиц, которые совершили коррупционные правонарушения».

Напомним, что собственно Реестр начал работу 1.01.2012, и информация, размещенная в нем, могла предоставляться только на основании запросов государственных органов, органов местного самоуправления с целью проведения специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Доступно не все

На данный момент в самом Реестре числится более 7 тыс. лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Однако рядовым интернет-пользователям пока доступна информация всего лишь о нескольких десятках коррупционеров. Речь идет о тех фигурантах коррупционных дел, решения суда по которым уже вступили в законную силу. Столь незначительное количество судебных решений чиновники объясняют затянувшимися праздниками и выражают надежду на то, что в скором времени Реестр, обнародованный на сайте Минюста, значительно пополнится новыми данными.

В то же время, госслужащие подчеркивают, что намерений делать из Реестра «доску позора» ни у кого не было. Основной целью введения Реестра является обеспечение единого учета лиц, совершивших коррупционные правонарушения, и проведение специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления. Поэтому, как уже было сказано, желающие воспользоваться Реестром должны будут указать фамилию предполагаемого нарушителя.

Тем не менее, авторы Закона №224-VII надеются, что обнародование «черного списка коррупционеров» поспособствует борьбе с коррупцией, которую они в пояснительной записке к законопроекту №2837 (нынешний Закон №224-VII) назвали одной из главных угроз национальной безопасности и демократическому развитию государства.

Не Реестром единым

Оптимизм авторов Закона не разделяют народные депутаты – члены Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Парламентарии разъяснили «Судебно-юридической газете», что обнародование подобного Реестра может проиллюстрировать беспомощность правоохранительных органов перед коррупцией. Как уверяют нардепы, для рядовых пользователей станет доступна информация только о незначительных коррупционных правонарушениях, тогда как более крупные нарушители в Реестр, скорее всего, не попадут. Более того, обнародование Реестра, отмечают парламентарии, является лишь незначительным штрихом в системе мер по борьбе с коррупцией.

Это мнение корреспондируется с международным антикоррупционным опытом, наработанным в экономически развитых странах. Например, в США антикоррупционное законодательство носит системный характер и состоит из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности. Кроме того, в США фактически нет иммунитетов для должностных лиц – любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечен к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения его от должности.

В Великобритании еще в 1995 г. комитетом по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни были утверждены принципы государственной работы чиновников. К этим принципам относятся нестяжательство, неподкупность, объективность, подотчетность, открытость, честность, лидерство.

Во Франции преобладает административная ответственность за коррупционные правонарушения. Тем не менее, в УК Франции еще в 1919 г. была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до 2 лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В 1946 г., а затем в 1992 г. в связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

Комментарии:

Николай Джига, зампредседателя Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией

– Согласно положениям Конституции Украины, данные о лице, в отношении которого решение суда о привлечении его к ответственности не вступило в законную силу, не могут быть размещены в подобном Реестре. Таким образом, если говорить об информации, доступной для интернет-пользователей, то это информация о лицах, решения суда в отношении которых вступили в законную силу. Что даст обнародование такой информации? Возможно, это будет способствовать тому, что общее число коррупционных правонарушений несколько уменьшится. Однако нельзя говорить о том, что это уменьшение будет существенным. Ликвидация такого явления, как коррупция, зависит от многих факторов – прозрачности экономики, работы правоохранительных органов, собственно общественности. Обнародование Реестра – это только небольшой фактор, который может быть полезен, но не настолько, чтобы существенно повлиять на уровень коррупции в Украине.

Виталий Ярема, зампредседателя Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, начальник главного управления МВД в Киеве в 2005–2010 гг.

– Однозначно гласность в работе правоохранительных органов будет способствовать борьбе с коррупцией в Украине. Мы можем наблюдать действенность подобного метода на примере европейских стран, в которых действуют реестры лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Международный опыт учитывался нами, когда мы принимали Закон №224-VII. Если лицо занимает должность государственного служащего и по прошествии некоторого времени становится владельцем неких материальных благ, стоимость которых значительно превышает его материальные возможности, оно должно объяснить правоохранительным органам, каким путем получило во владение эти блага. При этом могу сказать, что законодательство Украины, на мой взгляд, полностью соответствует международным стандартам. Проблема остается в выполнении этих норм.

Геннадий Москаль, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией

– Обнародование информации о лицах, совершивших коррупционные правонарушения, на сайте Министерства юстиции никоим образом не повлияет на сложившуюся в Украине ситуацию в сфере борьбы с коррупцией. Почему раньше не публиковали этот Реестр, хотя с таким требованиям к Украине неоднократно обращались международные организации, отслеживающие проблематику борьбы с коррупцией в мире? Потому, что граждане Украины увидят: большинство лиц, информация о которых стала доступной интернет-пользователям – это мелкие чиновники: председатели и секретари сельсоветов, землемеры и т. д., при этом нет ни одного коррупционного нарушения в виде, например, получения подарка. Данные о действительно крупных коррупционных правонарушениях в этот Реестр не попадут. Это создание видимости борьбы с коррупцией.

Александр Сасевич, член Совета судей административных судов Украины

– Если решение об обнародовании информации о лицах, совершивших коррупционные правонарушения, было принято, значит, оно предварительно тщательно проанализировано. В свете того, как активно наше государство декларирует курс на борьбу с коррупцией, вопрос является злободневным. Говорить о том, будет ли способствовать такой шаг снижению уровня коррупции, очевидно, рано, поскольку обнародование информации началось только с начала этого года. Что же касается собственно обнародования информации о конкретных лицах, здесь, очевидно, следует говорить о том, что лицо, принимая присягу государственного служащего, должно осознавать те ограничения, которые накладываются на него этим статусом, а также ответственность перед собой и обществом относительно надлежащего исполнения своих обязательств.

МИНИ-ИНТЕРВЬЮ

Отдельные аспекты процедуры опубликования на официальном веб-сайте Минюста сведений из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, «Судебно-юридической газете» в эксклюзивном интервью разъяснил исполняющий обязанности директора департамента антикоррупционного законодательства и законодательства о правосудии Роберт Сиверс.

– В связи с чем возникла необходимость в создании Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения? Какова цель его функционирования?

– В целом необходимость введения такого Реестраследует из ст. 21 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (далее – Закон), который был принят 7.04.2011 и вступил в силу 1.07.2011. С целью реализации указанных положений Министерством юстиции было утверждено положение о Едином государственном реестре лиц, которые совершили коррупционные правонарушения (далее – Положение) (приказ Министерства юстиции №39/5 от 11.01.2012, зарегистрированный в Минюсте 11.01.2012 под №28/20341).

Целью ведения Реестра определены следующие направления:

  • обеспечение учета лиц, совершивших коррупционные правонарушения;
  • обеспечение в установленном порядке проведения специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления;
  • анализ сведений о лицах, совершивших коррупционные правонарушения, с целью определения сфер государственной политики и должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, с наибольшими коррупционными рисками;
  • обеспечение проведения сверки перечня лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, которые уволены с должностей в связи с привлечением к ответственности за коррупционные правонарушения, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, в порядке, определенном действующим законодательством.

– В какой срок обеспечивается внесение данных о лице в этот Реестр, и какие данные должны в него вноситься?

– В соответствии с положениями ч. 2 ст. 21 Закона, сведения о лицах, привлеченных к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений, вносятся в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня поступления из Государственной судебной администрации Украины в Министерство юстиции электронной копии решения суда, вступившего в законную силу, из Единого государственного реестра судебных решений, а сведения о наложении дисциплинарного взыскания – в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Министерство юстиции от кадровой службы государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, должностные лица которых являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, электронной и заверенной в установленном порядке бумажной копии приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Порядок отправки электронных копий судебных решений в отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения, определен совместным приказом Государственной судебной администрации Украины и Министерства юстиции Украины №12/152/5 от 26.01.2012. При этом перечень сведений о лице, привлеченном к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, которые подлежат внесению в Реестр, определен п. 2.6 названного положения. К таким сведениям относятся:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии последнего);
  • число, месяц, год рождения;
  • место рождения;
  • паспортные данные (серия и номер паспорта, кем и когда выдан);
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
  • место жительства (для иностранцев, лиц без гражданства – место жительства за пределами Украины);
  • сфера деятельности;
  • место работы, должность на время совершения коррупционного правонарушения;
  • статья (часть статьи) Уголовного кодекса Украины или Кодекса Украины об административных правонарушениях, согласно которой лицо привлечено к ответственности;
  • состав коррупционного правонарушения;
  • характер коррупционного правонарушения, ставшего основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности;
  • дата вступления в законную силу судебного решением о привлечении лица к ответственности за коррупционное правонарушение;
  • дата, номер судебного решения, номер судебного дела, наименование суда, принявшего (постановившего) судебное решение о привлечении лица к ответственности за коррупционное правонарушение;
  • вид наказания (взыскания), суть удовлетворения исковых требований;
  • основание и дата снятия, погашения судимости;
  • реквизиты приказа о наложении дисциплинарного взыскания;
  • способ совершения дисциплинарного проступка;
  • вид дисциплинарного взыскания;
  • основание и дата снятия дисциплинарного взыскания.

Учитывая, что Закон введен в действие с 1.07.2011, в Реестр вносятся сведения относительно судебных решений о привлечении лиц к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, которые были вынесены (приняты) после этой даты.

Согласно п. 1.8 положения, сведения о лице, привлеченном к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционного правонарушения, вносятся в Реестр Министерством юстиции через департамент антикоррупционного законодательства и законодательства о правосудии, который вносит или изымает сведения о таком лице, а о привлеченном к дисциплинарной ответственности – главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главными управлениями юстиции в областях, Киеве и Севастополе (далее – территориальные органы Министерства юстиции).

– Какие лица могут получать информацию из этого Реестра? Является ли эта информация общедоступной?

– Согласно положениям ч. 3 ст. 21 Закона, информация из Реестра, о внесении сведений о лице в указанный Реестр или об отсутствии сведений о таком лице подается:

  • на запрос государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления с целью проведения специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления;
  • на запрос правоохранительных органов в случае необходимости получения такой информации в рамках уголовного или административного производства или на запрос прокурора в рамках осуществления надзора за соблюдением требований и применением законов;
  • во время сверки перечня лиц, уволенных с должностей в связи с привлечением к ответственности за коррупционные правонарушения, со сведениями, содержащимися в Реестре;
  • в случае обращения физического лица (уполномоченного им лица) относительно получения сведений о себе.

При этом порядок предоставления информации из Реестра конкретизирован в р. III Положения. Эти сведения могут предоставляться в виде выписки или информационной справки.

Выписка из Реестра предоставляется Министерством юстиции Украины бесплатно в течение 7 рабочих дней на основании письменного запроса Администрации Президента Украины, аппарата Верховной Рады Украины и секретариата Кабинета министров Украины о выдаче выписки из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, к которому прилагается ксерокопия паспорта проверяемого лица, а также территориальными органами Министерства юстиции – на основании письменного запроса государственных органов, органов местного самоуправления с целью проведения специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления (к запросу прилагается ксерокопия паспорта лица, которое проверяется).

Информационная справка из Реестра предоставляется территориальными органами Министерства юстиции безвозмездно в течение 5 рабочих дней по обращению физического лица (уполномоченного им лица) на получение информации из Реестра.

Кроме того, согласно Закону №224-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики», начиная с 1 января 2014 г. Министерством юстиции обеспечивается обнародование сведений из Реестра на его официальном веб-сайте.

Обнародованию подлежат сведения о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в отношении которых судами приняты соответствующие решения, вступившие в законную силу, а также сведения о наложении дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения, начиная с 1.01.2014 г. При этом, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 21 Закона, открытыми для бесплатного круглосуточного доступа являются такие сведения о лице, привлеченном к ответственности за совершение коррупционного правонарушения:

  • фамилия, имя, отчество;
  • место работы, должность на время совершения коррупционного правонарушения;
  • состав коррупционного правонарушения;
  • вид наказания (взыскания);
  • способ совершения дисциплинарного проступка;
  • вид дисциплинарного взыскания.

Бесплатный круглосуточный доступ к сведениям из Реестра осуществляется через официальный веб-сайт Министерства юстиции путем поиска и просмотра информации о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений в соответствии с нормативными документами. Поиск информации о лице, привлеченном к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, осуществляется по фамилии, имени, отчеству.

Словарь юриста:

Закон Украины №3206-VI «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»

Коррупция – использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц, или, соответственно, обещание/предложение или предоставление неправомерного преимущества иному лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

Коррупционное правонарушение – совершенное лицом умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

«Реестр только начинает наполняться, и на сегодняшний день там фигурирует 8 фамилий тех, в отношении кого приговор или административное взыскание вступило в законную силу. Информация, которая попала в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные деяния, с 1 февраля 2012 до 1 января 2014 г., останется закрытой для всеобщего пользования. А по состоянию на 20 декабря 2013 г. в реестре фигурирует 7087 человек», – пресс-секретарь информационного отдела ГП «Информационный центр Министерства юстиции» Наталья Руденко.

«То, что такой реестр будет открытым – это, безусловно, положительно. Я сам вносил подобный законопроект, отдельно регистрировал, но позже был принят базовый закон, который я поддержал», – председатель подкомитета по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Анатолий Гриценко.

Международное право:

В 1999 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла Конвенцию по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (Конвенция ОЭСР), в которой указано, что взяточничество при проведении деловых операций:

  • способствует возникновению серьезных моральных и политических проблем;
  • подрывает основы эффективного управления, наносит ущерб экономическому развитию;
  • искажает условия международной конкуренции.

Все страны, являющиеся членами ОЭСР, приняли законодательство, согласно которому подкуп должностных лиц государственных органов, в т. ч. должностных лиц иностранных государств, объявлен преступлением по закону.

Подобные конвенции были приняты и другими международными организациями. К числу таковых относятся:

  • Конвенция ООН против коррупции;
  • Конвенция Африканского Союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней;
  • Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Автор: Катерина Беляева, «Судебно-юридическая газета» № 4 (222)

You may also like...