Как и зачем Украине доводить дело о массовых убийствах в Гаагу

 Владимир Василенко – глава общественной Комиссии по расследованию и предупреждению нарушений прав человека в Украине, профессор кафедры международного права рассказал о том, как довести до Международного трибунала в Гааге дела о массовых убийствах на евромайдане и нужно ли это делать

 В Международном уголовном суде в Гааге Владимир Василенко проработал три года. В 2001-м Генеральная ассамблея ООН избрала его судьёй Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. После Нюрнбергского и Токийского это был третий трибунал, судивший за совершение международных преступлений.

«Тысячи страниц документов, видеозаписи, живые свидетели, рассказывающие об убийствах, пытках, преследованиях, — это психологически сложно», — вспоминает Владимир Василенко. Он лично участвовал в рассмотрении пяти дел. Судьям пришлось побывать в Сребренице, где произошло массовое убийство боснийцев, впоследствии квалифицированное трибуналом как геноцид.

Сегодня комиссия, которую возглавляет Василенко, работает над созданием «Чёрной книги» преступлений против человечности, совершённых в Украине с 30 ноября 2013 года до конца февраля 2014-го. Наказания по этим преступлениям можно добиться в украинском суде или в Гааге (в компетенцию Международного уголовного суда входят дела, связанные с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечности).

Не исключено, что «Чёрная книга» попадёт именно в Гаагу.

25 февраля 2014 года депутаты Верховной Рады приняли обращение в Международный уголовный суд о признании юрисдикции суда по преступлениям против человечности высших должностных лиц государства, совершенных в Украине во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014.

У преступлений против человечности нет срока давности, поэтому рано или поздно виновные будут наказаны. Хотя, по мнению Владимира Василенко, Украине нужен свой национальный Нюрнбергский процесс. 


Кто он: Глава общественной Комиссии по расследованию и предупреждению нарушений прав человека в Украине

Почему он:Судья Международного трибунала по бывшей Югославии в 2001–2005 годах. Представитель Украины в Совете ООН по правам человека в 2006–2010 годах

Международная помощь

Украинская правоохранительная и судебная система не имеет опыта расследований преступлений против человечности, это может помешать установлению справедливости?

Сейчас важно вести расследование по свежим следам, чтобы не были уничтожены документы, а в памяти свидетелей не стёрлись детали. А мы теряем время. Кроме того, нужно найти достаточное число политически незаангажированных и честных профессионалов для оперативно-следственных групп. Высшее руководство правоохранительных ведомств сменилось, но на местах остались старые кадры, которые могут саботировать расследование. В случае такого саботажа и нужно обращаться в Международный уголовный суд в Гааге. Его механизмы запускаются, если государство не может или не хочет начать уголовное преследование должным образом и наказать виновных.

Можно ли квалифицировать действия украинских силовиков в центре Киеве как преступления против человечности?

18–19 февраля снайперы расстреляли несколько десятков обороняющихся защитников Майдана. Этот случай с точки зрения статьи 7 статута Международного уголовного суда следует рассматривать как массовое уничтожение людей. Кроме того, зарегистрированы многочисленные случаи пыток и преследования участников протестных акций — это избиение, порча и поджоги их автомобилей, лишение водительских прав и так далее.

Юрисдикция Международного криминального суда в Гааге распространяется на Украину?

Юрисдикция суда распространяется на страны, ратифицировавшие Римский статут. Украина подписала его в 2001-м. Но Леонид Кучма, давший добро на подписание статута, сам же затормозил его ратификацию. Тогда набирал обороты кассетный скандал, связанный с убийством Георгия Гонгадзе, и президент решил перестраховаться. Уже в 2002 году он подготовил представление в Конституционный суд, которым обосновывал невозможность ратификации тем, что статут не соответствует Конституции Украины. Конституционный суд не поддержал большинство аргументов президента, признав лишь один: отсутствие в Конституции Украины положения о том, что Международный криминальный суд дополняет национальную судебную систему. Условием ратификации Римского статута является необходимость внесения изменения в Основной Закон страны.

Какие поправки в Конституцию необходимо внести?

Они минимальны. В статью 124 Конституции внести положение о том, что Украина признает юрисдикцию Международного криминального суда в порядке и на условиях предусмотренных Римским статутом. Но для изменения самой Конституции, необходимо чтобы сессия Верховной Рады сначала простым большинством в 226 голосов приняла эту поправку. А потом она должна быть окончательно утверждена на следующей сессии парламента уже конституционным большинством в 300 голосов. И только после этого Верховная Рада может принять закон о ратификации Римского статута.

Может ли государство, которое не ратифицировало Римский статут, обратиться в международный криминальный суд?

Правительство страны может обратиться в Секретариат суда и в одностороннем порядке заявить о признании обязательной юрисдикции Международного криминального суда по конкретному преступлению, совершенному конкретными лицами. Кроме того, обращение к суду может инициировать Совет безопасности ООН в тех случаях, когда преступления, совершенные на территории конкретного государства, квалифицируются Советом как угроза всеобщему миру и безопасности. Прецеденты были. Так, Совбез принял резолюцию по Судану, где в 2003-2008 гг. проводились этнические чистки в провинции Дарфур. В 2008-м президент Судана Омар Хасан аль-Башир был обвинен в геноциде. И прокурор суда выдал ордер на его арест.

Украинский трибунал

Обращение в суд не означает, что он примет на рассмотрение дело?

Сначала суду необходимо передать первичную информацию. Прокурор начнет её изучать — достаточно ли серьёзные преступления совершены, чтобы их расследовать в Международном суде, достаточно ли доказательств. Потом материалы попадают в палату предварительного производства, которая решает, распространяется ли юрисдикция суда на эти преступления. Международный криминальный суд — это большая бюрократическая структура. И только предварительные процедуры могут занять месяцы, а то и годы. Национальная система правосудия, при условии, что она работает, обычно действует быстрее. В любом случае я не думаю, что Гаагский процесс — самоцель. Нам нужно добиваться того, чтобы виновные были наказаны здесь, в Украине.

Почему это так важно?

Для общественности важно, чтобы правосудие свершилось как можно скорее. А это может обеспечить только расследование и наказание виновных в Украине. Судебные разбирательства в Международном уголовном трибунале по Югославии длились по несколько лет. А один из обвиняемых в этнических чистках в провинции Дарфур, против которого обвинения были выдвинуты в 2008 году, предстанет перед Судом только в мае 2014-го. Сроки рассмотрения уголовных дел в национальных системах намного короче.

Я хотел бы вернуться к тому, что произошло 18–19 февраля. Это был рецидив преступления. Первый раз оно произошло 30 ноября 2013 года, когда бойцы подразделения «Беркут» зверски избили мирных демонстрантов и людей, не участвовавших в демонстрации. Виновных не нашли и не наказали, несмотря на требования общественности. Тем самым был нарушен фундаментальный правовой принцип — совершённое преступление не должно оставаться безнаказанным. Безнаказанность поощряет преступников к совершению новых преступлений. В Криминальном кодексе Украины есть весь необходимый инструментарий для наказания преступников и за убийство, и за пытки, и за похищение людей, уничтожение имущества, наказание за служебные преступления.

Что делать для того, чтобы суд как можно быстрее ответил на вопрос «кто виноват»?

Для расследования преступлений необходимо создать укомплектованные профессионалами оперативно-следственные группы, а в рамках Высшего суда общей юрисдикции — сформировать специальную палату из судей, способных обеспечить честный и прозрачный судебный процесс. 

Общественность должна требовать от власти расследования преступлений, используя любые методы, в том числе и протестные акции. Пострадавшие могут и должны обращаться с исками в суды. И даже если там они получат негативный ответ, это тоже будет результатом. В таком случае граждане Украины имеют формальное юридическое основание идти в Европейский суд по правам человека. Случаи обращения в Европейский суд уже есть. Если потерпевшие участники мирных акций протестов будут массово подавать такие жалобы, это позитивно повлияет на ситуацию в целом. Как минимум они смогут рассчитывать на моральную и материальную компенсацию. Кстати, сейчас Европейский суд принял решение о рассмотрении дел, связанных с нарушением прав человека во время протестов, по ускоренной и упрощённой процедуре. 

Автор: Елена Струк, Фокус

You may also like...