Я не хочу больше жить с этими людьми

Главная гуманитарная катастрофа Донбасса – потенциальная эмиграция наиболее образованной, думающей и активной части населения. То, что сейчас происходит в Донбассе – это даже не лихие 90-е. Это лихие 20-е, щедро приправленные лихими 30-ми. Грабежи, запугивания, киднепинг. Но не это самое страшное.

"Я не хочу больше жить с этими людьми".

Эту фразу мне сказал друг, который пока еще живет на оккупированной территории Донбасса, где он вырос, но стратегически уже принял решение искать новую малую родину.

То, что сейчас происходит в Донбассе – это даже не лихие 90-е. Это лихие 20-е, щедро приправленные лихими 30-ми. Грабежи, запугивания, киднепинг. Но не это самое страшное.

На Донбассе буйным цветом расцвело доносительство в лучших традициях довоенного СССР. Неосмотрительно сказанная фраза с малейшим намеком на критику самопровозглашенных республик обязательно будет донесена бдительными гражданами до карательных органов террористов. В лучшем случае можно откупиться деньгами. В худшем – оказаться в застенках местного «гестапо» в высокими шансами оттуда не выйти. Пропадают целыми семьями.

Общий низкий уровень образования большинства населения, кроме этого, позволяет очень сильно манипулировать массами через пропаганду. Многие действительно уверены, что война ведется, чтобы выселить местное население из их домов и заселить туда мифических бандеровцев пополам с нацгвардейцами. Обращения к здравому смыслу: зачем галичанам заселяться в экологически неблагополучные села, если у них есть свои «гори-полонини», как правило, не работают.

Война на Востоке Украины рано или поздно закончится, а проблемы останутся. И восстановление разрушенной инфраструктуры – проблема важная, но далеко не основная.

Главная гуманитарная катастрофа Донбасса – потенциальная эмиграция наиболее образованной, думающей и активной части населения. Активные и так всегда покидали степь донецкую. Многие из моих донбасских друзей еще со школы знали, что вырастут и уедут. Кто покорять столицу, кто во Львов, кто вообще заграницу. 

Правление донецких на киевском престоле также вызвало две большие волны эмиграции: в 2006 и в 2010. На ключевые посты в государстве было принято ставить только своих. Даже анекдоты ходили, что из Донецка уже бомжей забирают в Киев на руководящие должности.

Теперь оттуда уедут даже те, кто, несмотря ни на что, все последние годы оставался верен своим корням. Те, кто пытался делать бизнес, обустраивать нормальный быт, развивать родной край. Те, кто верил, что он строит будущее независимой Украины. На патерналистском, привыкшем жить общинами Донбассе, для таких, увы, не оказалось места.

Развитие двигают элиты, в том числе, интеллектуальные. Кто будет вести в светлое будущее тысячи оставшихся на Востоке суровых донецких мужиков с сознанием ребенка – до сих пор непонятно.

Автор: Денис Безлюдько, журналист, экс-главный редактор информационного агентства Українські новини, НОВОЕ ВРЕМЯ

You may also like...