Новый закон о прокуратуре: во благо или во вред для граждан?

Свершилось. 14 октября 2014 г. конституционным большинством народные депутаты приняли Закон «О прокуратуре». Новая редакция Закона «О прокуратуре» лишь законодательно укрепляет сложившуюся практику, при которой украинцев отправляют в суд для защиты своих ущемленных прав и интересов…

 «У нас будет действительно европейская прокуратура. Начинается реформа силовых структур», – сказал перед голосованием спикер парламента Александр Турчинов и, видимо, убедил депутатов, так как за документ отдали свои голоса 316 из них. Напомним, что речь идет о законопроекте №3541, автором которого официально выступал Виктор Янукович, и которому эксперты Венецианской комиссии в свое время дали высокую оценку. Однако документ длительное время оставался непринятым, так как вызывал массу противоречий и требовал доработки.

И вот накануне выборов парламент принял судьбоносное для системы прокуратуры и украинского народа в целом решение. Продиктована ли такая единогласность борьбой за избирателя, или законопроект действительно за это время был доработан и сможет поменять систему к лучшему, попробовала разобраться «Судебно-юридическая газета». Ведь надо помнить, что главная задача заключается в том, чтобы не позволить реформе превратиться в имитацию путем внесения лишь декоративных изменений в основы деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор

Украинская прокуратура больше не должна исполнять функцию общего надзора, утверждают приверженцы реформы. Именно эта функция стала основным яблоком раздора между противниками и сторонниками реформы. Последние утверждают, что прокуроры благодаря надзорной функции злоупотребляли своими полномочиями и вмешивались в деятельность других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций под предлогом выявления несоответствующих закону решений. В свою очередь, значительная часть общественности обеспокоена тем, что с отменой надзорной функции граждане останутся один на один со своими проблемами, и им некуда будет обратиться за помощью.

Хотя справедливости ради надо отметить, что прокуратуру уже давно не интересовали насущные проблемы простых граждан, и возможность обратиться с жалобой в прокуратуру, как правило, носила чисто формальный характер. В большинстве случаев граждане получали лаконичный ответ, в котором прокурор, ссылаясь на ст. 36-1 пока еще действующего Закона «О прокуратуре» (новый вступает в силу через полгода, т. е. 14 марта 2015 г.), а также ст. 3 ГПКУ и ст. 16 ГКУ, предлагал гражданину обращаться прямо в суд для восстановления справедливости и не беспокоить прокурора. Редкие исключения составляли те жалобы, в результатах рассмотрения которых был так или иначе заинтересован сам прокурор (заинтересованность могла выражаться как в денежном эквиваленте, так и в получении так называемых «показателей работы»). Остальным гражданам, невзирая на наличие у прокуратуры общей надзорной функции, не стоило уповать на помощь.

Выходит, новая редакция Закона «О прокуратуре» лишь законодательно укрепляет сложившуюся практику, при которой украинцев отправляют для защиты своих ущемленных прав и интересов в суд. Новый закон гласит, что с целью обеспечения представительства интересов граждан, представительские полномочия перейдут к институтам бесплатной правовой помощи. В связи с этим наше государство должно потратить значительные бюджетные средства для организации работы таких институтов. А пока гражданам придется и дальше жить согласно народной мудрости, и спасаться самим.

Что же касается рекомендаций международных экспертов по этому вопросу, то в выводах Венецианской комиссии содержатся рекомендации вообще изъять функцию общего надзора, поскольку все люди равны в своих правах (ст. 21 Конституции Украины), и каждый имеет право представлять себя сам. А тем, кто не способен это сделать, должны помочь те же представительства по оказанию бесплатной правовой помощи.

Однако не учтено, что жители провинции подчас не могут получить квалифицированную медицинскую помощь, а уж о юридической и мечтать не приходится. Правда, законопроектом предлагается расширить компетенции уполномоченного Верховной Рады по правам человека для обеспечения представительства интересов гражданина в суде, хотя, вероятнее всего, участие омбудсмена для всех желающих граждан будет невозможно в силу ряда объективных причин.

Другие нормы закона

Президент в ходе совещания, которое он провел перед заседанием Верховной Рады, отметил, что замечания Венецианской комиссии, относящиеся к законопроекту «О прокуратуре», в полном объеме учтены. В целом принятый законопроект вносит поправки в 51 закон Украины и 10 действующих кодексов.

В частности, будет сформирована 4-уровневая система органов прокуратуры: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры, местные прокуратуры, военные прокуратуры. Надо отметить, что положения о военной прокуратуре были внесены в законопроект дополнительно (после того, как законопроект был рассмотрен европейскими экспертами), и судя по всему, не последнюю роль в этом сыграла та политическая обстановка, которая сложилась в стране – должен же кто-то следить за соблюдением порядка и военной дисциплины в войсках!

Широкому обсуждению подверглись нормы, согласно которым будут ликвидированы специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные), а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно. Кроме того, вводится особый порядок назначения прокуроров на должность и увольнения их от должности, определены основания и порядок осуществления дисциплинарного производства относительно прокуроров, вводится система органов прокурорского самоуправления (всеукраинская конференция работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины) и другие.

Требуют изменения?

Надо отметить, что в целом положительно характеризуя данный законопроект, эксперты отмечают, что в нем есть положения, которые требуют корректировки. Например, он не содержит нормы о максимальном количестве прокуроров в Генеральной прокуратуре, местных и региональных прокуратурах.

Вызывает возражения и антиконституционное положение о том, что кандидаты в состав квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров от уполномоченного ВР по правам человека должны быть согласованы с соответствующим комитетом Верховной Рады. Юристы также обратили внимание на нормы, в которых говорится о морально-деловых качествах прокурора (ч. 3 ст. 38, ч. 3 ст. 39, ч. 3 ст. 40). Казус в том, что действующее законодательство Украины не определяет критериев личных и моральных качеств прокурора, в связи с чем, по мнению юристов, на практике могут возникнуть проблемы по оценке таких качеств.

Задели за живое и условия социального и материально-бытового обеспечения прокуроров и других работников органов прокуратуры. По мнению общественности, в условиях экономического кризиса усматривается необоснованно завышенным уровень оплаты труда прокуроров, установленный в ст. 81 нового закона.

Многие, даже понимая необходимость обеспечения прокурорам достойной заработной платы, считают, что установление Генеральному прокурору Украины зарплаты, большей, чем у премьер-министра Украины, требует соответствующего обоснования. Кроме того, ч. 6 ст. 81 установлен размер доплаты за выслугу лет. При этом «выслугой» считается стаж работы более года с выплатой доплаты в размере 10%, а максимальный размер этой доплаты составляет 50% должностного оклада прокурора.


«Как начать борьбу с коррупцией? Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете, за что, они знают, за что, и народ вам поверит», – известное выражение сингапурского политического деятеля, автора «сингапурского чуда» Ли Куан Ю


Европейская сторона приветствовала новый закон о прокуратуре в Украине. Посол ЕС в Украине Ян Томбинский на странице представительства Евросоюза в социальной сети Facebook назвал новый документ «делающим вклад в борьбу с коррупцией». Он одновременно призвал украинскую власть к реализации других важных реформ, в частности конституционной, а также реформ судебной системы, системы безопасности и относительно децентрализации власти.


«Наконец украинская Конституция и украинский закон о прокуратуре будут отвечать нормам Европейского Союза, где прокуратура не имеет права вмешиваться в гражданскую жизнь и осуществлять функции общего надзора по отношению к гражданам, бизнесу и стране в целом, поскольку эта функция не является свойственной для Генпрокуратуры и, к сожалению, влечет за собой только коррупционную составляющую», – премьер-министр Арсений Яценюк


«Это – революционный закон, который 4 предыдущих Президента не имели политической воли принять и избавиться от советских рудиментов в системе прокуратуры», – Президент Украины Петр Порошенко


КОММЕНТАРИЙ  

Владимир Мисик, народный депутат Украины

– Принятый Закон «О прокуратуре» начнет работать не с завтрашнего дня. Он вступает в действие через 6 месяцев. За это время нужно привести нормы принятого закона в соответствие с действующим законодательством. Мы постараемся за эти полгода еще раз очень детально пройтись по каждой статье, согласовать мнения и, возможно, внести какие-то поправки.

Виталий Ярема, Генеральный прокурор Украины

– После первого чтения в законопроект «О прокуратуре» было внесено более 900 поправок, и некоторые из них носили исключительно бесполезный характер. Поэтому нам пришлось вмешаться. Я встречался с представителями международных правовых организаций, а также с Яном Томбинским, и мы переубеждали европейцев в том, что закон не должен существовать просто для закона. Закон – это нормативный акт, который должен регулировать общественные отношения, а еще лучше, если он будет улучшать эти правоотношения, позитивно влиять на состояние правопорядка, обеспечивать прозрачность работы прокуратуры.

Но ни в коем случае мы не должны были терять управление прокуратурой. Если посмотреть ст. 121 Конституции Украины, в ней указано, что прокуратура – это единая система, которая исполняет функции, предусмотренные Конституцией. А нам пытались навязать принцип, при котором прокуратурой управляли бы общественные организации. Этого нельзя допустить, так как меня спрашивают о результатах работы прокуратуры, и если бы в силу вступил закон в том виде, который был до внесения поправок, я бы не мог никаким образом влиять на результаты работы прокуратуры. Прокуратура была бы таким аморфным, коллегиальным органом, который ни за что не отвечает. Кроме того, в каждой области могла бы сложиться своя законность, зависящая от работы общественных организаций. Я надеюсь, что тот закон, который принят, будет наиболее совершенным и будет позитивно влиять на состояние правопорядка в нашей стране.

Владимир Бойко, член консультативного совета при Генеральной прокуратуре

– Прежде всего, 14.10.2014, т. е. день, когда Верховная Рада приняла Закон «О прокуратуре», на мой взгляд, черный день в истории Украины, поскольку новая редакция закона убрала последние предохранители, которые хоть как-то мешали разгулу коррупции в Украине. По сути, с этого дня начался новый этап разрушения украинской государственности.

Обратите внимание на основные новации этого закона. Во-первых, он упраздняет такую функцию, как прием граждан в органах прокуратуры. Граждане мешают прокурорам зарабатывать «свежую копейку». Упраздняется функция, которая была основной для защиты прав граждан – это общий надзор за законностью. Начинается новый этап разгула коррупции в стране, поскольку прокуратура была единственным органом, который, несомненно, плохо и неаккуратно, но все же выполнял надзор за тем, как чиновники придерживаются закона. Как предлагает Венецианская комиссия, если гражданин считает, что тот или иной министр разворовывает бюджетные деньги, этот гражданин должен идти в административный суд. Там он пусть докажет, что эти действия нарушают его личные права и интересы, что он не пропустил 6-месячный срок обжалования, пусть 3 года судится и после этого, возможно, получит решение, в котором будет указано, что действия министра противозаконны. Я думаю, что этот закон очень быстро приведет к социальному взрыву.

Автор:  Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета» 

 

You may also like...