О том, как Россия навязывает миру свое «Победобесие»

Состоявшийся 9 мая в Москве очередной парад на честь 71-й годовщины победы лондонская Times охарактеризовала очень просто — Путин «играет мускулами». «Парад на Красной площади превратился не столько в праздник победы над армиями Гитлера, сколько в грубое хвастовство политикой Путина, использующего военную силу для демонстрации мощи Кремля за рубежом», — отметило британское издание.

И с этим можно согласиться. Однако для Украины важнее обратить внимание на то, какие новые технологии использует Кремль для сохранения влияния на соседние государства через представление собственной версии победы во Второй мировой войне.

Украинские СМИ, в отличие от западных, называют демонстрацию мускул российским «победобесием» — там просто нечем больше гордиться. «Блицкриг Кремля против Украины не удался, вышло наоборот, вместо раскола страны украинская гражданская нация объединилась в отражении агрессии, и все планы Кремля пошли прахом. А других достижений у России нет уже давно, — отмечает «Новый регион».

Одним из проявлений новых технологий стала акция «Бессмертный полк», участники которой несли портреты погибших во Второй мировой войне отцов и дедов. И примечательным является участие в таком мероприятии в Нижнем Новгороде председателя комитета Госдумы России по образованию, члена Высшего совета партии «Единая Россия» Вячеслава Никонова с портретом своего деда Вячеслава Молотова. А всем известно, что Молотов в качестве наркома иностранных дел СССР подписал пакт о разделе сфер влияния в Европе с фашистской Германией и тем самым дал старт Второй мировой войне.

Другим примером таких новых технологий стала акция «Завтрак на границе». Суть такой странной инициативы, с которой выступила жительница Санкт-Петербурга Ольга Полякова, состоит в следующем: «Пока мужчины будут идти в ногу и без пробок проедет военная техника, приглашаю приготовить себе завтрак и разделить его по Skype с кем-то случайным из соседней страны».

Журналисты газеты «День» обратились к независимому журналисту Семену НОВОПРУДСКОМУ с просьбой рассказать о том, какой новый набор технологий распространения своей исключительной роли в победе во Второй мировой войне стала использовать Россия.

«ЭТОТ ПРАЗДНИК, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ МОБИЛИЗАЦИИ»

— Россия активно использовала в прошлый и особенно в этот День Победы совершенно антисоветский, по сути, лозунг. Если в Советском Союзе негласным мотивом любых празднований Дня Победы было: «Это не должно повториться», то сейчас использовался лозунг: «Можем повторить». А это совершенно немыслимо для сознания ветеранов Великой Отечественной войны. Это лозунг просто с ног на голову переворачивает самую главную идею.

В Советском Союзе главным ритуальным событием Дня Победы была минута молчания. Советская власть понимала, что, прежде всего, это трагедия. Как в главной советской песне День Победы — «это праздник со слезами на глазах».

Этот праздник, прежде всего, используется для внутренней мобилизации. И главная технология — акция «Бессмертный полк», придуманная томским журналистом. С одной стороны, власть пытается продемонстрировать единство с народом, а с другой — хочет показать, что это она, власть, — победитель. Это было заметно и в прошлом году, и сейчас.

«В РОССИИ ДО СИХ ПОР НЕТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…»

И очень большим заблуждением в поздравлении, которое озвучивал Путин, были слова: «Нельзя пересматривать» историю. Проблема состоит в том, что история устроена так, что она всегда пересматривается. Нет способов вообще удержать одну историческую правду, даже внутри одного народа, не говоря о том, как трактуют одни и те же события, во-первых, с течением времени и, во-вторых, огромное количество разных участников.

Это действительно была гигантская война, гигантское мировое потрясение. И в России, что довольно симптоматично, до сих пор нет академической истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. И это подтверждает, что спустя 71 год даже нет официального исторического взгляда в стране на эту войну. И тут даже не учитывается сложность процесса и то, что каждая власть пыталась так или иначе использовать ее в своих корыстных узкополитических прикладных целях.

Это, действительно, событие, которое требует осмысления. Как вообще можно говорить о пересмотре истории, если вы говорите о невозможности пересмотра истории в стране, которая до сих пор даже не написала историю. Так что же вы не собираетесь пересматривать?

Мне кажется, что парад Победы в основном используется для внутренней мобилизации и является попытками российской власти убедить себя, что она пользуется всенародной поддержкой. И таким образом некоторая агрессия и культ победы ввиду отсутствия реальных побед сейчас заменяет реальные победы победной риторикой, превращение истории России в один сплошной триумф, к которому, якобы, причастна нынешняя власть.

Если раньше на парадах звучала тема, что Советский Союз и его союзники победили фашизм, то в последние два года мы уже не слышим о союзниках, и это принципиальная разница. На самом деле уровень знания истории людьми, особенно молодыми, в России очень низок, у многих из них нет ощущения, когда и что было в их истории. Многие не знают, что победа досталась благодаря участию СССР в антигитлеровской коалиции. Многие не знают, что Россия и США никогда не воевали друг с другом в истории. Одно дело, когда вы говорите об этом, а другое, когда умалчиваете, что это была победа, достигнутая совместными усилиями стран и народов. Это очень важная перемена, которая приключилась с Россией в последние два года.

Если говорить о наборе технологий, которые использует Россия на постсоветском пространстве, то я бы выделил три важнейшие вещи.

Во-первых, лозунг «можем повторить» вместо идеи, что этого не должно быть никогда, или, другими словами, это не должно повториться.

Во-вторых, продвижение идеи того, что мы — победители, а не наши отцы и страны, союзники России, другими словами, присвоение победы.

В-третьих, это попытка убедить население, что мы выиграли и воевали одни против всего мира, а не в том, что мы воевали в рамках большой части цивилизованного человечества с очевидным варваром.

— А как следует понимать значение лозунга: «Мы можем повторить»?

— День Победы всегда был, прежде всего, антивоенным праздником, днем поминания жертв. А сейчас он превращается в какой-то праздник такой мобилизации. А что мы можем повторить, не очень понятно. Опять же люди не вдумываются. Они, наверное, полагают, что могут повторить победу. Но чтобы была победа, нужна, не дай Бог, массовая война. Спрашивается, кто будет ее развязывать.  

— И когда, по вашему мнению, в России холодильник «победит» в противостоянии с телевизором? 

— Эту красивую метафору: борьба холодильника с телевизором придумал петербургский депутат Вишневский. На самом деле любые гадания на сей счет мне кажутся беспочвенными, потому что ситуация сложнее. Понятно, с одной стороны, у россиян есть генетическая привычка жить в бедности, понимая, что чего-то особенного от государства ожидать не приходится. С другой стороны, мы видим на примере той же истории с Советским Союзом.

Трудно сказать, что послужило конкретным детонатором для того, чтобы СССР перестал существовать. Долгое время считалось, что Советский Союз распался относительно бескровно. Но я совершенно убежден, что мы сейчас переживаем вторую фазу распада СССР, гораздо более кровопролитную и опасную, чем та, которая была на рубеже 1990-х. Нет конкретного ответа на вопрос, сколько это может продержаться. Но, безусловно, это не продержится вечно. И чем больше пружина будет сжиматься в сторону, в которую она сжимается в России, тем сильнее она может разжаться, и тем более опасным для страны и, не дай Бог, кровопролитным может быть выход из ситуации.

Автор: Мыкола СИРУК, «День»

You may also like...