Сценарий «замирения» в Донбассе по-чеченски

Война Украины с Россией длится более двух лет. За это время она приобретала различные формы: от конвенциональных – боев, терактов и диверсий, до невоенных – дипломатического давления, мероприятий экономического характера и, конечно же, информационной войны.

В сегодняшних условиях «пассивной войны» информационная экспансия России не прекратилась. Она перешла в фазу мягкого давления, и при определенных условиях будет трансформирована в очередную попытку информационного доминирования.

По данным из источников, близких к российскому оборонному ведомству, в кабинетах Кремля ведутся разработки нового сценария информационной войны с Украиной.

С мая прошлого года в средствах массовой коммуникации России стали формироваться поводы для создания условий примирения с Украиной. На начальном этапе это был «дружественный пакет» с акцентом на единые с Украиной историко-культурные традиции и религию. Позже с российской стороны была запущена специальная акция о примирении двух народов. Мол, недоразумения следует забыть и обменяться с соседней страной теплыми словами.

По мнению главы российского Генштаба В.Герасимова, подобная практика вписывается в последовательность этапов современной войны.

Ранее группа «ИС» в своих материалах уже отмечала, что одним из трендов информационной кампании Кремля остается активизация повода «примирения народов», а также формирование мнений о неминуемом возвращении Украины в зону влияния России.

В качестве отступления напомним, что после распада Советского Союза Россия ни на минуту не прекращала предпринимать попытки создать квазиимперию, подобную СССР. В результате – сегодня уже созданы ряд непризнанных регионов с пророссийскими режимами управления в них. Речь идет о сети российских псевдогосударств, которые получают финансирование, экономическую помощь и информационное обеспечение от России. Характерно, что возникновение каждого из таких анклавов происходило по «зеркальному» сценарию: создание гражданского конфликта, военная фаза и этап «восстановления мира».

Как мы понимаем, новый «мир» на подконтрольных территориях «восстанавливался» под российскими флагами при помощи российских консультантов.

Подобная ситуация наблюдается сегодня в Украине. Используя временно оккупированные Россией регионы Донбасса, Кремль намеревается распространить свое soft-влияние на остальную часть Украины.

Отметим, что Москва уже имеет опыт проведения кампаний по «замирению». Наиболее показательной среди них является кампания по «замирению» Чечни.

Как это происходило?

После первой чеченской кампании (1994-1996 гг.) Россия потерпела серьезные поражения как в войне, так и во внешней политике.

Начало второй чеченской кампании (1999-2000 гг.) происходило под прикрытием мощного чеченского лобби. Перед самым началом военной фазы муфтий А.Кадыров сумел подчинить себе силовые структуры республики. А с началом кампании он сыграл ключевую роль в мирной передаче большинства сел и городов Гудермесовского района Чечни под контроль федеральных сил. Через полгода президент РФ В.Путин назначает его главой администрации Чеченской Республики. Это положило начало специальной операции Кремля по «замирению» Чечни.

Метод «замирения» Чечни, который на протяжении последних лет реализуется Кремлем, приобрел устойчивое наименование «чеченизации». По сути, он продолжается и сегодня.

Главными его рычагами были и остаются:

  • создание Представительства правительства России в Чечне. По мере овладения территорией республики этот орган начал выполнять функции администрации гражданского управления, хотя вся полнота власти принадлежала войскам России.
  • организация временных органов исполнительной власти Чечни, подконтрольных Москве. В июне 2000 г. В.Путин подписал указ «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике», а также утвердил «Положение о временных органах исполнительной власти». Согласно положения, глава Администрации назначался президентом Российской Федерации.
  • назначение руководителей местных властей республики из числа этнических чеченцев. Это создавало видимость национальной демократии. Их деятельность контролировалась рядом заместителей и советников, назначенных по квоте Кремля.
  • с целью имитации демократических процедур, в Чечне было организовано голосование местного населения за пророссийскую Конституцию ЧР (март. 2003 г.). Ее главная особенность – вхождение Чечни в состав РФ. Голосование состоялось, не смотря на активную партизанскую войну и массовый террор в отношении гражданского населения.
  • для видимости легитимности федеральной власти в октябре 2003 г. был «избран» президент Чеченской Республики. Им стал все тот же Ахмат Кадыров.
  • в условиях массовой безработицы (92%) из числа этнических чеченцев создаются паравоенные формирования и органы милиции, члены которых получают огромные (в 10-20 раз превышающие «среднечеченские» доходы) зарплаты. Члены этих отрядов получают право на законных основаниях носить оружие якобы для гарантии безопасности.
  • к службе в милиции привлекалась значительная часть местного криминального элемента. Уголовные группы с оружием в форме милиции наживались на грабежах, выполняя охранные функции, а также учиняли разборки под видом задач по уничтожению чеченских вооруженных формирований и подполья. Но при всем этом, они были военным ресурсом новой чеченской власти.
  • с 2005 г. были созданы полноценные воинские подразделения и введены в штат министерств Внутренних дел и Обороны РФ.
  • практиковалось использование механизмов подкупа для местной элиты, бизнесменов и влиятельных кланов (тейпов). Получив преференции, местные авторитеты использовались в качестве лидеров общественного мнения и каналов коммуникации от официальной Москвы к местному населению;
  • привлечение религиозных деятелей России для влияния на мусульманских лидеров Чечни. Подобный рычаг использовался Кремлем в качестве катализатора общественных настроений для приятия ключевых решений.

По имеющейся информации, одним из результатов soft-давления на чеченскую элиту стало обращение «группы деловых, общественных и религиозных деятелей Чечни» к президенту России с идеей скорейшего (в течение 2–3 месяцев) проведения референдума и принятия на нем чеченской Конституции. По убеждению исламских лидеров и бизнесменов, подобные шаги откроют путь к миру и внутричеченскому порядку.

Другим мощным информационным поводом стало создание мнений о российской социальной помощи Чечне. В регион демонстративно направлялись восстановительные и строительные бригады, а также средства из федерального бюджета. Создавалась картина кремлевской заботы о чеченцах.

Информационное сопровождение кампании по «замирению» имело свои особенности. Следует сказать, что главным мотивационным тезисом на тот момент стало высказывание «все устали от войны». Оно стало приобретать популярность в период окончания активной фазы войны, но успеха не принесло.

Почему? Во-первых, в России на тот момент еще слабо работали институты пропаганды и контроля над СМИ. А во-вторых, война, по сути, не закончилась. Она из городов и поселков переместилась в горы. Подрывы мин на дорогах, снайперские убийства, захваты заложников, отравления источников воды продолжались. И только с 2009 г., когда Россия официально заявила о прекращении режима контртеррористической операции в Чечне, информационная кампания по «замирению» стала активизироваться.

Основные черты второго этапа информационной кампании по «замирению» были (и остаются):

  • «нагнетание» популярности в образ лидера Чечни Р Кадырова;
  • создание видимости единства российской и чеченской элит;
  • формирование мнений о развитии институтов гражданского общества в Чечне;
  • создание прокремлевских общественно-политических движений на базе ранее существующих местных организаций в Чечне и другое.

Мероприятия по «замирению» Чечни продолжаются и по сей день. Например, СМИ Чечни подконтрольны Москве. Эфир и газеты подают исключительно кремлевскую риторику. Журналисты Чечни проходят подготовку в специальном Центре переподготовки работников средств массовой информации «Возрождение Чечни». А в ближайшие выходные в Чечне с размахом прошли празднования Дня России.

В целом, столица Чечни – Грозный напоминает «московское зазеркалье» с небоскребами где практически везде висят портреты двух «вождей» – А.Кадырова и В.Путина. Центральная улица Грозного с октября 2008 г. переименована в проспект Путина. В городе также есть проспекты А.Кадырова и генерала Г.Трошева (Трошев руководил военной операцией на Северном Кавказе).

В Чечне создан абсолютный диктат и культ личности Рамзана Кадырова. Они и политик, и лидер нации, и третейский судья, и ученый, и актер…

За последнее десятилетие в Чечне широко практикуются массовые шествия с десятками тысяч участвующих, что не имеет ничего общего с проявлением народной воли. Это «кадыровская обязаловка», притянутая из советских времен. Для создания массовки власти Чечни отменяют уроки в школах, занятия в институтах, рабочее время в больницах, детсадах, библиотеках и администрациях.

Одним словом, развитие военно-политической ситуации в Чечне в 2000-х годах имеет много сходств с событиями в оккупированном Россией Донбассе. Но вместе с тем, существует достаточно предпосылок того, чтобы говорить о запуске Кремлем плана по «замирению Донбасса».

Первое, на что следовало бы обратить внимание, это создание Кремлем инструментов «замирения» в оккупированных регионах Донбасса по примеру рычагов «чеченизации» (см. ранее по тексту).

Второе – информационная кампания России по Донбассу включает элементы второго этапа информационной кампании Чечни по «замирению», усиленные инструментами давления международной дипломатии (Минск-2 и Нормандский формат).

Третье, в информационной среде оккупированного Донбасса уже присутствует риторика примирения с властями Украины. Например, тезис «все устали о войны» распространился по СМИ «ЛДНР» и в соцсетях пользователей. Более того, варианты заключения перемирий с оккупантами в последнее время стали проявляться и в прессе Украины.

***

Таким образом, анализ информационной ситуации на Донбассе может свидетельствовать о начале реализации Россией плана «замирения Донбасса» с Украиной.

Опыт подобной кампании в Чечне позволяет делать выводы о сходстве основных мероприятий «замирения»-«чеченизации» России с попытками реализовать подобный проект на востоке Украины.

Следует отметить, что на данном этапе кампания «замирения» Донбасса находится в начальной фазе – подготовки к ее реализации. Скорее всего, для активизации «замирения» будет необходим большой информационный резонанс. Его роль могут сыграть, например выборы в Раду, массовые и одновременные выступления в городах Украины или другая информационная кампания высокой интенсивности.

Автор: Вячеслав Гусаров, эксперт в сфере информационной безопасности, ЦВПИ, группа «ИС»

You may also like...