Агрессия России против Украины: выводы для Беларуси. Автомобильная промышленность в войне

Третий год в Украине идет война. Сторонними наблюдателями достаточно много внимания уделяется вопросам непосредственно связанным с ведением боевых действий. Однако, армия воюет не сама по себе, а опираясь на потенциал национальной промышленности. Специфика современной индустрии — в её интернационализации, наличии большого количества зарубежных смежников. В некоторых случаях и из страны-противника.

 Транспортное машиностроение и автомобилестроение – основа национальной индустрии Беларуси. Поэтому особый интерес представляет опыт украинской промышленности по переходу на условные «военные рельсы». Показательным является пример компании «АвтоКрАЗ» — известного производителя автомобильной техники, активно работающего на международном рынке и имеющего широкие кооперационные производственные связи в разных странах мира.  

Трудности начального периода войны. Силовые структуры Украины вступили в войну абсолютно к ней неготовыми. Вооруженные Силы и Национальная Гвардия располагали морально устаревшей и физически изношенной техникой еще советского периода. Что диктовало острую потребность в обновлении автопарка.  Причем, нужны были все модели колесных формул: бортовые, тягачи, шасси и различные специзделия на их базе. Но наиболее остро встал вопрос оснащения воюющих подразделений бронированной спецтехникой, способной защитить жизни бойцов на передовой. «КрАЗ» — единственный из украинских  производителей на момент начала войны сумел организовать серийное производство малой и тяжелой бронетехники.

Переход на военные рельсы оказался вызовом для предприятия. Прежде всего из-за необходимости изменения производственных процессов, связанных с исключением из цепочки российских контрагентов. Российская сторона попыталась заблокировать работу предприятия, разорвав многолетнюю производственную кооперацию. «КрАЗу» удалось оперативно заместить российские комплектующие продукцией других производителей. В том числе были замещены и двигатели ЯМЗ.

Еще в 2014 году зависимость «АвтоКрАЗа» от российских поставщиков упала на порядка 30% по сравнению с 2013-м. А с 2015 года «КрАЗ» вообще прекратил закупки материалов и комплектующих у российских производителей. Предприятие переориентировалось на поставщиков из европейских стран и СНГ, а также следует курсом импортозамещения, организовывая производство необходимых деталей на предприятиях группы «КрАЗ» или на других мощностях в Украине. В частности, электрооборудование «КрАЗ» закупает в Польше, Беларуси, подшипники – в Польше, Турции, Индии, метизную продукцию освоили в Кривом Роге, листовой прокат – в Польше, Чехии, прорабатывается Китай, «Запорожсталь» практически полностью «перекрывает» поставки Новолипецкого меткомбината. И это далеко не полный перечень равноценной замены монополистов в прошлом на альтернативных поставщиков.

Почему бронеавтомобиль не БТР. С началом войны «КрАЗ» приступил к выпуску линейки бронемашин на коммерческих шасси. При этом стоит понимать, что БТР и бронеавтомобили имеют разную специфику и неравноценные задачи. БТР – техника переднего края, это боевая машина, тогда как малая и тяжелая бронетехника «КрАЗ» предназначена для защищенной перевозки личного состава по дорогам с разным покрытием и бездорожью. В условиях дефицита новой техники, «КрАЗ-Кугуар» и «КрАЗ-Спартан» в первое время использовали и в качестве машин переднего края. Помимо 8-10 человек экипажа, в машину грузили 2-4 тонны боеприпасов и оправляли через пересеченную местность выполнять задачи, которые до этого выполняли вышедшие из строя в результате подрывов БТРы. В этих условиях «КрАЗы» продемонстрировали высокие характеристики: «Спартаны»-едва ли не единственные автомобили, осуществлявшие доставку провизии, боеприпасов в Донецкий аэропорт и вывоз раненных оттуда. Машины даже с пробитыми шинами доходили до пункта назначения благодаря установленной в колесах  системе RunFlat.  «КрАЗ-Кугуар» использовались для патрулирования границы.

Оценка эксплуатации и перспективы. Критика в адрес бронированной техники «КрАЗ» объясняется попытками пролоббировать закупку бронетехники, созданной зачастую производителями, не имеющими ни опыта, ни конструкторской школы, ни производственной и испытательной базы.

При этом эксплуатанты бронетехники «КрАЗ» высокого мнения о ней: там, где её используют по назначению, соблюдают технический регламент — проблем не возникает.

Шасси «КрАЗа» продемонстрировали высокую способность выполнять функцию колесной базы для установки различных спецнадстроек, в т.ч. военных. Использование их в качестве базы для бронетехники не стало  исключением. Шасси «КрАЗа» имеет ряд преимуществ: мощная неубиваемая рама, неразрезные мосты особой прочности на полуэллиптических рессорах, широкопрофильные шины с регулировкой давления, крепкий бампер. Этот задел позволяет создавать различные бронетехнику. Высокий монтажный потенциал шасси «КрАЗ», в первую очередь, за счет различной монтажной длины рамы, а также высокие весовые параметры, заложенные в конструкцию любой модели — дополнительные существенные аргументы при выборе их военными в качестве базы под установку различных надстроек, в том числе очень мощных и тяжелых комплексов вооружения.

«КрАЗ» продолжает активно развивать тематику бронированных машин. Это направление рассматривается компанией как перспективное: локальные войны имеют тенденцию расползаться по различным регионам планеты. «КрАЗ» всегда был экспортоориентированным предприятием, его техника пользуется популярностью у военных разных стран, и предприятие стремится занять свою нишу в сегменте колесных бронемашин.

Война на Донбассе позволила накопить огромный опыт эксплуатации и боевого использования автомобилей «КрАЗ». И подтолкнула развитие инженерно-технологической школы компании: наработаны новые  конструкторские решения, в том числе нестандартные, адаптированы узлы, агрегаты и спецнадстройки, которые ранее на «КрАЗах» не устанавливались, применили новые смазочные и иные материалы. Важен наработанный опыт сотрудничества со смежниками: произошел отсев поставщиков продукции неудовлетворительного качества.

Анализ опыта эксплуатации техники «КрАЗ» в условиях войны и предложения военных позволяет развивать собственную школу автомобилестроения, как военного, так и гражданского.

 «КрАЗ» непосредственно не оснащает свою технику вооружением. Но подобные услуги готовы оказать предприятия-смежники как в Украине, так и за границей. Варианты вооружения бронемашин могут быть самые различные.

Кроме того, на передовой военные, не имея в арсенале необходимой техники, самостоятельно устанавливают на КрАЗы гранатометы, пулеметы, зенитные пушки и прочее вооружение.  

Проблемы. В первую очередь связаны с проблемами в подготовке водителей-срочников, неправильной эксплуатацией или несоблюдением техрегламента. Призывы компании к руководству ВСУ, и отдельных воинских частей обеспечить необходимое обслуживание технике ТО- 1000, ТО-1 ТО-2 и пр. обслуживание машин зачастую игнорируются.

По внешнеэкономическим контрактам «КрАЗ» отправляет автомобили заказчику только после прохождения обучающих тренингов по их обслуживанию и эксплуатации с последующей выдачей сертификатов. Что исключает для заказчика проблемы при эксплуатации, а для производителя – рекламации.

 Кроме того, любой вид военной техники «заточен» под определенные задачи, в частности «КрАЗ-Спартан» — на патрулирование опасных районов, доставке и защите экипажа от легкого стрелкового вооружения, подрыва на фугасе. И эти функции им выполняются в полном объеме, в том числе во многих операциях армии США и других стран НАТО на Ближнем Востоке и в Африке. Но в условиях, характерных для зоны АТО, «Спартан» стал машиной ближнего боя, легким бронетранспортером. И активно используется в условиях бездорожья, что изменило характер нагрузок. Для сохранения ресурса техники военные должны эксплуатировать её по предназначению.

Война выявила, что организационно-штатная структура автомобильных и ремонтных подразделений армии, штатное количество имеющихся в частях запчастей и инструмента абсолютно не отвечают потребностям.

Выводы для Беларуси. В настоящее время для силовых структур Беларуси доступны семь вариантов легкой бронетехники: советские БРДМ-2, китайские Dongfeng Mengshi, отечественные «Барс» на шасси «Ивеко» и «Лис» (он же российский «Тигр»), а также «свежие» «Кайман», V-1, «Витим». Стоит отметить, что «зоопарк» техники создает проблемы с её обслуживанием и эксплуатацией. Что в условиях кризиса может стать непреодолимой проблемой. Максимальная унификация техники за счет наиболее технически совершенных образцов является очевидной необходимостью.

Беларуский автопром критически зависит от импорта ряда ключевых узлов и агрегатов. При этом зачастую от поставщиков-монополистов. Что ставит производственников в зависимость от межгосударственных политических отношений.

Разработка в Беларуси в последние три года линейки бронеавтомобилей не отменяет необходимости обновления парка БТР, представленного советскими образцами. Легкая бронетехника не может стать полноценной заменой боевым машинам переднего края. Её задача – обеспечить защищенные перевозки людей и грузов, а не вести бой. Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к проекту «Умка», предусматривавшему создание национальных БТР с различными вариантами оснащения и различного предназначения. Либо же определиться с импортом колесной бронетехники с пушечным вооружением для нужд национальной армии. Тем более, что на международном рынке присутствует большое количество предложений в различном ценовом диапазоне.

Источник: Belarus Security Blog 

 

You may also like...