БЕСЛАН: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ УКРАИНЫ

Минутой молчания почтила Украина память жертв трагедии Беслана. Россия в трауре. Сотни убитых и раненых детей – еще вчера такое не могло присниться даже в кошмарном сне. Не стоит думать, что произошедшее в Северной Осетии Российской Федерации – события, столь же отвлеченное от нашей повседневности, как и перманентные взрывы и гибель людей в неблизком Израиле и Ираке. Война на Кавказе еще долгие годы будет оказывать влияние и на внутриукраинские процессы – как политические, так и криминального свойства.Мир тесен. Если где-то началась война, противоборствующие стороны спешат заручиться материальной и финансовой поддержкой союзников. В межэтнических и межконфессионных конфликтах союзниками и “спонсорами” конфликтующих сторон выступают родственники и единоверцы – порою даже против своей воли. В вооруженном конфликте на Кавказе участвуют представители народов, чья диаспора обширно представлена на Украине: чеченцев, осетин, ингушей. Увеличение этих диаспор в нашей стране в последние 10-15 лет обусловлено разрастанием конфликтных зон и “горячих точек” на всем пространстве бывшего СССР – от Таджикистана до Приднестровья. Беженцы и просто переселенцы едут в Украину, потому что население нашей страны демонстрирует традиционные терпимость и гостеприимство по отношению к переселенцам – независимо от их расовой, этнической и религиозной принадлежности. К тому же Украине удалось избежать кровавых конфликтов внутри государства и сохранить добрососедские отношения в пограничье.

Но миграционные процессы, порожденные боевыми действиями в “горячих точках”, и сами боевые действия в “осколках империи” оказали откровенно негативное влияние как на экономические процессы в Украине, так и на криминогенную ситуацию в масштабах нашего государства. Да, бандит национальности не имеет – эту расхожую формулировку опровергать глупо. Но бандиты могут диктовать свою волю нации – тому история знает немало примеров.

Пожалуй, первое – опосредованное и более чем скромное – участие Украины в вооруженном конфликте относится к 1991 году, когда вспыхнул конфликт между Грузией Звиада Гамсахурдиа и Южной Осетией. Формально (впрочем, как и сейчас) эта бойня преподносилась как межэтнический конфликт, вылившийся в борьбу осетин за право на самоопределение и государственность. Реально же боевым столкновениям предшествовала банальная бандитская “разборка” между двумя криминальными кланами за право контролировать грузоперевозки через тоннели Джавского перевала, что в Южной Осетии. В ходе “разборки” был застрелен из автомата племянник президента Грузии и его телохранители. И не было бы в том большой беды, если бы убийство не произошло в центре Цхинвали, столице Южной Осетии. По указанию разгневанного Гамсахурдии из двух тюрем на свободу были выпущены уголовники, из которых сформировали “экспедиционный корпус” по подавлению грузинской Осетии, доселе мирно настаивавшей на предании местности статуса республики в составе Грузии. И началось…

Оборонявшиеся осетины остро нуждались в стрелковом оружии, которого у них не было. Закупка “стволов” осуществлялась повсеместно, осетинская диаспора всего Союза “жертвовала” на это деньги. Помог соплеменникам и лидер одной из киевских ОПГ Борис Савлохов, о чем с теплотой в феврале 1991 года автору этих строк рассказывали в штабе осетинских ополченцев в Цхинвали. Двоих “ополченцев” с опытом ведения активных боевых действий автору через пару лет случилось встретить уже…в Одессе. Парни, переехавшие жить в Украину, не захотели раскрывать рода своих нынешних занятий, но горячо и искренне предлагали “порешать все вопросы”, “если кто-то тебя обидел”.

Второе соприкосновение Украины с большой бедой – войной – состоялось в 1992-м, когда запылало молдавское Приднестровье. Сотни убитых, тысячи беженцев…“Левое” оружие там гуляло вовсю и массово поступало на вооружение украинских бандгрупп. Сколько убитых из этих “стволов”, сколько кровавых “разборок” с их применением – какая статистика даст ответ на эти вопросы?

Доморощенный апологет «освободительных войн» Дмитрий Корчинский даже сожалел в своих изданных мемуарах, что его “братве” не удалось вывезти свои арсеналы из Приднестровья в Украину. То-то бы настрелялась эта насквозь криминализированная группировка! Сегодня Митя – кандидат в Президенты Украины. Никто и никогда не слышал из его уст раскаяний по поводу времен его бурной “военной” молодости и зрелости. Вот вам и влияние “горячих точек” на большую политику Украины…

Проблема непризнанной Приднестровской республики Молдовы (ПМР) не разрешена до сих пор. Все это время – свыше 10 лет! – ПМР, граничащая с Украиной, была и остается плацдармом для контрабандистов. Размеры этой контрабанды таковы, что в иные годы эксперты говорили о ПМР, как о факторе, подрывающем основы экономической безопасности Украины. События в Приднестровье августа нынешнего года, попытка экономической блокады непризнанной республики со стороны Молдовы говорят о том, что у приднестровского конфликта фитиль еще тлеет…

О влиянии чеченской диаспоры на становление, а точнее, разрушение рыночных отношений в Украине, ее банковского сектора (так называемые “кидки” банков, стоившей украинской банковской системе до 20% банковского капитала в 1992-1993 годах) написано немало, в том числе и «УК». Противостояли чеченскому криминальному “нашествию” в Украине и правоохранители, и местная “братва”, теряющая “кусок хлеба”. Пик этих усилий пришелся на вторую чеченскую компанию, изрядно проредившую когорту чеченского криминалитета. Сегодня только “спецы” вспоминают о былой экспансии «оборзевших чеченов» в Киеве, Одессе, Белой Церкви, Хмельницком и других городах.

И снова прямое влияние криминалитета, к тому же “заезжего”, на внутриукраинскую политику! Стоит только вспомнить выборы мэра Одессы, где кандидата Эдуарда Гурвица горячо поддержали привезенные им из Чечни беженцы и их многочисленные “родственники”. Даже видавшей виды Одессе – криминальной стало неуютно, когда чеченская уголовщина принялась за дележ местного портового хозяйства и нефтеперевалки.

Захват террористами школы в Беслане может спровоцировать новую вспышку старого конфликта между осетинами и ингушами. Понеся утраты, весьма вероятно, что жители Северной Осетии, поддержанные родственниками из Осетии Южной и связанные обычаями, наверняка предпримут попытки отомстить тем родам и кланам, выходцы из которых были хоть как-то причастны к трагедии Беслана. Ингушетия также повязана узами кровного родства, и осетин там будут ждать вооруженные до зубов такие же “ополченцы”…

После событий в Беслане попытка нового президента Грузии М.Саакашвили “надавить” на несговорчивую Южную Осетию по “аджарскому варианту” также чревата обильным кровопролитием. В Грузии традиционно и негласно поддерживали чеченских боевиков, и теперь любые попытки грузинского руководства разрубить осетинский “узел” будут восприняты осетинами, как козни “чеченских друзей”. Что, безусловно, на руку международному пан-исламизму и терроризму: чем больше пожар на Кавказе, тем легче эмиссарам различных террористических движений добиваться поставленных целей в регионе и мире в целом.

Если реализуется такой печальный сценарий событий, Украину ожидает еще одна волна беженцев из Кавказского региона. И это объяснимо: Украина, пожалуй, единственная страна на постсоветском пространстве, где не пахнет войной, где стабильная экономическая ситуация и самое, пожалуй, важное – терпимое и гостеприимное население. Уже сегодня в киевских школах учатся десятки школьников – чеченцев, чьи родители осели на Украине. Мои друзья, чья дочь учится вместе с чеченскими детишками, прекрасно – со слов дочери – осведомлены о тонкостях ситуации на Кавказе. Когда в Грозном погиб президент Чечни Кадыров и российские СМИ три дня спустя утверждали, что взрывчатка была заложена террористами под полом гостевой трибуны, киевские школьники – чеченцы с поразительным знанием дела опровергли эту информацию: “Снаряды замаскировали под потолком трибуны, а русские саперы миноискателями прошлись только по полу и стенам. Вот так все было на самом деле…”

Чеченская,как и любая другая диаспора живет не только новостями с родины. Простой закон человеческого бытия диктует необходимость оказания помощи землякам, а уж тем более – родственникам. Поэтому ничего удивительного не будет в том, если завтра какой-нибудь законспирированный “центр” по “освобождению” чего-то или “борьбе” за что-то изберет своим местом пребывания нашу страну. Ведь Украина с ее удобным геополитическим положением являет собой прекрасный плацдарм для радикалов любых мастей.

Урок Беслана торопит нас с выводами. И дай Бог, чтобы наша страна не стала объектом террористических устремлений! Формальный повод для этого уже есть – украинские миротворцы находятся сегодня на территории воюющего Ирака.

Глеб Степняк, специально для «УК»

You may also like...