Лежачий полицейский — вне закона!

Что такое «лежачий полицейский», уже знают все водители. Они предназначены для того, чтобы машины притормаживали – то ли перед пешеходным переходом, то ли перед аварийно-опасным участком. Но радуются этому только пешеходы. У автовладельцев другие эмоции: не разбить бы машину. Водителям, которым надоест переезжать искусственные неровности, обращаться в ГАИ или прокуратуру!Как их только еще не называют – «барьер скорости», «валик безопасности», «защита от лихачей». А вот официально они называются ИДН – «искусственная дорожная неровность». В Киеве, где на дорогах полно бугров натуральных, теперь также есть пару десятков «бугров искусственных».

— «Искусственные бугры» в большинстве случаев получаются какие-то высокие, особенно для приземистых иномарок, — говорит водитель одного из киевских АТП Владимир Антонюк. — Многие легковушки переваливаются через них с трудом…

“Одним из таких средств являются столь нелюбимые отечественными автовладельцами “лежачие полицейские”, создающие им немало проблем, — говорит таксист Сергей Ткач. — Зачастую такие искусственные неровности на дорогах не сопровождаются специальными знаками и видны только вблизи, что заставляет водителя резко бить по тормозам. Кроме того, под них в нашей стране может быть замаскировано все что угодно, от залитых бетоном труб до смеси асфальта с непонятными субстанциями. Из-за соприкосновения с такими “полицейскими” у автомобиля попросту разлетается подвеска, одновременно с чем открываются крышки багажника и капота”.

Однако высокий «лежачий полицейский» — далеко не единственная проблема.

Самый известный киевский «лежачий полицейский» установлен на улице Владимирской, напротив центрального входа университета. Здесь же – регулируемый светофором пешеходный переход.

Представьте: вы – иногородний водитель, впервые попали в Киев, вечером или ночью едите по улице Владимирской. Едете с разрешенной скоростью – 60 км в час. Перед вами – регулируемый переход, машинам – зеленый, пешеходам – красный. Естественно, вы спокойненько едите… И тут на всей скорости «наскакиваете» на «полицейского»! Ситуация не самая приятная.

— На Западе о том, что поперек дороги разлегся “лежачий полицейский”, заранее предупреждают многочисленные знаки, да и сам он в обязательном порядке покрыт светящимся в темноте составом, — говорит юрист компании «Де-юре» Вадим Петрик. – Сам ИДН должен быть оборудован специальной светящейся разметкой, его высота не может превышать 10 см, ширина – 3 м. В Украине эти нормативы в 99% случаев не выполняются.

У нас никаких «предупреждалок» нет. Водители-киевляне все «опасные» места должны заучивать на память, а иногородние или «чайники» — ездить только днем.

Однако установка и эксплуатация «лежачего полицейского» имеет не только технологическую, но и юридическую проблему. Все дорожные знаки и все образцы дорожной разметки приведены в Правилах дорожного движения, которые утверждаются и вводятся в действие постановлением Кабинета Министров по предварительному согласованию с Минюстом. Все эти знаки и разметки, кроме того, утверждаются Госстандартом.

Закон «О дорожном движении» гласит, что можно применять только те знаки и разметку, которые предусмотрены нормативными документами и прошли стандартизацию. Так вот, в Правилах дорожного движения о «лежачем полицейском» не сказано ничего! Иными словами, ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО В УКРАИНЕ – НЕЗАКОННО.

«Поскольку искусственные дорожные неровности не предусмотрены в качестве знака или дорожной разметки в Правилах дорожного движения, их установка является неправомерной, — полагает юрист компании «Де-юре» Вадим Петрик. – Все так называемые «лежачие полицейские» — это чья-то самодеятельность – то ли корпоративных структур, то ли жильцов многоэтажек. Я советую водителям, которым надоест переезжать искусственные неровности, обращаться в ГАИ или прокуратуру – с требованием демонтажа незаконно установленных «препятствий».

Кстати, параметры стандартного дорожного покрытия установлены отдельным ГОСТом, принятым еще в начале 90-х годов прошлого века. Называется этот ГОСТ замысловато — “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. Ни о каких “лежачих полицейских” там также нет ни слова.

«Поэтому, если этим “полицейским” вам причинен вред, в суде можно смело требовать от дорожных служб возмещения ущерба», — резюмирует Вадим Петрик.

Поскольку, несмотря ни на что, «лежачих полицейских» становится все больше, их надо знать «в лицо». Какими они должны быть?

Сотрудник Департамента ГАИ МВД Украины майор милиции Владимир Эннанов сообщил, что специалисты Института безопасности дорожного движения давно разработали методические рекомендации относительно правил изготовления и установки «лежачих полицейских». Они просты.

Размеры ИДН зависят от максимально допустимой скорости движения. Чем она больше, тем положе искусственная неровность. Например, при максимальной скорости до 10 км/ч радиус криволинейной поверхности искусственной неровности составляет 30-50 см, а при 40 км/ч – уже 48-57 см. А вот наибольшая высота и для автобусов, и для легковушек одна: 10 см.

Где могут «уложить» полицейского? Как правило, искусственные неровности создают там, где часто происходят ДТП и есть угроза безопасности пешеходам. При этом лежачих полицейских должно быть хорошо видно и водителям, и пешеходам.

А где «лежачего» установить не могут? Нецелесообразным считается устройство искусственных неровностей на остановках, на мостах и эстакадах, на магистральных дорогах, на участках с наземными пешеходными переходами. Не нужны дополнительные препятствия и на подъездных дорогах, ведущих к станциям «скорой помощи», пожарным частям и другим местам расположения аварийно-спасательных служб.

Кто должен быть в компании «лежачего полицейского»? Там, где он есть, должны быть дорожные знаки («Неровная дорога» и ограничивающий скорость), разметка и световозвращатели. При этом сам лежачий полицейский должен быть украшен рядами черно-бело-желтых квадратов, размеры и количество которых тоже строго определено. Там, где нет уличного освещения, «лежачие полицейские» должны быть оборудованы световозвращателями.

— В Великобритании, на родине «лежачих полицейских», вошла в моду необычная разметка, которая будет создавать оптическую иллюзию неровностей, — говорит Владимир Эннанов. — Появились и надувные лежачие – если скорость не сброшена, удар колес регистрирует датчик и полицейский не сдувается. А если сброшена – сдувается. А в Каире решили использовать лежачих полицейских в качестве своеобразной электростанции. Внутри них – специальная педаль, преобразующая давление проезжающей машины в электричество.

Нам остается только добавить, что стоимость средней длины полицейского, изготовленного по этим рекомендациям, из резинокордового материала (с установкой и знаками на обочинах) — около 8 тысяч гривен. Срок его жизни – до 3 лет.

Сергей Захарин, “КИЯНИ”

You may also like...