Обзор боевых действий в зоне АТО, ноябрь 2017: Украина продолжает войну на истощение

На фоне военного переворота, происходящего в «ЛНР», цирка с конями по поводу украинских агентов, которые проникли в прокуратуру «молодой республики» с целью передать её под контроль Украины, а после сбежали в Москву, ввода в Луганск РГСО/ПСН Захарченко (по сути, его личного силового ресурса) для поддержки одной из сторон противостояния, снова начались осенние обострения в головах по поводу освобождения Луганска, «пока они там все увязли во внутреннем конфликте».

Что хотелось бы сказать по этому поводу. Кто-то правда спустя 4 года считает, что бывший продавец кур, бывший офицер СБУ, сотрудники прокуратуры и выпускники политического училища в Донецке в реальности управляют 30-тысячной группировкой? И что конфликт, кто кого отправит на подвал и будет сидеть на поставках гуманитарной помощи, ГСМ, материальном обеспечении с «мертвыми душами», «боевыми» и социальными выплатами, влияет на реальную ситуацию на линии боевого соприкосновения?

Что человек, чья дочь учится в Харьковской юридической академии «кровавой хунты» и который оформляет отжатый особняк по украинскому законодательству в период самых жестоких боев 2015 года, или руководитель «МГБ» (бывший начальник отдела «К» СБУ) Пасечник реально верят в построение «республик» в этом серпентарии?

Если кто забыл, то снабжение группировки боевиков, как и деблокада Луганска и Донецка или атака сектора «Д» проводились не силами анклавов изнутри, а извне — регулярными подразделениями ВС РФ. Спустя 4 года противостояния у гибридов на территории Украины всё те же стартовые позиции. За последние месяцы появился НПЗ или мощности по производству ГСМ? Нет. Построены линии по производству мин, снарядов, ракет к РСЗО, порохов? Нет. Что с запчастями на протяжении 4 лет? Их нет в анклавах.

Может, начали выпускать специальные машины для СПАТ (сборных пунктов аварийной техники), средства связи, командно-штабные машины? Нет, не начали. Что в ОРДЛО, вообще, есть из номенклатуры, необходимой для боеспособности двух корпусов — начиная от специальных боеприпасов, ПТУР и мин, заканчивая медициной и полевыми рационами? Нет ничего. Даже сухой паёк российского производства и упаковки, даже бинты и ИПП кривые руки «кормильцев Украины» в ОРДЛО производить не в состоянии.

О каких тогда даже гипотетических проблемах или, наоборот, усилении контроля, может идти речь, если се эти клоуны в фуражках МВД и МГБ не касаются «корпусов» резервной армии РФ никаким образом, кроме как вертят глазами на парадах и выполняют задачи своих кураторов по пресечению махновщины. А россияне заводят туда деньги, боеприпасы, медикаменты, ГСМ, еду и специалистов. Вы, правда, думаете, что всё это распределяют местные управленцы с отжатыми домами и заплывшими жиром глазами?

Поэтому не нужно бредить освобождениями Луганска на плечах бегущего Плотницкого. То, что кукловоды вынуждены использовать в конфликте силовые рычаги, может означать что угодно — от начала зачистки под новый формат до выхода сугубо внутренней ситуации из-под контроля. Но стоит различать криминальный анклав и непосредственное управление войсковой группировкой. Ведь это не просто «министры» и руководители выясняют отношения — это кураторы, командированные, разные ведомства сцепились до ввода силовиков в Луганск.

Есть информация о противостоянии ФСБ и вертикали, которую выстроил Сурков, плюс над этим всем довлеют контрабанда и заходящие на социальные нужды, содержание группировки или банальный ремонт инфраструктуры деньги. Шальные деньги — в «ЛНР» до сих пор «банковская система» на уровне касс, где можно обналичить денежку за мелкий прайс, ходят одновременно две валюты со скачками курса. Там, находясь на вершине пищевой цепочки, можно запросто сделать себе состояние. Но нам пока от их шакальих стычек ни холодно, ни жарко.

Местные вычеркнуты из раскладов полностью, им запросто можно объяснить, что люди ходят на руках, и люди ходят на боках, что Плотницкий как агент СБУ сбежал в Москву, а бойцы 3 полка завербовали чиновников, забивших и повесивших Цыпкалова, — это против хунты они могли махать флагами и ходить на референдумы, в «народных республиках» за такое сразу мажут лоб зелёнкой на подвале. На поставки из РФ мы влиять не в состоянии — если они решат к сотням тысячам тонн грузов и миллиардам долларов в Сирию продолжать тащить бандитские анклавы на Востоке Украины, что мы можем в реальном мире сказать на это, кроме как «флаг вам в руки»? Ничего.

Примерно две недели назад было обострение под Донецком во время ротации — с 152-мм артиллерией, РСЗО, ну помните, тогда ещё гуляли в свободном доступе фото сожжённого санитарного «Богдана» и куча видео о прилётах. Как обычно, боевики пытаются поражать наши порядки, когда бригады снимаются с насиженных мест, техника покидает капониры и укрытия, а на позиции заходят сменщики (как это было при ротации 30-й и 28-й), но в этот раз что-то пошло не так.

Так вот, вскользь Басурин упоминал о 11 погибших «ополченцах». Хоть кто-то из пророссийской фракции в публичном поле пытался установить их фамилии, уточнить эпизоды гибели, помочь семьям финансово? Закопали, и ладно. Так что многие преувеличивают влияние на события происходящего в анклавах, включая потери здесь и сейчас — этот процесс не одного месяца. Ничего в сценарии глобально не меняется, война на истощение продолжается, и все призывы воспользоваться ситуацией в ОРДЛО — или не от большого ума, или в рамках набора очков в украинской политике.

Касаемо взятых под контроль ВСУ сёл близ Горловки, а также боёв в зоне ответственности 4 бригады «ЛНР» близ Сентяновки (бывший Фрунзе) на Бахмутке. Сами боевики в открытых источниках заявляли о том, что украинцы «пробовали» ЛБС в нескольких местах по всей полосе «четверки», упоминали исходящие в серьёзных количествах «минусы» от Крымского — в основном миномёты, АГС и бортовое оружие бронемашин. 23 ноября пресс-центр АТО заявлял о восьмичасовом бое, в котором участвовал 16 омбп «Полтава» 58 омпбр. Судя по видео со стороны боевиков, убитым украинцам, оставшимся на поле боя, и кадрам во время передачи тел — есть ранения, характерные как для осколочных от миномёта, так и подрывов на мине, часть из бойцов в маскхалатах, часть — нет, работал снайпер, павшие находились на подготовленных позициях.

Ситуация напоминает попытку закрепиться в «серой зоне» или на оставленном НП «гибридной армии», когда во время встречного боя под обстрелом миномётами подразделению ВСУ пришлось отойти через минное поле, оставив тела 4 погибших и раненого. Среди убитых и временно исполняющий обязанности командира роты старший лейтенант Александр Тюменцев. Есть информация, что один из бойцов выволок под огнём с передка трех человек в безопасное место, сам получив ранение руки. Что бы это ни было — активность командиров на местах снизу или согласованная операция по отработке НП, вряд ли в ней участвовало больше 15-20 человек, которые понесли тяжелые потери. По пленному идут переговоры об обмене.

Под Горловкой ВСУ без боя вошли в посёлки Травневе и Гладосово. В том же Травневом по-прежнему проживают чуть больше сотни гражданских, включая детей, в состоянии безвластия, посреди серой зоны и ведущейся 4 года вялотекущей войны. Возвращение властей Украины, гуманитарная помощь, разминирование и работа по линии Civil-Military Cooperation — для них однозначно хорошие новости. Оборонительные рубежи «ДНР» в секторе находятся в южной части Доломитного (позиция «Высокая» по линии станции Доломит) и на высотах в Гольме. Несмотря на всю неоднозначность данного решения в плане огневого контроля с господствующих высот, охват Зайцево с восточной стороны, возможность обрабатывать позиции противника или обрезать снабжение, прикрываясь ставками и высотой 213,5, и пространство для накопления сил в застройке не будут лишними на этом участке.

Продолжаются позиционные столкновения и обмен огневыми ударами по всему фронту, плюс, естественно, присутствуют небоевые потери – два человека погибли в ДТП вне зоны АТО, три бойца ВСУ угорели в блиндаже, были эпизоды суицида и смертей от болезней. На Луганском направлении близ Золотого под удар ПТУР попал автомобиль ВСУ, водитель тяжело ранен; неподалеку от Тарамчука на юге подорвалась на противотанковой мине ИМР, три человека получили травмы и контузии; в 59-й бригаде под Павлополем погибший от пули снайпера; подрыв полицейского около Талаковки. Рутинные сводки, за которыми стоят человеческие жизни, — и это ещё один не из самых ожесточённых в плане боёв месяцев, с 10-15 обстрелами в сутки, всего с короткими двумя вспышками серьёзного обострения.

Хотя, конечно, только на минных полях, которые хаотически, часто без карт и схем, на начальном этапе ставились всеми участниками конфликта — от добровольческих батальонов и «командировочных», до уже попавших на подвал или в небесную «Новороссию», — будут ещё долго гибнуть люди, даже после полного прекращения огня. А до него всё так же далеко, как и месяцами ранее. У тех же боевиков, только по данным открытых источников, — стабильно 20-25 погибших каждый месяц.

Не стал исключением и ноябрь. В целом стычки продолжаются в той же полудюжине горячих точек, где войска находятся в плотном соприкосновении, и есть хоть какой-то задел на возможное развитие ситуации — ЯБП, фильтровальная станция, треугольник в предместьях Донецка, Трудовские, Светлодарская дуга, северный фас Горловки до водохранилища, плацдарм на приморском направлении, Бахмутка (Крымское, Трёхизбенка). Всё чаще обстрелы идут в тёмное время суток, помимо миномётов спорадически применяется 122-мм артиллерия, работают короткими огневыми налётами бронегруппы с «подскоком» на ноль, отмечается высокая снайперская активность с обеих сторон.

Вне зоны боевого соприкосновения продолжается упорная и тяжёлая работа по перевооружению и реформированию армии. Помимо информации о поставках в войска ракет «Ольха», закупки линии турецкого оборудования и прессов для производства корпусов 152-мм снарядов и ракет до 300 мм на ДАКХ «Артем», есть данные о том, что со следующего года будет возобновлено финансирование корвета, там, вроде бы, достигнут прорыв по продаже в Украину противокорабельных ракет. До 2028 года будет спущена на воду серия из 4 кораблей, по 191 млн долларов каждый плюс закупка ПКР и электроники. Готовит передачу вооружения с хранения правительство Литвы — до 80 крупнокалиберных пулемётов, миномёты, гранатомёты, около 2 млн патронов. В Яворов прибыла очередная ротация из 250 инструкторов ВС США 27 бригады. Продолжается сотрудничество с датчанами, поляками, британцами и канадцами от подготовки ВСП до курсов саперов.

Несмотря на потери и проблемы с финансированием ВСУ уверенно контролируют ситуацию на линии боевого соприкосновения, количество учений за год не уступает россиянам в среднем по их сухопутным войскам, продолжается постановка «на крыло» бортов с хранения, передаётся новое вооружение, техника, БПЛА, идёт работа по модернизации танков и БМП-1. Украина продолжает войну на истощение, и на сегодня нет явной угрозы нашему выживанию или государственности. Идет рутинная работа по достижению паритета с противником и увеличению ценника в случае попытки следующей фазы вторжения. И вооружение, и подготовка наших войск всё еще далеки от идеала, но они как небо и земля по сравнению с 2014-2015 годами.

Автор: Кирилл Данильченко ака Ронин, ПиМ

You may also like...