Получат ли право на реабилитацию в Украине палачи «большого советского террора»?

Фигуранты более 60 тыс. политических уголовных дел могут быть реабилитированы в Украине после 5 мая 2018 года. Закон дает основания для реабилитации не только жертв режима, но и их палачей. Согласно закону, реабилитированными признаются лица, которые до 24 августа 1991 года были обвинены или же им было назначено наказание по решению внесудебного органа.

5 мая вступает в силу закон о реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов. Его текст был опубликован 4 мая в парламентской газете "Голос Украины". Законопроект был зарегистрирован в аппарате Верховной Рады в июне 2017 года, а принят – в марте 2018-го.

Буква закона

Согласно закону, реабилитированными признаются лица, которые до 24 августа 1991 года были обвинены или же им было назначено наказание по решению внесудебного органа. Закон касается также лиц, в отношении которых до этой даты были применены репрессии по классовым, национальным, политическим, религиозным, социальным мотивам. Могут быть реабилитированы те, кто пребывал под стражей и дела против которых были приостановлены во время следствия. Пострадавшими от репрессии признаются супруги репрессированных лиц, дети и лица, которые на момент осуществления репрессии совместно проживали, были связаны общим бытом. 

Закон не определяет какие-либо государственные льготы для будущих реабилитированных жертв советского режима

Признаком осуществления репрессий является факт обвинения или назначения наказания по так называемым "особым статьям" Уголовного кодекса СССР: нарушение законодательных актов об отделении церкви от государства и школы от церкви; уклонение от службы в рабоче-крестьянской красной армии по политическим или религиозным мотивам. Будут реабилитированы лица, наказанные внесудебным органом за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй, недонесение.

Еще одна категория – это диверсии, вредительство, саботаж, террористические акты, организация разрушений железнодорожных путей и средств сообщения, средств связи, общественных складов, административных или промышленных зданий, водопроводов, шпионаж, вооруженные вторжения на территорию Украины или СССР, организация вооруженных формирований, участие в вооруженных формированиях, если указанные действия совершались с целью получения (восстановления) или защиты независимости Украины.

Решение о признании лиц реабилитированными или жертвами репрессий будет принимать Национальная комиссия при Украинском институте национальной памяти. В ее состав входят по одному делегированному представителю от Уполномоченного по правам человека, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, Института национальной памяти, Генеральной прокуратуры.

А также не более четырех представителей от научных учреждений, осуществляющих исследования в области истории Украины ХХ века и общественных объединений. Комиссия должна быть создана в течение трех месяцев, а Министерству культуры поручено разработать типовое положения о ее деятельности. Прием заявлений о признании лица реабилитированным или потерпевшим возлагается на региональные комиссии по реабилитации. Финансирование и организационные аспекты деятельности Национальной комиссии возлагаются на Украинский институт национальной памяти.

Закон не определяет какие-либо государственные льготы для будущих реабилитированных жертв советского режима.

Реабилитируют всех

Новый закон фактически отменяет действующий с 1991 года закон о реабилитации жертв политических репрессий в Украине. Кандидат исторических наук, один из авторов закона Роман Подкур рассказывает Фокусу, что при подготовке документа было решено исключить необходимость доказывать наличие родственных связей с реабилитируемым.

"Теперь обратиться сможет любой гражданин Украины или общественная организация, не нужно доказывать, что ты прямой родственник жертвы. Региональная или национальная комиссии должны взять на рассмотрение заявление. Сроки рассмотрения, насколько мне известно, должен указать Кабмин в положении о комиссии", – говорит он.

"По данному закону получается, что даже Лаврентий Берия может быть реабилитирован, я не исключаю, что такие обращения будут"

Подкур уточняет, что по упрощенной процедуре комиссия будет рассматривать дела, приведенные в действие по внесудебным органам, так называемым "двойкам" или "тройкам". В том случае, если за реабилитацией обратились от имени лица, осужденного судом, военным трибуналом, военной коллегией или любым другим органами правосудия, комиссия все собранные материалы передаст на рассмотрение в суд.

"По данному закону получается, что даже Лаврентий Берия может быть реабилитирован, я не исключаю, что такие обращения будут. Но собранные материалы необходимо передавать в суд, у нас не было своего "Нюрнбергского трибунала над коммунизмом", такие дела не должны иметь срока давности", – утверждает Подкур.

Могут рассчитывать на реабилитацию и "уклонисты" от воинской обязанности, если будет доказано, что они отказывались служить по религиозным или этическим соображениям.

Сколько их осталось

Директор отраслевого архива Службы безопасности Украины Андрей Когут говорит, что дела политических репрессированных хранятся в СБУ и частично в МВД. По его словам, только в Киеве более 40 тыс. дел, которые подпадают под действие закона. В регионах эта цифра приблизительна – около 20 тыс.

"Хочу отметить, что это не 40 тыс. человек, а именно дел. Многие из них групповые, по 5-10 или больше жертв. Это дела лиц, которые еще не были реабилитированы. Есть уголовные и политические – реабилитация будет только по политическому", – объясняет Фокусу Когут.

"Про Берию уже говорили не один раз. А вот Всеволод Балицкий, который командовал ОГПУ и НКВД в Украине в 30-х годах, тоже под действие закона подпадает. Более того, его внук через суд пытался реабилитировать деда, ему отказали, а теперь есть все основания"

Бывший народный депутат Тарас Чорновил рассказывает Фокусу, что его отец, бывший политический заключенный, один из основателей Народного руха, Вячеслав  Чорновил был реабилитирован в частном порядке. Судимость была снята в судебном порядке в связи с реабилитирующими обстоятельствами.

"Насколько я помню, были внесены точечные изменения в законы, чтобы через суд снять судимость. Многие диссиденты того времени были реабилитированы: кто в начале независимости, а кто еще при Горбачеве. Тогда были силы воевать за свои права в судах", – говорит Чорновил.

Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров полагает, что закон дает возможность восстановить справедливость и права человека для многих жертв репрессий. Но в нем есть ряд негативных положений, которые перечеркивают всю идею. Например, документ позволяет добиться реабилитации тем лицам, которым ранее было отказано. Многие участники "красного террора" будут реабилитированы по данному закону.

"Про Берию уже говорили не один раз. А вот Всеволод Балицкий, который командовал ОГПУ и НКВД в Украине в 30-х годах, тоже под действие закона подпадает. Более того, его внук через суд пытался реабилитировать деда, ему отказали, а теперь есть все основания. Авторы решили, что реабилитации подлежат все репрессированные внесудебными органами, поскольку они были лишены права на справедливый суд. Отменили норму старого закона, который четко указывал, что не подлежат реабилитации лица, в отношении которых в материалах уголовных дел есть совокупность доказательств за измену родине, шпионаж, диверсии, вредительство, саботаж, террористические акты, преступления против человечества и человечности, карательные акции против мирного населения, убийства, истязания граждан и пособничество в этом оккупантам и так далее", – перечисляет Захаров.

Правозащитник подчеркивает, что будущая комиссия берет на себя функции суда в оценке допустимости доказательств вины в архивных уголовных делах. При этом закон устанавливает, что решение Национальной комиссии может быть обжаловано в административном суде, что не отвечает нормам Уголовного процессуального кодекса. Жалобы по подобным делам может рассматривать суд общей юрисдикции.

Роман Подкур напоминает, что 99,9% уголовных дел по участникам "Большого террора" в СССР рассматривались судебными инстанциями, поэтому они не могут рассчитывать на реабилитацию по упрощенной процедуре.

Автор: Максим Мухин; ФОКУС

 

You may also like...