Мусорные короли

Даже не надейтесь: спама меньше не будет! А все потому, что не перевелись еще те, кто, несмотря на предостережения экспертов, продолжает разгребать горы «почтового мусора», отыскивая в нем что-то полезное. А коли есть спрос — будет и предложение. Именно поэтому рассылка спама продолжает оставаться весьма прибыльным бизнесом, принося назойливым почтальонам сотни миллионов долларов ежегодно. По оценкам экспертов, доля спама в совокупном электронном почтовом трафике давно перевалила за 80%. Есть мнение, что худшее уже позади, потому что хуже быть уже не может. Да, в относительных величинах доля почтового мусора в ближайшее время сохранится прежней. Но абсолютные цифры будут только расти. Да и сам по себе характер спама претерпит существенные изменения.

— Для многих спам — в первую очередь мусорная реклама. Но это давно не так, — утверждает руководитель группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского» Анна Власова. Сегодня значительная доля спама (16–30%) — уже не на предложения что-нибудь купить, а явный криминал.

В поисках новых источников дохода спамеры начали тесно сотрудничать с хакерами, хотя до недавнего времени «почтальоны» всячески дистанцировались от сетевых «взломщиков». Вот уж действительно приплыли…

Часть целого

Анна Власова уверена: чтобы начать «помогать» спамерам зарабатывать деньги, сегодня не обязательно посещать сомнительные сайты.

— Человек покупает себе компьютер, заводит почтовый ящик, и первое письмо, которое он получает, — это спам. Пользователь отправляется по указанной в письме ссылке, «цепляет» вирус — и всё! Через 10–15 минут он становится участником зомби-сети, — рисует типичную картину Анна Власова.

Прошли времена, когда спамеры для своих рассылок использовали плохо защищенные почтовые серверы. Интернет-провайдеры научились быстро блокировать подобные «источники заразы», да и результативность таких рассылок была невысока. Куда эффективнее оказались рассылки, задействующие зомби-сети — тысячи компьютеров простых пользователей, зараженных вирусом, представляющим собой миниатюрный почтовый сервер. Благодаря распределенному характеру зомби-сетей и множеству входящих в них узлов спамеры могут рассылать миллионы сообщений за считанные часы, экономя к тому же на трафике. Ведь платим мы с вами!

В остальном же это весьма затратный бизнес. Ведь спамеры, за редким исключением, не являются владельцами зомби-сетей, они арендуют их у хакеров. Есть и другие расходы. «В инженерном смысле это довольно сложная задача, — считает Анна Власова. — Есть распределенная сеть, состоящая из тысяч компьютеров, с которых частями ведутся рассылки. Кто-то может выйти из Интернета, кто-то выключит свой компьютер. Нужно отслеживать, кто уже отправил «свою» часть писем, а какие следует послать заново, разрабатывать ПО, обновлять базы… Все это стоит денег».

Но деньги у спамеров есть. «При стоимости рассылок от 50 долларов за миллион писем общий оборот спама в России может достигать четырех миллионов долларов в год», — полагает гендиректор «ДиалогНауки» Виктор Сердюк.

Вольные участники

Закон рынка непреложен: спрос всегда рождает предложение. И хотя, по свидетельству аналитиков, этот самый спрос явно претерпевает изменения, до сих пор значительную часть доходов спамерам приносят именно рекламные рассылки, которые заказывают у них владельцы тех или иных бизнесов. Бизнесов по преимуществу небольших.

— Если крупная компания начнет рассылать спам, это будет ужасный скандал. А небольшая фирма в первую очередь хочет заработать капитал, так что об имидже ее руководители будут думать потом, — описывает типичный пример Анна Власова.

По мнению главы российского представительства Google Владимира Долгова, владельцы малого бизнеса рассуждают следующим образом: она (рассылка), конечно же, ничего не дает — но почти ничего и не стоит! «В этой области мы сейчас, наверное, где-то на уровне Дикого Запада времен его покорения, — считает Владимир Долгов. — «Дикие» методы продвижения используются фирмами, которые не заботятся ни о репутации, ни о будущем. Да будущего у них, наверное, и нет никакого… Отсюда и жизнь в режиме «После нас — хоть потоп!» — я имею в виду и спам, и бумажки, которые расклеивают на любом свободном участке любой поверхности, и «лохматые» столбы».

Однако до недавнего времени тысячи владельцев небольших компаний пренебрегали соображениями морали и репутации, вовсю используя этот канал продвижения своих продуктов и услуг. И не удивительно. Для малого бизнеса, не располагающего значительными рекламными бюджетами, это был, пожалуй, единственно доступный вид рекламы. И притом весьма эффективный.

Рассылка по двум-трем миллионам адресов в российском сегменте Сети стоит ныне около 100–200 долларов. И пусть отклик, по сравнению с другими рекламными каналами, не так уж велик — 1–2%. Но ведь и стоимость одного контакта тоже копеечная!

Есть ли иные способы рекламы со сходной эффективностью? Директор по стратегическому планированию РА PRIOR Кирилл Дубинский уверен, что их предостаточно: «Альтернативы спаму у малого бизнеса, безусловно, существуют. Как абсолютно законные, так и полулегальные. Это строчные и модульные объявления в рекламных и специализированных изданиях, контекстная реклама в Интернете, прямые почтовые рассылки, расклейка объявлений на улице и т. п. Проще говоря, небольшая компания также имеет возможность выбирать каналы коммуникации в зависимости от особенностей своего предложения и целевой аудитории».

Кстати, цены на контекстную рекламу за последнее время снизились, о чем свидетельствуют данные системы Яндекс.Директ: средний месячный бюджет контекстной кампании составляет сегодня около 6 500 рублей. Иными словами, «контекст» почти сравнялся по стоимости со спамерскими рассылками.

При этом, по мнению Виктора Галенко, эксперта фонда «ФИНАМ — Информационные технологии», «контекст» по некоторым параметрам обходится даже дешевле. «Имеющаяся у нас информация (опыт некоторых компаний) позволяет говорить о том, что цена одного звонка со спам-рассылки колеблется от 3 до 10 долларов. Например, наш опыт показывает, что стоимость контекстной рекламы — ниже», — считает эксперт.

Похоже, поняли это и рекламодатели, которые все более охотно применяют цивилизованные методы продвижения своих интересов в Интернете. К тому же не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что с 1-го июля 2006 года вступил в силу новый закон «О рекламе», ставящий спамеров вне закона. И хотя он не распространяется на рекламодателей, есть смысл всерьез задуматься: стоит ли связываться со спамерами? «В рамках действующего закона «О рекламе» использование спама в качестве рекламы фактически незаконно. А значит, в долгосрочной перспективе количество компаний, использующих спам как маркетинговый канал, будет уменьшаться», — прогнозирует Виктор Сердюк.

Спам без границ

Со временем законы рынка и нежелание рекламодателей связываться с криминалом сделают этот сценарий былью. И все же не следует уповать лишь на сознательность рекламодателей.

По мнению Владимира Долгова, одним из самых эффективных методов борьбы со спамом может стать комбинация юридического и экономического механизмов. Но пока это лишь оптимистический прогноз. «Мы находимся в привычной для нас ситуации, когда закон есть, но он не работает, — разводит руками Владимир Долгов. — Еще полтора века назад классик сказал: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения…»

— Даже ранее принятых законов за глаза хватало, чтобы привлекать к ответственности спамеров, — подтверждает Антон Серго, глава юридической фирмы «Интернет и Право». — Однако пока нет того, кому это «было бы больше всех нужно». То есть того, кто будет настойчиво беспокоить по этому поводу ФАС, суды, правоохранительные органы.

Кроме этого, следует учитывать еще и специфические особенности Интернета. «Существующих нормативных актов недостаточно для эффективной борьбы с этим явлением. И прежде всего, нет законодательной базы, учитывающей проблемы, с которыми сталкиваются правоприменительные органы, — объясняет руководитель юридического отдела компании Softline Елена Чекаленкова. «Спамеров поймать достаточно сложно. Интернет ведь не имеет границ, привязанных к границам государств, — согласна Анна Власова. — Нужно сначала отследить спамера, собрать доказательства, найти его. И может обнаружиться, что физически он находится в другой стране. Но это не уголовное нарушение, и не того масштаба, чтобы требовать его выдачи из другого государства».

А пока в худшем случае юридическим лицам, признанным по суду виновными в рассылке спама, грозит штраф в размере от 400 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда. В США же верхняя граница финансовой ответственности для спамеров не ограничена, а суммы исков исчисляются в миллионах долларов.

В поисках альтернативы

Как будет выглядеть спам через несколько лет, и станет ли его меньше? «Вряд ли можно сделать такой прогноз, — сомневается Анна Власова. — Понятно лишь, что спам не исчезнет. Его будет больше или меньше, но он будет».

Что может повлиять на снижение активности спамеров? Анна Власова считает, что ограничивающим фактором могут стать легальные рассылки. Пользователи на соответствующих ресурсах будут сами выбирать рассылки по интересующим их темам, включая коммерческие. Пока, правда, в России это направление находится в зачаточном состоянии, а сами владельцы подобных ресурсов жалуются, что их письма часто расцениваются защитным программным обеспечением как спам и не попадают в электронные почтовые ящики адресатов.

Кроме того, по оценкам Кирилла Дубинского, стоимость контакта при использовании легальных баз рассылки (даже при условии более высокого качества контакта с аудиторией) заметно выше, чем при спамерских «ковровых бомбардировках». «Использование таких сервисов может быть выгодно только тем компаниям, для которых важна профессиональная репутация», — отмечает Дубинский.

Не спят и сами спамеры. Ведь если сегодня основной канал коммуникации — электронная почта, то со временем нелегальные «почтальоны» будут задействовать и другие каналы, включая блоги и системы обмена мгновенными сообщениями.

— Любая медийная технология, став массовой, привлекательна для организации спамерских рассылок, — уверен Павел Первин, ведущий специалист отдела систем и методов обеспечения информационной безопасности компании «Микротест». — Однако основным каналом распространения спама электронная почта будет оставаться еще очень долго. Ведь, во-первых, происходит слияние и взаимодействие сервисов электронной почты и систем мгновенных сообщений (Google Talk, Агент@Mail.ru и др.), что позволяет осуществлять кросс-системные атаки. Во-вторых, во многих компаниях есть запрет на использование блогов и систем обмена мгновенными сообщениями.

Так что же, нет ни единого шанса покончить со спамом разом и навсегда? Почему же! Анна Власова предлагает уговорить всех пользователей не реагировать на спам. Ничего не покупать и не отвечать на такие письма, и тогда спам вымрет как класс. Вот только человечество не научилось пока выступать единым фронтом даже против куда более опасных врагов.

Денис Волков, Бизнес-журнал

You may also like...