Экс-глава СБУ Игорь Смешко: истинную причину всего, что происходит, может знать только сам Президент

Экс-глава СБУ Игорь Смешко считает, что раскрыть отравление действующего президента можно единственным способом. нужно выяснить истинную роль ближайшего окружения Ющенко в этом деле. В середине сентября на радио «Свобода» экс-председатель СБУ Игорь Смешко раскритиковал ход следствия об отравлении президента Ющенко. После этого, по решению главы государства, Смешко лишили ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла. Опальный генерал называет произошедшее «актом политической мести».

– Игорь Петрович, вы уже оспорили лишение вас президентом дипломатического ранга?

– Да. В среду мой адвокат подал соответствующее исковое заявление в суд.

– Указ президента вышел сразу после вашего заявления о «тупиковом» ходе расследования отравления Виктора Ющенко и о том, что версия с «отравителем» Владимиром Сацюком провалилась. Есть связь между лишением вас ранга и вашим заявлением?

– Думаю, мое интервью на радио «Свобода» (в прямом эфире 19 сентября. — «ДЕЛО») вызвало раздражение. Меня пригласили говорить о проблемах реформирования спецслужб. Дав предварительное согласие, я попросил не обсуждать вопрос об отравлении президента. Поскольку все, что мог, сказал ранее. Однако в ходе интервью этот вопрос был мне задан. Через несколько дней один из высокопоставленных представителей Секретариата президента во время случайной встречи спросил меня, зачем я сделал это заявление. Ведь меня, мол, лично «никто не трогает», а «в семье президента» никто меня «ни в чем не подозревает»… Я ответил, что постоянные комментарии Виктора Андреевича с изложением собственного видения ожидаемых результатов расследования до его завершения — не что иное, как прямое давление на следователей. И я не меньше президента заинтересован в скорейшем установлении истины. Разница только в том, что для Виктора Ющенко это, прежде всего, вопрос его международной репутации и политических перспектив на будущее, а для меня и моей семьи — это вопрос чести. Думаю, что была и вторая причина появления этого указа, связанная с моим выступлением 16 октября на заседании «Украинского форума».

– Какая именно?

– Тогда я высказал, что Виктор Андреевич должен признать свою личную ответственность за политический кризис в 2007 года, который и привел к досрочным выборам. Он был прогнозируемый еще со времени инаугурации президента в начале 2005 года. Я говорил о том, что им не выполнены многие обещания, в том числе, о реформировании системы власти и об инициированных им новых базовых законах: о президенте, импичменте, Кабинете Министров, оппозиции.

– Лишение звания может быть осуществлено либо по решению суда, либо при прекращении украинского гражданства. Под какое из этих условий вы попадаете?

– Ответ очевиден — ни под какое. Это обычный акт политической мести и превышения своих служебных полномочий. С осознанной целью — политической дискредитацией. Этим указом прервано вступившее в 2004 году в законную силу правовое следствие — присвоение мне специального дипломатического ранга. Хотя процедура его лишения и, следовательно, прерывания во времени однозначно определена законом.

– В 2005 году президент публично благодарил вас за роль в «оранжевой» революции, а до недавнего времени в СМИ звучали прогнозы о вашем возвращении на службу. Что могло изменить отношение Ющенко к вам?

– Истинную причину всего, что происходит, может знать только сам Виктор Андреевич… На представлении нового главы СБУ Турчинова в 2005 году президент благодарил меня за «тот крест», который я пронес во время «оранжевой» революции. Очевидно, что с течением времени он передумал и решил, что одного «креста», который он в свое время «возложил» на меня, мало. И решил добавить сюда еще и «терновый венок»…

– Что предшествовало указу? Вам звонили из Секретариата президента?

– Никто не звонил. Я давно обещал своим сыновьям показать Иерусалим и Назарет. И за день до указа, когда начались школьные каникулы, мы с семьей улетели на эту экскурсию. Там я и узнал о лишении ранга. Сразу появились публикации, в которых обсуждалась тема моего возможного ареста по возвращении в Украину или невозвращения вообще…

– Генпрокурор Александр Медведько сейчас демонстрирует активность в расследовании отравления. Была изменена следственно-оперативная группа. Вас вызывали на новые допросы?

– Об изменениях в следственно-оперативной группе я узнал только из сообщений в СМИ. Новых допросов не было. Три года, по моему мнению, были посвящены только одной версии, которая не имеет под собой главного. Главное — это однозначные и подтвержденные полноценной, проведенной в строгих рамках закона судебно-медицинской экспертизой доказательства того, что отравление могло произойти именно «в тот час и в том месте». Эта же версия страдает и отсутствием профессионального мотива преступления, по крайней мере со стороны Сацюка. Уже всем понятно, что Сацюк не был настолько близким другом политических оппонентов Виктора Ющенко на прошлых президентских выборах, чтобы взять на себя и свою семью роль «камикадзе»… В противном случае, он давно бы уже имел соответствующий депутатский иммунитет.

– Можно ли говорить о том, что сейчас следователи, кроме версии об отравлении президента на даче Сацюка, рассматривают и другие?

– Расследование с самого начала переместилось из плоскости криминальной в чисто политическую. Поэтому так часто меняется состав следователей… Это говорит лишь о том, что профессионалы не хотят быть чьими-то «винтиками» в заказном политическом «триллере», режиссеры которого находятся за стенами прокуратуры. Поставьте себя на их место. Потерпевший — это президент страны, от которого зависит судьба любого Генерального прокурора и председателя СБУ. Еще до начала следствия и получения каких-либо доказательств самого факта отравления он делает политическое заявление в парламенте, что был отравлен «преступной властью». Это заявление приносит ему дополнительные голоса на президентских выборах и становится практически решающим фактором его последующей победы.

Таким образом, глава государства еще до начала следствия дает недвусмысленно понять будущим следователям, что отравителями обязательно должны быть представители прежней «преступной власти». Затем, еще до проведения судебно-медицинской экспертизы, он объявляет им место и час его отравления, в чем «лично убежден». А потом регулярно напоминает, что само дело в общем-то несложное, «на пару недель», и пора идти и «надевать наручники». И что судить о соответствии Генпрокурора занимаемой должности глава государства будет по «успеху в расследовании резонансных дел»…

– Вы с уверенностью заявили, что представители СБУ не имеют отношения к отравлению. Раз так, значит у вас имеется собственная версия того, что произошло с президентом осенью 2004 года…

– С февраля 2005 года я не имею доступа к какой-либо информации по этому делу. Всем, что я знал, давно поделился со следователями. Могу лишь повторить: как и прежде, я уверен, что никто в СБУ действительно не имеет никакого отношения к ухудшению состояния здоровья Виктора Андреевича осенью 2004 года. А вот ответить на то, что же на самом деле произошло в те дни с кандидатом в президенты страны, — невозможно, по моему мнению, без серьезного расследования в этом деле роли ближайшего окружения Виктора Ющенко.

– Сложно представить, что президент самостоятельно принимал решение о лишении вас звания посла, а Сацюка — воинского звания. Наверняка есть определенный круг людей, которые «помогали» Виктору Ющенко найти ответы на эти вопросы.

– Конечно, есть. С 1995 года мне пришлось работать в руководстве разведки нашей страны. Это был период кульминации первичного накопления капитала в Украине и наиболее громких скандалов с нелегальной торговлей оружием. Много сил было отдано борьбе за самостоятельное становление военной разведки при сильном противодействии этому процессу со стороны руководства СБУ тех лет… За это время у меня не могло не возникнуть целых групп серьезных «оппонентов» и «пострадавших» от результатов моей деятельности… Одно только успешное расследование (в 2004 году. — «ДЕЛО») незаконной поставки из Украины стратегических крылатых ракет в 2000 году, впервые в нашей стране доведенное до судебного решения, чего только стоит. Разумеется, что они не упустили момента воспользоваться сложившейся ситуацией.

– Эти люди настолько влиятельны?

– Парадоксально, но после «оранжевой» революции президенту удалось вернуть на руководящие должности в некоторые спецслужбы ряд бывших сотрудников УКГБ — настоящих «приспособленцев»… Эти люди по своей идеологической сути не стали настоящими патриотами своей страны и сейчас активно разваливают спецслужбы… Среди них были и те, по кому в 2004 году проводились служебные расследования и даже велись следственные действия.

В канун «революции» они умело использовали свои старые связи с ближайшим окружением президента. В результате целому списку из них удалось занять руководящие должности в спецслужбах. Часть из этих нынешних руководителей успешно позиционировали себя как «опытные профессионалы внешней разведки бывшего КГБ СССР», обладая хорошими навыками фальсификата и провокаций, которые получили еще при Союзе.

В первую очередь, благодаря борьбе с «украинским буржуазным национализмом» в пятом идеологическом управлении бывшего КГБ СССР. Именно эти люди и являются зачастую главными поставщиками «страшилок», по которым и принимаются иногда нынешние решения в стране.

Источник: Газета «ДЕЛО» / Орищук Федор

You may also like...