Украинские дороги как театр военных действий… по количеству ежедневных жертв

Известно классическое определение нашей славянской беды: дороги и дураки. Сегодня эта беда превратила украинские трассы в театр военных действий. По крайней мере, по количеству ежедневных жертв. Направление в концессию?

— Наши трассы до сих пор ремонтируются по нормативам 15-30-летней давности, — рассказали нам в Институте по изысканиям и проектированию автодорог и мостов. — О том покрытии, которое используют у нас, в Европе давным-давно забыли. Однако современные технологии нам зачастую недоступны — они слишком дороги. Денег, выделенных из бюджета, не хватает даже на запланированный минимум. Бюджет рассчитывается один раз в год, при этом материалы стремительно дорожают в течение года несколько раз. Не хватает людей, техники. В то же время дороги — живой организм — их необходимо поддерживать в надлежащем состоянии круглый год. Самые опасные враги — влага и жара. Каждую весну нужно латать трещины и выбоины, каждое лето — следить за тем, чтобы асфальт не проседал под колесами тяжелой техники. Чтобы привести в порядок одновременно все дороги страны, потребовалось бы сотни миллиардов бюджетных гривен.

В прошлом году государство попыталось было взять на себя ответственность хотя бы за дороги общенационального значения и перевести их в госсобственность: дескать, так трассы будут под присмотром одного хозяина — может, и деньги быстрее найдутся. Не нашлись… Идея так и осталась на бумаге.

— Многие проекты можно было бы воплотить, если бы власти в них были реально заинтересованы, — считает эксперт Александр Кава. — Ведь переживало же дорожное и транспортное хозяйство страны подъем несколько лет назад! Однако сейчас руководители этих отраслей заняты исключительно PR-ом, любой проект афишируется только с целью саморекламы. В результате дороги, которые по существующим нормативам должны раз в семь лет переживать полную реконструкцию, десятилетиями поддерживается в состоянии «ни жив ни мертв». На трассах в лучшем случае осуществляется ямочный ремонт — под него и списывается львиная доля выделяемых из бюджета средств. Проконтролировать его невозможно. Результаты ремонта быстро исчезают: дорожные бригады (особенно в регионах) работают в большинстве своем сами по себе, а поэтому — спустя рукава. Надо закатать асфальт 30 раз? Ничего — хватит и восьми! Лишь бы под колесами первого же автомобиля не разрушился. Надо, чтобы его температура при укладке была 170 градусов? А если на улице снег, дождь и ветер, и он остыл — не отправлять же машину обратно! Закатаем «прохладный». Добавим к этому классическое славянское головотяпство и постоянное стремление чего-нибудь украсть (как можно построить трассу и не залить себе подъездные пути к дачному участку?) — и получим в сухом остатке страну, где качественных дорог — всего несколько километров.

Ученые и эксперты сходятся во мнении: пришла пора «сдавать дороги в аренду» — в концессию на условиях платного обслуживания. Тогда можно было бы надеяться на быстрое и ощутимое изменение качества дорог — начиная от покрытия и заканчивая разметками, знаками, освещением. Однако для этого необходимы несколько условий: работающий закон о концессиях, который очередной парламент в очередной раз никак не может принять, наличие альтернативы платным дорогам (это могут быть как уже существующие, так и новые параллельные трассы) и — готовность самих дорожников пустить в свое хозяйство бизнес-капитал — в том числе и иностранный.

Ценою в жизнь

В целом в Украине ДТП в 2007 году унесли более семи тысяч жизней. Почти каждые 2 часа в ДТП на украинских дорогах погибает 1 человек. Работники страховых компаний отмечают, что львиная доля всех событий, вследствие которых наступают убытки их клиентов — страхователей автотранспорта, составляют дорожно-транспортные происшествия, и значительная часть из них возникает вследствие неудовлетворительного состояния автодорог.

К неудовлетворительному состоянию дорог относятся колдобины, ямы, своевременно не ликвидированные препятствия, скользкая поверхность, неубранные снеговые заносы и др.

Каждая «мелочь» может спровоцировать ДТП: бледная разметка дороги, некачественная обочина, отсутствие дорожного знака, предупреждающего водителя об опасности и другие.

Холодный ремонт

По оценкам специалистов, сегодня грузопоток автомобилей в несколько раз превышает нормы, которые были установлены при строительстве наших дорог. Специалисты называют невероятные суммы, требующиеся для ремонта транспортных путей Украины. Они превышают общий бюджет Украины в несколько раз. Финансовые проблемы стимулируют дорожников к поиску менее болезненных способов содержания и ремонта транспортных путей.

Как отметил Алексей Алтухов, руководитель проекта Строительного управления №813, входящего в корпорацию «Золотые ворота», сегодня в Украине внедряется популярная на Западе технология «холодного ресайклинга», позволяющая проводить экономичный ремонт отечественных дорог. Данная технология позволяет перерабатывать (перемалывать) старое автобетонное покрытие с частичным добавлением новых материалов (щебня, цемента, битумной эмульсии) и укладывать его в верхний слой основания с последующей укладкой автобетонных слоев. Для производства работ холодного ресайклинга применяется высокопроизводительная машина «Wirtgen», которых в мире насчитывается 5 штук.

Недавно с помощью этой технологии был произведен капитальный ремонт 148 км дороги Киев — Ковель — Яготин. Стоимость капитального ремонта этой дороги на сегодня составила 659,13 млн. грн.

В 2012 году плохих дорог не останется?

Еще в прошлом году Кабмин утвердил целую программу развития транспортных коридоров в Украине, приуроченную к чемпионату Европы. Речь идет о строительстве 806,1 км новых автодорог, а также реконструкции 559,1 км и капремонте 2900 км уже существующих трасс, что позволило бы увеличить транспортные потоки по Украине на 40%.

Однако эксперты скептически относятся к этим планам.

— Проекты останутся мертворожденными, — считает Александр Кава. — Из всего, что запланировано обустроить в дорожном хозяйстве страны накануне Евро- 2012, будет реализовано, в лучшем случае, 20%. Судите сами: 1 километр новой дороги, построенной с учетом европейских стандартов, стоит 3-5 миллионов долларов. К примеру, автобан Львов-Луганск протяженностью около 1000 км мог бы обойтись Украине в кругленькую сумму, равную 5% годового ВВП.

Сдержанно оценивают ситуацию и в «Укравтодоре»:

— Пока речь идет только о планах и проектах, которые, к сожалению, все еще не утверждены, а, значит, не имеют под собой материально-технической базы. Нам потребуется обязательное участие зарубежных дорожных компаний и инвесторов.

Что планируют построить и отремонтировать?

— Капитальный ремонт участка автотрассы Киев — Чоп, протяженностью 190 км, проходящего по Житомирщине;

— Капитальный ремонт дороги М-02 Львов — Тернополь;

— Строительство новой автодороги государственного значения Киев — Чоп в обход города Стрый;

— Реконструкция автомобильной дороги государственного значения Львов — Рава-Русская;

— Реконструкция автомобильной дороги Львов — Шегини;

— Реконструкция и капитальный ремонт дорог в Донецке с организацией много-

уровневых развязок и тоннелей;

— Строительство нового транспортного коридора из автомобильной и железнодорожной магистралей на участке между Каменец-Подольским, Черновцами, Сучавой и Яссами;

— Строительство дороги Львов — Краковец, протяженностью 84,4 км;

— Строительство дороги Львов — Броды (78 км);

— Строительство дороги Броды — Ровно (102 км);

— Строительство дороги Щербаковка — Харьков (48,7 км);

— Строительство дороги Днепропетровск — Решетиловка (170 км);

— Строительство кольцевой вокруг Луганска (24 км);

— Строительство кольцевой вокруг Донецка (22 км);

— Строительство дороги Монашеские — Одесса (71 км);

— Строительство большой кольцевой вокруг Киева (206 км).

Мнение

Начальник Департамента безопасности движения Госавтоинспекции Василий Зайченко:

— На всю страну у нас только 18 км дороги, которую можно с чистой совестью назвать дорогой европейского уровня — с учетом не только качества покрытия, но и развязок, разметок, оформления. Это трасса Киев — Борисполь. Все. К счастью, плачевное состояние украинских дорог напрямую не сказывается на росте ДТП: по статистике, только в 5% случаев аварии происходят именно по этой причине. Остальные — на совести участников движения. Однако и этих пяти процентов не должно быть. Чтобы дороги нас не убивали, необходим комплексный подход — усилий одних дорожников недостаточно.

Совет

Если вы попали в аварию на плохой трассе, не забудьте обратить на это внимание работников ГАИ, которые, скорее всего, попытаются всю вину переложить на вас или других участников движения. Требуйте от гаишников составления административного протокола согласно ст. 140 Кодекса законов об административных правонарушениях («Нарушение правил, норм и стандартов при содержании путей, неприменение мероприятий по своевременному запрету или ограничению движения или обозначения на дорогах мест проведения работ»). Помимо протокола должен быть составлен акт в произвольной форме с замерами и схемой, в котором бы отображалось неудовлетворительное состояние дороги. Акт должен быть составлен с участием двух свидетелей.

Наличие этих документов облегчит вашу судьбу и позволит снять с вас обвинение в совершении ДТП.

Юлия Щорс, АиФ

Чтобы дороги перестали убивать

Для настоящих реформ нужны новые методы и технологии обучения и экзаменирования водителей

Несколько лет подряд украинские дороги несут людям смертельную опасность: по данным ГАИ, только на протяжении прошлого года в Украине в результате 62 тысяч дорожно-транспортных происшествий погибло более девяти тысяч людей (77 тысяч получили травмы). Угроза получить травму или не вернуться домой касается практически всех — автолюбителей, тех, у кого нет автомобиля и кто ездит в троллейбусах или маршрутках, велосипедистов, пешеходов, детей… Поскольку проблема назрела давно, в Украине уже несколько раз делались попытки ее решить: можно вспомнить только как несколько лет назад указом Президента были отменены ГАИ (чтобы бороться с коррупцией) и что из этого вышло…

Сейчас работники Госавтоинспекции снова видны на каждом шагу — руководство ГАИ назвало это «широкомасштабной оперативно-профилактической отработкой»: инспектора вылавливают на дорогах водителей-нарушителей, забирают у них водительские удостоверения, составляют протокол и тянут в суд.

После этого наши суды уже трещат от нарушителей, судьи будут ставить дела «на конвеер» и так будет продолжаться, во всяком случае, до 10 февраля — пока на дорогах будет увеличено количество патрулей… Поскольку руководство ГАИ собирается сделать такие рейды систематическими, то не закончится ли эта «кампания» тем, что водители, чтобы от них отцепились, будут давать инспекторам большие взятки и будут ездить и дальше, как захотят? Помогли бы дисциплинировать как водителей, так и работников милиции, камеры наблюдения на дорогах и постах, но ГАИ отложило это в долгий ящик и применяет старые методы — «кнута и пряника». Еще бы помогла строгая сертификация водителей, как это практикуется в Польше (в Украине сейчас дешевле купить водительские права, чем учиться на курсах) и изменение методов обучения с внедрением новых технологий, но об этом вообще никто не говорит. Только — о «кнуте».

Так, по словам начальника Департамента государственной автомобильной инспекции МВД Украины Сергея Коломийца, сейчас на дорогах работают более 6 тысяч гаишников, которые, начиная с 10 января, уже выявили 70 тысяч нарушений (31 тысячу тех, которые стали виновниками ДТП), зафиксировали более 7 случаев, когда за рулем были нетрезвые водители. Позитив от этого — снижение ДТП на 19%. Но на долго ли? Как и раньше, причинами ДТП являются игнорирование правил дорожного движения водителями и пешеходами. По их мнению, в Украине действуют достаточно лояльные меры наказания за нарушение правил, например, минимальный штраф достигает 8—17 гривен, что позволяет водителям игнорировать закон. Чтобы укротить автолихачей, специалисты предлагают повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения (об этом речь идет в законопроекте о внесении изменений в девять законодательных актов, связанных с регулированием дорожного движения, которые сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде).

После принятия законопроекта, минимальный размер штрафа будет достигать 85— 100 гривен. Чтобы повысить ответственность водителей за совершение грубых нарушений (неправильный переезд перекрестков, проезд на красный сигнал светофора и т.д.), эксперты предлагают установить штраф в размере 170 гривен, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии — от 1360 до 1700 гривен. За систематическое нарушение правил дорожного движения — штраф 2040—2750 гривен, а также «награждение» водителей штрафными балами. Если в течение года автолюбитель заработал 30—40 балов за нарушение правил, работники ГАИ имеют право отобрать у него водительское удостоверение.

— В соответствии с законом, работники ГАИ изымают водительские права только в случаях неправильного пересечения железнодорожного переезда, создания аварийной ситуации на дорогах (когда другие участники дорожного движения вынуждены увеличивать скорость или менять направление движения), исчезновение нарушителя с места ДТП или в случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии, — рассказал заместитель министра внутренних дел Украины Александр Савченко. — После внесения поправок в законы, которые регулируют дорожное движение, неизменным останется пункт об изъятии удостоверений до принятия судом решения о размере штрафа. Если владелец авто не может заплатить установленную сумму сразу после оглашения решения суда, ГАИ отбирает транспортное средство ко времени уплаты штрафа.

Кроме создания мобильных групп, в ГАИ задумали еще и «активизировать все службы ГАИ» и — что самое интересное — «наладить работы с судами». Но были ли они в помещении судов в последние дни? Если есть такой пункт в плане, следовало бы заняться этим.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Хорольский, вице-президент Автомобильного клуба Киева:

— Повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения пойдет водителям только на пользу — они станут более дисциплинированными и ответственными, потому что сейчас ситуация на дорогах — катастрофическая, а небольшие штрафы только усиливают ощущение вседозволенности у водителей.

Считаю, что изъятие водительского удостоверения до принятия судебного решения, так как это практикуется ныне, является абсурдным, потому что иногда водителю приходится месяцами ожидать приговора суда. На мой взгляд, это нарушает демократические принципы государства и права человека в целом. Очень часто дела в суде рассматриваются односторонне, лишь бы только составить протокол и принять решение без адвокатов, без привлечения к рассмотрению дела третьих сторон, свидетелей и тому подобное. В таких случаях действует старый «совковый» принцип: как можно быстрее составить статистику и отчитаться перед начальством.

Выход из ситуации простой — провозглашая закон или требуя его исполнения, нужно заставлять всех работников ГАИ работать в соответствии с принятым постановлением. Относительно повышения штрафов, то их рост должен быть пропорциональным к степени нарушения водителя. Если ДТП причиняет вред не только транспортным средствам на дороге, а и касается пешеходов (достаточно часто водители просто вылетают на пешеходную часть дороги), соответственно и штраф должен включать в себя все нанесенные убытки. Для улучшения ситуации на дорогах также стоит улучшить и подготовку работников ГАИ, выработать в них дисциплинированность и лояльное отношение к водителям.

Инна Филлипенко, «День»

Читайте также: