Коррупция в России: приятное поражение

В 2007 году Россия сдала позиции, опустившись сразу на несколько пунктов в одном из популярных мировых рейтингов, публикуемом международным агентством Transparency International. Только представьте себе: в позапрошлом году страна занимала 127-е место, а по итогам 2007-го – уже 148-е! Но этому поражению можно только радоваться: речь идет о мировом рейтинге коррупции. Нет, разумеется, взятки брали все и всегда. Первое упоминание о коррупции датируется второй половиной XIV века до нашей эры и найдено оно в архивах Древнего Вавилона. Это сообщение о том, что царь города Лагаша занялся реформами государственного управления, чтобы уменьшить вымогательства со стороны царской администрации. Несколько позже по другую сторону Средиземного моря приложил руку к борьбе со взятками Юлий Цезарь. Так, он запретил своим наместникам в провинциях принимать золотые венки от подвластных городов. Впрочем, побороть взяточничество ему не удалось: в Древнем Риме подкупы были настолько в ходу, что стали восприниматься почти как узаконенное жалование.

Римское наследство, российская специфика

Россия получила римское наследство сполна, да еще не в чистом виде, а приправленное византийским коварством и хитростью. Проще говоря, мздоимство у нас прижилось как родное – наказывать за этот грех стали только при Иване III. Впрочем, уже Иван Грозный взялся за дело всерьез, назначив в свойственной ему манере за «чрезмерность во взятках» (хорошая формулировка!) смертную казнь. Ну и Петр I последовал его примеру, попытавшись издать указ, что всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно будет купить хоть веревку, будет повешен. Хотя этот законодательный акт пришлось быстро предать забвению, иначе самодержец всероссийский рисковал бы остаться вовсе без подданных.

Ведь одно строительство Петербурга чего стоило! На земляные работы сгоняли десятки тысяч крестьян, каторжников и военнопленных, а так как всю эту братию необходимо было кормить, то возникала необходимость в подрядах, можно сказать, госзаказах того времени. Ясное дело, что на этих подрядах не наживались только те, кто был либо ленивым, либо очень ленивым. Взять хоть хрестоматийного светлейшего князя Меншикова! При этом, как обычно, о «казенном воровстве» громче всех кричали именно те, у кого рыльце было в пушку. Скажем, глава тогдашнего министерства финансов Алексей Курбатов, писавший царю, что-де «в городах от бургомистров премногие явились кражи», был сам осужден за взятки. Хотя ему еще повезло: он благоразумно скончался еще до вынесения ему приговора. Потому что, например, сибирского губернатора Матвея Гагарина за мздоимство повесили, а обер-фискала Нестерова четвертовали… Но коррупцию это не остановило. Напротив, ситуация лишь ухудшалась. Бороться со злом оказалось бесполезно, и борьба сошла на нет. Правители закрывали глаза на взяточничество. Есть легенда, что Екатерина II даже собственноручно презентовала одному из придворных вязаный кошелек для взяток. Про то, что творилось в правление последнего царя, когда существовал четкий прейскурант услуг Григория Распутина, Матильды Кшесинской, великого князя Алексея Михайловича и еще целого ряда влиятельных персон, приближенных к императору, и говорить не хочется.

Берем по-большевистски

Большевики поначалу решили взять пример с Ивана Грозного: в борьбе с коррупцией ничем себя не стесняли, и за взятки могли попросту расстрелять. Но время шло, революционный запал проходил, а получать подарки было так приятно… Звездный час расцвета коррупции наступил в правление Брежнева. После смерти генсека последовали дело Щелокова, «елисейское дело», знаменитое «узбекское дело» инспектора Гдляна, ставшее одним из ряда событий, ускоривших распад советской системы. Под следствием оказались тысячи ответственных хозяйственных и партийных работников, включая и самых высокопоставленных. В тюрьме оказался даже зять Брежнева Юрий Чурбанов. Ну а с распадом Союза и началом «диких 1990-х» и вовсе начался беспредел. Сложилась ситуация, когда одно лицо занимало важные позиции и в государственном, и в коммерческом секторах экономики. Как же тут было не злоупотребить, защищая свои коммерческие интересы!? Особого размаха мздоимство достигло на Украине, став едва ли не национальной особенностью. А в Белоруссии для борьбы с этой напастью придумали целый набор спецспособов. В пограничных войсках, например, для военнослужащих, которые отказались от взяток, установлена премия в размере 125 долларов.

А что происходит у нас? Борьба продолжается. Регулярно звучат лозунги, призывающие искоренить коррупцию в стране, заменив продажных чиновников высокоморальными политиками. Благородно. Но нереально. Потому что добиться победы можно только на самом нижнем, бытовом уровне, поборов тех, кто берет взятки в конвертах. А до тех, кто берет «борзыми щенками» – пакетами акций предприятий, земельными участками, льготами для близких к ним бизнесов, – не дотянется сегодня ни один Гдлян. Да и от традиции никуда не денешься.

Но тем не менее, в коррупционном рейтинге мы за последнее время съехали вниз. Это немало радует. Хотя, если присмотреться внимательно, все дело может оказаться просто в том, что список входящих в рейтинг стран стал больше: в минувшем году в него добавилось еще полтора десятка участников.

Впрочем, еще три года назад мы входили в этот же список под номером 90…

Дарья Кулепетова

P.S.

Прилетаю я как-то на Гаити…

В рейтинге наиболее коррумпированных стран уверенно лидирует Гаити. Это одно из немногих государств, где бизнесменам приходится платить представителям власти за физическую защиту. К слову, стоимость таких услуг для иностранцев выше, чем для гаитян. Далее идет Гвинея, где «цены» на те же услуги чуть ниже. На третьей позиции – Ирак, и это эксперты связывают со злоупотреблениями при распределении материальной помощи международных организаций и при реализации программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Четвертую и пятую позицию занимают Мьянма и Бангладеш.

ЦИТАТА

«Повторю слова одного из итальянских криминологов, который жил лет 150 назад. Он говорил о том, что преступность настолько вросла, пустила корни в общество, что если бы мы вырвали всю преступность со всеми корнями, то образовалась бы бездна. Сегодня на все есть ценник. Плата за невозбуждение уголовного дела составляет от тысячи до 10 тысяч долларов, за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи – от 20 до 25 тысяч долларов, смягчение наказания – от 5 до 15 тысяч долларов, игнорирование таможенных нарушений – от 10 до 20 тысяч долларов или 20–25 процентов от таможенного сбора и так далее, и тому подобное. Я вам могу назвать опубликованные таксы по всем видам деятельности нашего государства: сколько стоит место председателя комитета в Госдуме, сколько внесение законопроекта на рассмотрение Госдумы… Столько и, что очень важно, кому давать. Призывника признать негодным к военной службе – сотруднику военкомата 10 тысяч долларов. Представление к Ордену мужества – от три–пять тысяч долларов. Услуга награждения благодарностью Президента Российской Федерации – 30 тысяч долларов».

Яков Гилинский, доктор юридических наук, криминолог

Купюры для взяток

В Индии, занимающей одну из лидирующих позиций в рейтинге Transparency International, без взятки не решить даже таких вопросов, как получение телефонной линии или продление паспорта. Для решения этой проблемы недавно выпущена специальная «взяточная» купюра с изображением Махатмы Ганди. По внешнему виду дензнак дублирует банкноту в 50 рупий. Уже напечатано 25 тысяч банкнот, которые распространяются в городе Ченнай (бывший Мадрас). «Нулевая» банкнота стала символом новой кампании по искоренению коррупции. Первым разоблаченным мздоимцем оказался полицейский, остановивший посреди ночи машину и сказавший, что отпустит водителя, если тот проявит «соответствующую заботу» о блюстителях порядка. Получив необычную банкноту, полицейский был шокирован и быстро ретировался. (The Times)

Журнал «Белая полоса»

You may also like...