ОПЕРАТОРЫ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ — КТО ОНИ?

Мобильная связь — вещь, конечно, очень удобная, но иногда очень накладная. Качество услуг и самой связи тоже оставляет желать лучшего, что всем известно. Иногда поведение мобильных операторов имеет четко выраженные элементы откровенного хамства и обдираловки. Не так давно под давлением общественности, Верховным Советом Украины была упразднена оплата за входящие звонки операторов мобильной связи. Законодатель обоснованно исходил из невозможности требовать деньги с потребителей за услугу, которую они активно не использовали и не инициировали.

Позиция законодателя исходила также из необходимости приведения состояния предоставления услуг в Украине в плоскость, приближенную к мировым стандартам предоставления мобильной связи.

Однако, как показывает практика, данный вопрос (соответствие качества, объема, принципов оплаты мобильной связи) остается далеко не урегулированным, о чем неоднократно заявляет общественность в Украине.

Создающиеся общественные организации по защите прав потребителей, отдельные граждане, практикующие юристы и средства массовой информации поднимают вопрос о продолжающемся беспределе со стороны операторов мобильной связи по отношению к потребителям.

Внимание заостряется на так называемой плате за соединение, активно взимаемой оператором с пользователя в процессе взаимного общения.

Как правило, плата за соединение взимается с потребителя в случае соединения, превышающего 4 секунды каждый раз и составляет немалую сумму

Однако, как обоснованно полагают специалисты в области защиты прав потребителей, данный, с позволения сказать, платеж, является надуманным.

Ведь суть и смысл самой услуги мобильной связи и состоит в возможности обмена информацией в процессе общения с использованием мобильной связи. То есть, мы звоним по «мобильнику» для конкретного обмена информацией, а не для получения соединения самого по себе. Сам момент соединения (его технические и прочие аспекты) нас не интересуют.

Мы далеки от мысли, что связь (за которую платятся деньги) возможна без соединения (за которое взимается спорная плата), то есть, соединение является неотъемлемым элементом связи, как таковой.

Оплата за соединение фактически поглощается оплатой за предоставленную услугу, входя в ее целостную и неделимую стоимость. Зачем платить дважды ?

Таким же неотъемлемым элементом связи, как целостной услуги, является прекращение сеанса связи, однако никому (пока, по крайней мере) не приходит в голову брать плату за прекращение соединения.

Если так пойдет дальше, можно предложить брать плату за то, что потребитель взял в руки телефонный аппарат мобильной связи (терминал) и начал поиск имен и номеров в книге памяти. Ведь сами номера (как идентифицирующая совокупность цифр), даются пользователям операторами, и составляют определенную собственность последних, так почему не возместить затраты за доступ, назовем его, к информационному ресурсу?

Сегодня плата за соединение взимается успешно и пока почти безропотно, так как по нашему мнению, потребители просто не умеют защищать свои права.

Бредовость и противозаконность действий операторов мобильной связи иллюстрируется достаточно просто:

Представьте — энергопоставляющая компания введет плату за соединение с электросетью, или что-нибудь в этом роде. Включил чайник в розетку — плати плату за соединение помимо показаний счетчика.

Хочешь принять душ — плати предприятию водоканала плату за соединение с водопроводной трубой.

И наконец — зашел в магазин купить, скажем, хлеба, на входе заплати плату за вход (даже если хлеба нет).

Во всем мире потребитель и его интересы ставятся в основу общественной и правовой защиты. Выше по социальному и правовому статусу только права личности (право на труд, на работу, на волеизъявление)

В Украине описанная выше ситуация имеет только одни корни — традиционно наплевательское и хамское отношение к потребителю. Плата за соединение (как и плата за подключение) является открытой демонстрацией такого отношения.

Операторы мобильной связи в силу необходимости рыночного продвижения услуг не только не могут брать плату за соединение, но и должны всячески поощрять потребителя за пользование услугами. Любой маркетолог проконсультирует о принципах продвижения товара и основном принципе: больше товара (услуг) — меньше плата за единицу, то есть обязательно наличие скидок за опт.

Мы далеки от мысли о малоквалифицированной подготовке специалистов у операторов мобильной связи. Но в данном случае ситуация вообще антирыночная: чем больше говоришь (соединяешься) — тем больше платишь (за каждый инициированный звонок — плата за соединение).

Положим, плохая связь по качеству в данный момент — прекращаешь разговор, меняешь место связи, оплатил плату за соединение (которое безуспешно), начинаешь раннее неудачный по техническим условиям разговор — плати опять плату за соединение.

И тут возникает новая «идея» для операторов — ухудшать качество связи, делать возможность технических сбоев при соединении. Пусть потребитель мается, пытается дозвонится и докричатся через шумы и помехи, набирает по несколько раз абонента — каждый раз взимаем плату за соединение (результативность значения не имеет).

Так можно неплохо подняться — не только сэкономить на аппаратуре, но и заработать на плохой связи …

Несмотря на антирыночность (с точки зрения долгосрочных перспектив завоевания рынка ) политики операторов, ситуация с платой за соединение на диво согласована и устойчива. Принципы начисления, тарифы, иные показатели у ведущих операторов идентичны и схожи.

Как считают ведущие специалисты в отрасли защиты прав потребителей, налицо совершение должностными лицами операторов мобильной связи ряда уголовно наказуемых преступлений. В частности, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Украины — ст. 225 (обман покупателей и заказчиков), ст. 228 (Сговор об изменении либо фиксировании цен либо понуждение их к изменению либо фиксированию), ст.230 (Нарушение антимонопольного законодательства), и ст. 190 (Мошенничество).

Помимо банальной уголовщины, операторами нарушены ряд отраслевых норм законодательства. Кроме законодательства о защите прав потребителей, нарушено антимонопольное законодательство.

Расчет на то, что потребители окажутся лохами, и до конца будут безропотно платить за непонятную услугу, за которую, давно заплачено (при оплате услуг по самой связи) у операторов вряд ли пройдет.

Общественные организации по защите прав потребителей в данное время активно занимаются подготовкой документов о судебной защите прав потребителей. Помимо этого, активное внимание уделяется привлечению к решению проблемы правоохранительных органов (которые должны заниматься раскрытием очевидных уголовных преступлений), Антимонопольного комитета Украины, органов защиты прав потребителей, Минсвязи, даже налоговых органов (операторы дважды получают прибыль фактически за одну услугу, что с точки зрения нюансов налогового законодательства достаточно тенденциозно)…

Обращаем внимание, что каждый потребитель самостоятельно (не обязательно с участием общественной организации) вправе защищать свои права в установленном закону порядке, начиная с банального заявления в правоохранительные органы о преследовании преступников (именно как таковых) и заканчивая обращением в суд. Дела, в которых взаимоотношения проистекают из законодательства о защите прав потребителей, не оплачиваются госпошлиной.

Алексей Святогор, представитель общественных организаций по защите прав потребителей, специально для «УК»

Читайте также: