«Мобильная» западня: обманом жить нам, стало быть, с руки

Миллионы человек  хотя бы раз становились жертвами мошенничества с использованием сотовой связи. Согласно результатам соцопросов, 11% пользователей мобильной связи, независимо от оператора, попадались на удочку преступников. Эксперты полагают, что ситуация еще хуже, поскольку далеко не каждый обращается в правоохранительные органы или к тем же сотовым операторам. 

Обманом жить нам, стало быть, с руки

«Мама, это я, у меня неприятности. Срочно нужны деньги!» Человек на другом конце провода уточнил: «Это я, Дима!» Сходство с голосом сына поражало. Прокол мошенников был только в одном: все близкие привыкли Дмитрия называть Митей, и сам он представляется именно так. Сгоряча мошенник был послан – а зря. Надо было согласиться «на выкуп», только на встречу прийти с милицией или с парочкой крепких знакомых.

65-летней Наталье Ф. повезло меньше – ее 16-летнего внука в момент звонка не было дома, его сотовый не отвечал. Голос звонившего, опять же, был один в один как голос Саши. И женщина добровольно отдала жуликам 10 тыс. руб. Примечательно, что о подобных аферах она была отлично осведомлена и сама недавно ругала приятельницу, купившуюся на «разводку». Наталья Юрьевна говорит, что действовала, как под гипнозом: уж больно схожи голоса.

Согласно исследованиям, проведенным компанией «Билайн» совместно с агентством Bojole среди 1800 пользователей сотовой связи в 11 городах — «миллионниках», 11% опрошенных становились жертвами мобильных мошенников. По результатам исследования эксперты смогли выявить общие для всех операторов и регионов проблемы, главная из которых – недостаточное информирование аудитории пользователей сотовой связи, отсутствие простых практических рекомендаций для профилактики случаев обмана потребителей и психологического манипулирования для совершения преступления.

Как пояснили представители компании, предпосылками к изучению проблемы стали массовые обращения представителей СМИ и клиентов сотовых операторов по поводу различных способов «мобильных разводок». В 2003-2007 годах количество таких обращений возросло на 200%, в результате подобный вид преступлений стал общенациональным бичом мобильной связи.

«Примечательно, что клиенты практически не жалуются на подобные преступления в центры поддержки своих сотовых компаний, — рассказывает директор Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Андрей Елисеев, — из всех зарегистрированных обращений доля подобных жалоб составляет менее 1,5%. При этом, согласно исследованиям, большинство абонентов считают, что ведущая роль в противостоянии мошенничеству должна быть у сотовых операторов и правоохранительных органов. Кстати, 70% абонентов уверены, что борьбу с мошенничеством в России не ведет вообще никто».

54% абонентов ассоциируют с мобильным мошенничеством случаи обмана на доверии, 28% относят сюда кражи мобильных телефонов. Самый популярный вид мошенничества – «случай с родственниками». Чуть меньше абонентов знают про разводки под условным названием «ложный приз», 39% слышали о способе обмана «смс-просьба», более трети опрошенных также знают о мошенничестве под условным названием «платный код».

Что касается удивительной похожести голосов жуликов на голоса родственников, знания подробностей биографии, маршрутов, адресов потенциальных жертв, то мнения экспертов однозначны: либо это случайное совпадение и похожесть голоса жертвы сами достраивают психологически, что вполне объясняется неадекватностью ситуации (звонки поступают ночью или глубоким вечером), либо подобные звонки раздаются с подачи знакомых (что менее вероятно, но возможно).

Изображая жертву

По оценке заместителя начальника 7 отдела Управления уголовного розыска ГУВД СПб и Ленинградской области Михаила Грудовика, собрать доказательную базу на преступления, совершенные с помощью сотовой связи, достаточно трудно. Однако, по словам милиционера, уголовный розыск постоянно проводит определенные мероприятия с целью пресечения случаев телефонного мошенничества.

Как сообщил корреспонденту «Росбалта» Михаил Грудовик, данный вид мошенничества идет на убыль. По официальной статистике, предоставленной сотрудником ГУВД, если в 2006 году в этой сфере было совершено 1030 преступлений, по 552 возбуждены уголовные дела, раскрыто 50 и в суд отправлено 20 дел, в 2007-м – 348, 140, 40 и 17 соответственно, то в 2008 году совершено 215 преступлений, по 172 возбуждены уголовные дела, раскрыто 39 и в суд направлено 14 дел.

Оперативный работник также сообщил, что подобные преступления в основном совершаются в ночное или вечернее время, когда жертва расслаблена и не совсем адекватно реагирует на неожиданное сообщение. По информации эксперта, в основном звонки поступают из мест лишения свободы или из СИЗО, а за деньгами приходит подельник, в большинстве случаев, наркозависимый.

«Подобные преступления совершают граждане от 18 до 35 лет. У преступной группы есть организатор (как правило, находящийся за решеткой), преступления носят серийный характер, имеют прямой умысел, — рассказывает Михаил Грудовик. — Администрация пенитенциарных заведений принимает меры по недопущению подобных преступлений, пресекает попытки появления мобильников в камерах. Однако вы представьте: барак где-нибудь в Коми человек на 50, и оттуда звонки. Как проследить, кто звонил? Я советую самим гражданам быть бдительнее, не идти на подобные «разводки».

Эксперт также заверил, что сейчас все заявления потерпевших рассматриваются, дела возбуждаются и даже зачастую раскрываются.

Свою оценку ситуации  дал доктор социологических наук, завкафедрой теории коммуниаций факультета журналистики СПбГУ Дмитрий Гавра. «В группе риска те, кому труднее всего переносить информационные перегрузки, кто не в состоянии дать адекватной оценки ситуации: пожилые люди, подростки, а также люди с так называемым «синдромом жертвы», — рассказал социолог. – Раньше именно такие люди становились жертвами лохотронов, наперсточников. Кроме того, сейчас повышен общий уровень невротизации общества, у людей есть психологическая готовность к постоянному появлению плохих новостей».

Кроме того, по словам Гавры, определенную роль играет недоверие людей к институтам власти. Действительно, многие реагируют на предложение «решить дело по-тихому» положительно. Это означает абсолютное недоверие к правоохранительным органам, и даже больше – кризис базовой системы доверия в государстве.

Информирован – значит вооружен

Чем больше информации — тем меньше шансов стать жертвой. Например, в Австралии 83% населения прекрасно осведомлены о всевозможных сотовых аферах, а потому вряд ли попадутся на подобное мошенничество. «Но Россия все равно не уникальная страна, — рассказывает руководитель аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. – В США, например, люди очень часто «ловятся» на всевозможные обещания призов, хотя истории типа «попал в ДТП, срочно нужны деньги гаишникам», конечно, не пройдут. В большинстве западных стран в группе риска в основном молодые люди 14-25 лет. У нас это часто люди пенсионного возраста».

Очевидно, что решение проблемы возможно только на общественном уровне с участием всех пострадавших сторон. В связи с этим компания «Билайн» (впрочем, руководство компании уверено, что к ним в самое ближайшее время присоединятся коллеги из других компаний сотовой связи), сотрудники правоохранительных органов, психологи начали разработки рекомендаций пользователям сотовой связи.

Первое и главное: будьте бдительны, узнавайте больше о новых мошеннических схемах; обязательно убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных; не торопитесь принимать какие-то действия по инструкции звонящих, в особенности если их инструкции требуют перевода или передачи денежных средств; не давайте телефон незнакомому человеку, если у человека беда, лучше сами в его присутствии перезвоните по номеру, который вам укажут.

Эксперты также дали некоторые практические советы, как не попасться на удочку мошенникам.

Если человек представляется вашим родственником, и голос кажется вам действительно знакомым, не стесняйтесь уточнить у него какие-то детали, о которых можете знать только вы и ваш настоящий родственник.

Если звонящий представляется сотрудником радиостанции или сотового оператора, «радует» вас сообщением о якобы выигранном призе, для получения которого вам нужно что-либо заплатить, свяжитесь с радиостанцией или оператором и уточните, действительно ли подобный конкурс проходил. Как правило, серьезные компании не берут никаких денег за участие или победу в конкурсах.

Если вы получили смс-сообщение с незнакомого телефонного номера, подписанное якобы вашим знакомым, с просьбой пополнить баланс его счета – уточните, действительно ли есть подобные проблемы, перезвоните на указанный номер.

Если звонящий представляется сотрудником вашей сотовой компании и требует срочно перевести некие деньги в связи с техническими мероприятиями или иными акциями в компании, перезвоните в сервисную службу и уточните, действительно ли подобные мероприятия проходят.

Еще один любопытный совет: договоритесь с близкими о некоем условном коде, сигнализирующем о случившимся с ними или с вами ЧП, и экстренно реагируйте на звонок только в том случае, если подобный «пароль» прозвучит. Подобный пресловутый «горшок с цветами на окне» поможет избежать не только потери денег, но и серьезного стресса.

Марина Бойцова, Росбалт-Петербург

 

You may also like...