Ставки больше чем жизнь. Как продаются результаты договорных матчей

Собеседник представился Андреем Топаловым, менеджером в автосалоне. Он рассказал, что всегда проигрывал букмекерам. А теперь информатор продает ему сведения о нечестных хоккейных и футбольных матчах, и Топалов стал выигрывать. Он создал собственный бизнес: на специальном сайте перепродает свой инсайд по цене 6000 рублей за матч. Это очень выгодно, потому что если информация неверная, он на своем сайте все равно выручит больше, чем проиграет на тотализаторе.

В последние два-три года Россию и Украину накрыл букмекерский бум. Вместе с ним рос спрос на услуги посредников вроде менеджера Топалова. Вряд ли это его настоящее имя – бизнес-то незаконный. Найти в интернете результаты предстоящих договорных матчей сейчас не составляет никакого труда.

Одни предлагают их за $15, другие не стесняются брать и по 10 000 рублей. Такие деньги платят в основном те, кто потом ставит в конторах не меньше 50 000–100 000 рублей и удваивает сумму в случае выигрыша. Верность своих прогнозов посредники оценивают приблизительно одинаково – около 70%. Доказать, что матчи действительно договорные, посредники не могут, и многие думают, что они просто угадывают результат. Но для клиентов, похоже, нет разницы.

28-летний Александр прославился в одночасье: осенью прошлого года в газете «Спорт-Экспресс» написали про его сайт, на котором тоже продавались результаты договорных матчей в КХЛ. Отсутствие резонанса сильно его удивило: ни один из клубов, занесенных в список нечистоплотных, жаловаться не стал. В КХЛ эту информацию назвали бредом, зато у самого Александра только прибавилось клиентов. «Неплохая прибыль», – говорит он. У него в клиентах уже более ста человек, и берет он с них по высшему тарифу – по 10 000 рублей.

Главное для посредника – найти честного информатора. Тот получает сведения непосредственно в клубе от одного из работников среднего звена. Информатор берет по ставке от 50 000 до 200 000 рублей за одну игру. Манера общения с информаторами срисована со шпионских фильмов: владельцы сайтов рассказывают, что встречаются с ними в условленном месте за несколько часов до игры и передают деньги в обмен на свежие данные. Затем у агентов есть примерно час, чтобы разослать информацию своим клиентам по почте или SMS – те платят загодя, еще за день-два до предполагаемой игры.

Автодилеру Андрею Топалову такие меры предосторожности лишними не кажутся: лучше, говорит он, перестраховаться, чем лишиться дополнительного заработка. Своего информатора он искал несколько лет – и теперь боится, чтобы кто-нибудь из конкурентов его не увел. Топалов стал мнительным: никому не доверяет, делает ставки через интернет, а за выигрышем в букмекерские конторы посылает двух своих друзей и брата – каждому платит по 5000 рублей. «Зато чувствую себя спокойно. А то меня несколько раз на улице грабили», – объясняет Топалов. Кроме уличных воров, ему есть кого бояться – букмекеров, милиции.

К новым клиентам он тоже относится с опаской. «Со мной может работать не каждый. Сначала надо пройти проверку различными программами», – напускает таинственность Топалов. В чем суть проверки, он не раскрывает, но говорит, что не всем она по зубам. В итоге у него только 12 клиентов. Найти бы еще человек пять, говорит Топалов, и можно закрывать сайт: клиентов ему будет достаточно.

Чаще всего информация, которую предлагают на таких сайтах, имеет отношение к хоккею или футболу. «Здесь матчей много – хороших и разных», – смеется Игорь, еще один работающий на этом рынке предприниматель. Для него спорт тоже уже давно превратился лишь в заработок – на стадионе он был всего несколько раз, да и то в далеком детстве. Примерно так же относится к спортивным событиям и Андрей Топалов: «Я редко смотрю игры, на которые ставлю. Такой я человек – неинтересно мне».

Президента Национальной ассоциации букмекеров (НАБ) Олега Журавского раздражают такие сайты. «Они обманывают людей, ими должны интересоваться лишь сотрудники правоохранительных органов», – говорит он Newsweek. По его словам, если договорные матчи в российском спорте и существуют, то не две-три игры в неделю, а гораздо меньше. Сайты для Журавского не проблема – для букмекеров это не самые большие деньги. Но на договорных матчах зарабатывают и игроки покрупнее, и букмекеры очень заинтересованы в разоблачении нечестных игр. «Сильно страдаем – свои ведь деньги проигрываем», – жалуется он Newsweek.

Журавский заключил контракт с крупной международной компанией Betradar, которая помогает букмекерам корректиовать линии и бороться с нечестными игроками. Недавно НАБ подписала с РФС договор о совместной борьбе с договорными матчами и уже разрабатывает собственную шестиступенчатую программу по защите имиджа российского футбола – чтобы даже не было разговоров о купленных матчах. Главное ноу-хау этой программы – система раннего оповещения: данные, поступающие букмекерам от собственных информаторов, сопоставляются с количеством ставок на этот же поединок и дают приблизительную картину: договорной матч или нет.

Министр спорта Виталий Мутко, одновременно возглавляющий и РФС, новой инициативой букмекеров проникся сразу – о договорных матчах он знает давно, но бороться с ними пока не научился. Поэтому идею Журавского он принял на ура, тем более что подобная программа, как рассказали ему в НАБ, уже успешно работает в 86 странах мира. За три месяца совместной работы НАБ и РФС, впрочем, ни одного «странного» матча в чемпионате России так и не нашли – хотя сайты регулярно продавали информацию о результатах.

Зато НАБ уже получила немало дивидендов: теперь, радуется Журавский, букмекеров не только не выселяют в специальные «игровые зоны», но и разрешают принимать ставки непосредственно на стадионах – и их прибыль неуклонно идет вверх. Финансовый кризис им только помогает: болельщик подмосковного баскетбольного «Триумфа» Сергей рассказал Newsweek, что после сокращения на работе отнес пособие по увольнению букмекерам – хотел выиграть так, чтобы хватило на несколько месяцев вперед. Но домой вернулся ни с чем и теперь занимает деньги у родственников. Вероятно, он такой не один: букмекеры говорят, что теперь им несут больше денег.

Олег Журавский предупреждает: скоро на российский рынок тотализаторов придут крупные западные консультанты. Они дают прогнозы на основе многих параметров, начиная от статистики игр и заканчивая погодными условиями. Их прогнозы могут быть даже более точными, чем на сайтах, торгующих результатами договорных игр, и для посредников вроде Топалова это будет большой удар.

Андрея Топалова, впрочем, возможная конкуренция с западными аналитиками не пугает – свои клиенты, говорит он, все равно не отвернутся. Его расстраивает другое – он остался без одного из основных источников доходов. Например, в прошлом году, с его слов, он наперед знал, как завершатся матчи дублирующего состава одного из клубов Премьер-лиги. У него был информатор в этом клубе, и за семь месяцев он с товарищами выиграл на всех 14 играх команды. «Они даже дома игры “сливали”», – с нежностью вспоминает он. Но в конце сезона этот клуб вылетел из Премьер-лиги и теперь в чемпионате дублеров играть не будет. Придется искать им замену.

Александр Беляев, «Русский Newsweek»

You may also like...