«Визирные» штрафы: проблемы и решения

В Украине значительный объем штрафов выписывается на основании скрытой фото-видеосъемки спрятавшихся сотрудников ГАИ. Обратите внимание: это не всегда законно!

Сейчас инспекторов ГАИ, стоящих в открытую «с фарой» для замера скорости, на столичных дорогах увидишь не часто. Зачем мерзнуть, отлавливая нарушителей, трепать с ними нервы, составляя протокол? Работники жезла нашли для себя неплохой вариант – фото и видеосъемка потенциальных «клиентов» и составление на основании этого постановления о взыскании штрафа, которое отсылается затем по адресу владельца авто. По нашим данным, наиболее популярная сумма штрафа, которую приходится оплачивать киевским водителям, обычно составляет 300 гривен и чаще всего – за превышение скорости.

Скрытая форма выявления нарушителей скоростного режима обычно проводится следующим образом. Стоит такая себе неприметная машина на обочине без опознавательной раскраски и госзнаков МВД и ГАИ, чаще всего в час пик, на оживленном участке дороги (обязательно там, где можно разогнаться, а значит нет заторов) и инспектор с пользой для дела осваивает смежную специальность фотокорреспондента.

Как правило, сотрудники ГАИ базируются в таких местах, где люди, спешащие на работу, после традиционной тянучки стараются ускориться на свободном участке дороги. Таких мест в Киеве хватает. Например, после стабильного утреннего затора по улице Довженко в сторону станции метро «Петровка» народ вырывается на свободную улицу Телиги и наддает по газам. Именно здесь их и снимают на «Визир», не выходя из машины. Подобная ситуация утром и на Набережном шоссе в направлении моста Метро после традиционной тянучки по Набережно-Крещатицкой.

По слухам, каждому инспектору на смену устанавливается план в шесть протоколов.

Впрочем, как заверил нас начальник отдела по связям с общественностью столичного ГАИ Евгений Кравец, скрытый контроль за дорожным движением проводится вполне законно, согласно приказу министра МВД Украины №1111.

– Поэтому не следует ругать работников ГАИ за такие методы деятельности, и тем более на них обижаться. Они просто выполняют свою работу, согласно приказу, – разъяснил нам Е. Кравец.

Кстати, по его словам, с момента вступления в силу новых штрафов киевским водителям выписано штрафных квитанций на общую сумму около 46 млн гривен. Сколько из этой суммы реально оплачено, нам не сказали.

Мы заглянули в этот указ. В пункте 12.2. говорится о скрытом надзоре гаишников на служебных авто без опознавательных знаков, но только во время движения в потоке машин! Значит, действия милиционеров «из засады» неправомерны, а собранные таким образом данные не должны быть использованы в материалах админдела.

Тем временем, среди водительской братии уже появились неологизмы, грустно разбавившие наш привычный лексикон. «Доярки» – сотрудники Госавтоинспекции, обычно караулящие свою добычу на междугородних трассах, «письма счастья» – уведомление от ГАИ с кругленькой суммой штрафа.

Мы в ни коем случае не пытаемся обелить злостных правонарушителей на проезжей части. Впрочем, по нашим наблюдениям, таковых стало заметно меньше. Мы – за соблюдение правил дорожного движения, но не возведенных в отдельных и нередких случаях в ранг полного абсурда.

О многотысячных штрафах за превышение скорости по Одесской трассе уже ходят легенды. Как можно ставить знак ограничения скорости «60» и даже «80» на отдельных участках этой дороги с трехполосной или четырехполосной рядностью движения в одном направлении, если нет населенных пунктов, пешеходных переходов и прочих препятствий для более быстрой езды? Как можно оставить знак – ограничитель «40» на Московском мосту в Киеве, где давно уже возведен отбойник, нет наземного пешеходного перехода, а ширина проезжей части не уступает европейским стандартам?

Как можно ехать по безлюдному Набережному шоссе от станции метро «Почтовая площадь» после почти регулярной тянучки перед Речным вокзалом на 60 км/час? Так и в кювет могут столкнуть чересчур нетерпеливые «водители сзади». Вопросов много, а ответы все чаще находим в «письмах счастья»…

Несколько способов избежать штрафа

1. «Маленькие хитрости»

«Письма счастья» приходят с уведомлением. Если его не приносит почтальон, за письмом следует отправиться в почтовое отделение. Если вы водитель и не ждете ни от кого подобных писем, просто никуда не ходите. Через месяц эти письма возвратятся в ГАИ.

Старайтесь, по возможности, ехать в середине группы машин. «Визир» в такой ситуации на ваше авто не среагирует.

Чем жестче способы борьбы у гаишников, тем изворотливее и решительнее становятся правонарушители:

В продаже появился специальный спрей в пульверизаторной упаковке «Photobloker». Он наносится на номерной знак и благодаря этому цифры и буквы на знаке получаются как бы «засвеченными». Срок действия, как уверяют продавцы – 5 лет. Стоит комплект – 2 баллончика – около $50.

Также появились в продаже пластиковые рамки под автомобильный госномер с встроенными в них светодиодами, которые создают на знаке пятно засветки, и номера не читаются «Визиром».

Старый добрый радар в столице можно взять в аренду. Средняя цена такой услуги – до 30 гривен в сутки. Если берете на месяц, то скидка на стоимость услуги может достигать 40%.

2. Защита по закону

Это намного серьезнее и, главное, цивилизованней, чем «замазывать номер». Зацепок существует множество. Начнем хотя бы с того, что «Визир» никакое не «автоматическое устройство», без вмешательства человека оно не может исполнять «карательную» функцию. Второе: в «письме счастья» должен быть указан и номер прибора, зафиксировавшего нарушение, и сведения об инструктаже, который обязан пройти пытающийся вас оштрафовать инспектор.

Если этого нет, постановление можно и нужно обжаловать. Наконец, съемка может производиться только с движущейся машины, которая ни в коем случае не может принадлежать частному лицу (например, тому же инспектору) – это может быть ТОЛЬКО СЛУЖЕБНАЯ МАШИНА ГАИ.

Обратите внимание

Стоит ли покупать радар?

Купить в Киеве радар-детектор – не проблема. Интернет пестрит предложениями. Но всегда ли он эффективен? Практики утверждают, что он может быть полезен только на загородной трассе. Эфир современного города настолько напичкан разными сигналами, что радар будет срабатывать чуть ли не ежесекундно. Если вы все же решите покупать это устройство, важно помнить, что цена хорошего радара колеблется от $100 до $500, хотя есть предложения и по $35–50.

Справка

«Визир» создан в России. От обычных радаров «Визир» в первую очередь отличается встроенной системой видеорегистрации, которая синхронно с радиолокатором фиксирует в цифровой памяти изображение автомобиля-нарушителя, а заодно и ряд других сопутствующих параметров: дату и время нарушения, скорость машины, направление ее движения (встречное или попутное). Срабатывает за 400 метров до движущегося транспортного средства.

P.S. В целом то, что ГАИ наконец-то всерьез взялась за лихачей, мы ценим. Есть и результат: по свидетельству всех водителей редакции, в Киеве народ стал ездить осторожнее. Давайте только эту правильную тенденцию не сведем на нет пренебрежением к закону.

Василий Черный, «Газета по-киевски»

You may also like...