Мамонна под церковным омофором

Убийство – чудовищное преступление. Убийство священнослужителя-монаха карается вдвойне: судом земным и небесным. Чаще всего, убитого церковь причисляет к лику мучеников, а душегубец обречен попасть в место, где “вечный плач и скрежет зубов”. Однако не будем вникать в тонкости церковного права. Это – прерогатива богословов. Вопрос в другом: почему люди идут на такое преступление? Что ими движет? Как ни парадоксально, чаще всего преступники хорошо знакомы со своей жертвой. И убивают с целью наживы. Ведь церковь хранит немало земных богатств. Как бы не пытались политики законодательно отделить Церковь от государства, религиозные организации тесно завязаны на все “мирские” институты. Клирики остаются гражданами Украины, поэтому имеют такие же социальные и гражданские права, как и “мир”. Священнослужители и пасторы являются народными депутатами, депутатами местных советов. Они входят в советы общественных объединений и политисполкомы политических партий.

На региональном уровне епископы почти всегда присутствуют на торжественных мероприятиях. Некоторые могут похвастаться дружбой с губернаторами. А кое-кто даже является духовниками высших государственных чиновников.

Со своей стороны, державные мужи тоже не оставляют клириков в обиде. “Посильно” способствуют выделению муниципальными властями земельных участков под застройку новых храмов. Содействуют в поиске спонсоров и меценатов для “богоугодных дел”.

Однако такой церковно-чиновничий симбиоз в последнее время дал крен в сторону непомерного обогащения Церкви. Митрополиты не стыдятся ездить на шестисотых “мерседесах”, а архимандриты жить в хоромах вне монастыря…

Мне доводилось беседовать со многими семинаристами. Откровенно говоря, “идейных” среди них осталось мало. Большинство уже на втором курсе мечтает получить богатый приход и боятся попасть в “деревенскую глушь”, где никакой цивилизации и живут только бабки-богомолки. Поэтому будущие священники заранее пытаются “прикрепиться” в городе. В крайнем случае, подойдет и пригород.

Как пример, расскажу об одном знакомом священнике отце П. Как он сам утверждает, ему крупно повезло. Служит он в селе под Киевом. С божьей помощью и усилиями местного сельсовета построил небольшую церквушку. Получил пристойное жилье. Теперь помышляет построить еще один храм. Но не для всех, а для… “новых украинцев”. Оказывается, в селе существует “элитный район”, где стоят загородные котеджи бизнесменов. По словам отца П., там даже живет один из руководителей Нацбанка Украины. Поэтому, дабы освятить свое местожительство, “новые” удумали построить “свою” церковь с “евроремонтом”. Отец П. с радостью откликнулся на их предложение. Потому что, прости Господи нас грешных, возведение храма предполагает и строительство частного дома для его служителя.

Конечно, нельзя обвинять священников к пристрастию к роскоши. Все они – люди, имеют семьи и нуждаются в средствах для существования. Однако, если для белого духовенства богатство грех поправимый, то для монахов – смертельный. Что зачастую и приводит их к погибели. Не только духовной, но, к сожалению, и физической.

26 июля в Московской области в собственной келье на территории Спасо-Вознесенской Давыдовой пустыне был обнаружен труп архимандрита Германа (Хапугина), настоятеля обители. Следственная группа установила, что отца Германа перед смертью пытали. Руки священнослужителя были связаны проволокой. По мнению экспертов, смерть наступила вследствие черепно-мозговой травмы. Вокруг были разбросаны вещи – очевидно, убийца что-то искал. В келье был вскрыт сейф и разбросаны личные вещи отца архимандрита. В то же время, богослужебные кресты, выполненные из благородного металла и украшенные драгоценными камнями, похищены не были. По другой информации, из сейфа исчезло несколько миллионов рублей, а также различные ценности.

Фактически на другой день российские сыщики задержали двоих подозреваемых. Ими оказались 21-летний повар монастыря, житель Белоруссии, и 34-летний рабочий пустыни, местный житель. По предварительным данным, молодые люди совершили данное преступление из корыстных побуждений. Однако, как отметил источник в правоохранительных органах, никаких вещей убиенного отца Германа у задержанных обнаружено не было. Поэтому следствию еще лишь предстоит установить, действительно ли монах и работник причастны к убийству.

Дело в том, что Давыдова пустынь считается богатейшим из возрожденных в последние годы подмосковных монастырей. На ее реставрацию, по самым скромным оценкам, было потрачено несколько десятков миллионов долларов! Огромное количество святынь, привезенных из Греции и стран Ближнего Востока, привлекает в обитель паломников.

По словам местных жителей, способствовали отцу Герману в возрождении святыни и нечистые на руку бизнесмены. Что давно внушало опасения за его собственную судьбу. Они финансировали работы на территории монастыря, а также оплачивали заграничные поездки настоятеля. В свою очередь благодарный архимандрит “расплатился” со спонсорами строительством на территории пустыни… некрополя с могилами жертв криминальных “разборок”. Там похоронены убитые за последние три года криминальные авторитеты и глава Чеховского района…

Точку в этом деле поставит лишь суд. Но какими бы мотивами не руководствовались убийцы, наличие в келии архимандрита крупной суммы денег уже наводит на размышления. Такая “выручка” могла привлечь кого угодно.

Кстати, стяжательство священнослужителей превратилось в головную боль для руководства Русской православной церкви. Алексий Второй недавно обличал священников, которые святят иномарки бизнесменов, беря при этом “мзду” в размере 10% от стоимости автомобиля!

Еще более абсурдной является обязательная плата за крещение. Это таинство присоединения к “телу Христову” должно проводится бесплатно! Неудивительно, что многие люди уходят к протестантам, ознакомившись с полным прейскурантом православной церкви: за крещение, освящение, венчание, отпевание и т.д.

Под “крышей” церкви нередко орудуют и чисто коммерческие предприятия. На слуху скандалы, связанные с причастностью иерархов к торговле сигаретами, нефтью, стройматериалами. Зачем далеко ходить? Достаточно съездить в древний Выдубицкий монастырь, принадлежащий Украинской православной церкви Киевского патриархата. Первое, что бросается в глаза посетителям и паломникам – монастырская ресторация “Трапезная”. Пусть вас не обманывает название. Здесь обедают не монахи. Харчевня эта “депутатского” уровня, очень дорогая. Ее завсегдатаи – состоятельные люди и владельцы авто с “крутыми” номерами. Ресторан специализируется на рыбных снедях. Мол, в монастырях употребление “греховного” мяса запрещено церковным уставом. А вот красная и черная икорочка – в самый раз подойдет! К рыбке вам предложат “монастырского” вина или водочки.

Интересно происхождение “Трапезной”. Рассказывают, что один из киевских бизнесменов был “духовным сыном” настоятеля монастыря Севастьяна. После очередной исповеди пожертвовал на обустройство обители несколько десятков тысяч долларов. И посетовал, что негде отдохнуть и посидеть людям. Набраться, так сказать, … духовности. И надо же – бизнесмен через несколько недель после этого умер. А воля усопшего – закон. Говорят, так и была открыта “Трапезная”, которая приносит Выдубицкому монастырю неплохой доход. Не считая платы некоторых фирм за аренду помещений на территории обители. Настоятель же за это время успел сменить несколько автомобилей.

Подобных примеров поклонения маммоне монашествующими – не единичны. Почти каждый киевский монастырь сражен этим пороком. В одной женской обители – из этических соображений не называем в какой именно – игуменья даже открыла нечто “парка развлечений”. Любители острых ощущений за определенную плату (скажем сразу, немалую) могут поселиться в монастыре и испытать на собственной шкуре “скорби” монашеского жития. Правда, так как за все уплачено, богатые туристы не убирают подворье, не работают на кухне или в мастерских. Они, откровенно говоря, бездельничают и играют в “монашек”. При том, что истинные насельницы монастыря живут почти впроголодь…

Церковь болезненно реагирует, когда мирские люди, а тем более журналисты, лезут к ней “со своими уставами” – указывают на грехи ее служителей. Однако, сучок в церковном глазу уже почти превратился в бревно. И доказательство тому – вышеизложенные истории. Дискуссия о богатстве и бедности церкви Христовой не утихает с IV века, когда христианство было признано государственной религией Византии. Уже тогда Церковь разделилась на тех, кто стоял за бедность, и тех, кто пел осанну богатству.

Паломники утверждают, что роскошь и стяжательство добрались даже до Афона. На этом святом монашеском острове можно приобрести “недвижимость”. Состоятельные греки покупают себе келии в Карее – столице Афона – и подобно киевским “туристкам” занимаются “психотерапией”. Афонские старцы называют это признаком “конца света”.

Владислав Гранов, специально для “УК”

You may also like...