Диплом или «филькина грамота»? Осторожно: «левые» факультеты

Не успев отгулять выпускные вечера, абитуриенты уже завтра понесут документы в высшие учебные заведения — стартует вступительная кампания-2009. О том, что некоторые вузы (преимущественно частные) зашли на образовательный рынок, так сказать, с черного хода и, следовательно, выдают своим студентам дипломы сомнительного качества, писали много. Как обезопасить себя от надувательства?

Самый простой способ — выбрать хорошее государственное учебное заведение, солидное и с традициями. Но, оказывается, даже вузы «с именем» могут включать в свое «образовательное меню» нелицензированные «блюда».

«С лицензиями у нас все в порядке»

Обратиться к этой теме нас заставила новость, недавно прошедшая по нескольким ведущим информагентствам. Сообщалось, что два столичных университета со статусом национальных — культуры и искусств и педагогический им. Драгоманова — включили в перечень и нелицензированные специальности.

Университет культуры предлагает абитуриентам «Издательское дело и редактирование», но лицензия на эту специальность истекает 1 июля. А пединститут зовет учиться на рекламистов — снова-таки не получив на специальность лицензию. Согласитесь, узнать накануне вступительной компании, что даже такие известные вузы собираются набирать студентов на специальности, на которые нет лицензии, — серьезный повод в этом разобраться.

Для начала хотелось получить простой ответ всего на один простой вопрос: имеют ли эти вузы лицензии на указанные специальности? «С лицензиями у нас все в полном порядке, — сообщила «Новой» руководитель PR-департамента Национального института культуры и искусств Валентина Дячук. — Иначе мы просто не имели бы права объявлять прием. Так что абитуриенты могут не волноваться. А информация о том, что у нас, мол, есть нелицензированные специальности, пускай останется на совести тех, кто ее распространяет».

А вот несколько звонков в приемную ректора Национального педагогического университета мало что дали. Помощник ректора Наталья Вдовенко прояснить ситуацию не смогла или не захотела: «Есть положение о национальных университетах, мы — национальный университет! Я понимаю, откуда растут ноги у этого вопроса! Извините, но говорить с вами не буду!» Позвонив во второй раз, я услышала от разгневанной дамы: «Я занята!» Третий звонок — меня попросили оставить свои координаты: «Мы с вами сами свяжемся». Вот, связываются… Хотя отрицательный результат в этом случае весьма показателен.

А действительно, подумала я, откуда у информации, на которую столь бурно реагируют в столичных вузах, «растут ноги»? И решила связаться не с вузовским руководством, а с координатором бюро журналистских расследований «Свідомо» журналистом Егором Соболевым. И не прогадала — узнала много интересного.

Предупрежден — значит, вооружен!

Оказалось, никакие темные злодеи эту информацию не «сливали». Чтобы «раскопать» новость, наши коллеги проделали долгую и кропотливую аналитическую работу. «Просто мы подумали: если подобные вещи происходят в маленьких частных вузах, есть риск, что и в больших может быть то же, — рассказал Егор Соболев.

— Поэтому для начала решили проверить 20 самых лучших вузов, определенных по рейтингу «Компас». Это серьезный рейтинг, базирующийся на опросах студентов, преподавателей, работодателей. Взяли справочник вузов, посмотрели, какие специальности предлагают те, что попали в двадцатку. А потом сверили данные с сайтом Минобразования и увидели, что на некоторые специальности лицензий нет».

Но на этом сотрудники агентства «Свідомо» не остановились. По каждому выявленному случаю они отправили запросы в Государственную аккредитационную комиссию с просьбой подтвердить, действительно ли у вузов нет лицензий. «У большинства лицензии нашлись, — продолжает Егор Соболев.

— Просто они были выданы совсем недавно, и Минобразования не успело на сайте обновить информацию. Например, вначале мы решили, что у Киево-Могилянской академии нет лицензии на специальность «маркетинг», но она уже получена. А вот по этим двум вузам ГАК четко нам ответила: на специальность, заявленную в Университете культуры, лицензия истекает, и только 2 июля будет рассматриваться вопрос о ее продолжении. А лицензию на специальность «реклама и PR» педуниверситет пока не получил. Об этом обязательно нужно предупреждать абитуриентов!

Мы расследовали ситуацию не только в столице, но и в регионах, где подобные вещи происходят. И когда об этом начинали говорить региональные издания, из каждого вуза, где есть проблемы с лицензиями, неслись крики. Некоторые представители вузов даже штурмовали редакторов и владельцев газет. Но, что интересно, никто информацию не опровергал! По-моему, разумную позицию высказал начальник учебно-методического управления педуниверситета Григорий Бойко. Он просто объяснил нам, что если лицензию не успеют оформить до 29 июня, на эту специальность не будут набирать людей».

Есть версия, что проблемы с лицензиями на некоторые специальности — чисто технические. Например, тот же педуниверситет подал заявку на лицензирование многострадальной специальности рекламиста еще месяцев 8 назад. И в том, что она до сих пор не дана, виновата обычная чиновничья волокита, в которой бывшее руководство профильного министерства обвиняет нынешнее.

Но тот же Егор Соболев, давно и кропотливо исследующий проблемы украинского образования, считает, что и бывший министр Николаенко, и нынешний Вакарчук проводят одну и ту же правильную политику: «Вакарчук продолжает дело, начатое Николаенко, — борьбу с вузами, которые не дают никакого образования. Причем он пытается изменить саму систему выдачи лицензий, что делает ему честь. Если ГАК действительно станет независимой от министерства, это сильно усложнит возможности нечистоплотных махинаций вокруг выдачи лицензий».

«Пиарщик» или «экономист»?

Впрочем, сложности с лицензиями, возникающие у именитых вузов, — вещь не новая и, можно сказать, не очень страшная. Чаще всего такие проблемы решаются, хотя определенный риск, безусловно, есть. Возьмем, к примеру, все тот же Университет культуры и искусств, фамильярно называемый студентами «кулек» или «поплавок». «В 2001 году я поступила туда на специальность «Связи с общественностью», — рассказывает бывшая студентка этого вуза Наталья (имя изменено по просьбе девушки. — Авт.).

Но официально такой специальности еще не было. То есть нас учили «на пиарщиков», а в студенческом билете было записано что-то вроде «менеджер-экономист». Да и числилась формально наша группа на факультете экономики. Потом лицензию выдали, и дипломы мы получали уже «правильные». Ну а если к моменту окончания вуза получить лицензию так и не удалось бы? Скорее всего, студенты без дипломов не остались бы. Только вот записана в них была бы другая специальность — опять-таки какой-нибудь «менеджер».

Законно ли такое положение дел в принципе? Это мы решили выяснить в Министерстве образования и науки. «Иногда действительно случается ситуация, когда учебное заведение получает лицензию на определенную специальность, а аккредитацию он может провести лишь в период первого выпуска студентов, — рассказали «Новой» в пресс-службе МОН. — В подобных ситуациях есть определенный риск: бывают случаи отказа в аккредитации и как следствие — невозможность продления срока действия лицензии. Поэтому, поступая на такие «рискованные» специальности, каждый сам должен решать, насколько велика доля риска».

«Разбираясь в проблеме лицензий, мы поняли, что большая часть вины лежит не на вузах, а на нас, обычных людях, — подытожил Егор Соболев. — Мы подчас отправляем детей за «корочками», а не за знаниями. Нужно, чтобы ребенок получил высшее образование любой ценой! А вузы реагируют на этот запрос. По-моему, грех упрекать университеты, стремящиеся на этом заработать. Это общая болезнь».

Диплом или «филькина грамота»?

Закономерный вопрос, возникающий у абитуриентов и их родителей накануне подачи документов, — как обезопасить себя от неприятностей? Можно ли заранее выяснить, есть ли у учебного заведения, филиала или отдельного конкретного факультета лицензия? Кому охота, потратив на учебу пять лет жизни и солидную сумму денег, получить в итоге «филькину грамоту» вместо диплома? С этим вопросом мы обратились в Министерство образования и науки Украины.

Итак, что первым делом нужно проверять? «Документом, который подтверждает право вуза готовить специалистов с высшим образованием, является лицензия, выданная Минобразования и науки, — пояснили «Новой» в его пресс-службе. — В них указываются название направления, специальности, образовательно-квалификационный уровень и объемы подготовки, срок действия лицензии, название и юридический адрес учебного заведения, его филиалы (с юридическими адресами).

Оригинал лицензии находится в главном учебном заведении, а в филиалах обязательно должна быть копия этого документа, заверенная в министерстве. Ну а ответ на вопрос, может ли вуз выдавать дипломы государственного образца, тоже прост: может, если данная конкретная специальность указана в лицензии».

Предположим, вы хотите лично убедиться в наличии у вуза лицензии. Имеете ли вы право посмотреть этот документ? Без сомнения! Согласно пункту 3.4 Лицензионных условий предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования, руководство учебного заведения ОБЯЗАНО предоставлять поступающим достоверную информацию об условиях приема и обучения и о документах, которые выдаются по окончании вуза.

И ознакомить с лицензиями и сертификатами об аккредитации. Если руководство учебного заведения отказывается, это первое, что должно насторожить абитуриентов. Большая просьба — сообщать о подобных случаях в профильное министерство, потому что подобные вещи являются основанием для аннулирования лицензии, даже если она у вуза имеется.

Еще один больной вопрос — что будет с теми, кто учится в отдельных структурных подразделениях иностранных учебных заведений. Например, в Крыму, как известно, довольно много филиалов российских вузов. «Их представители убеждают абитуриентов, что наличие соглашения — например, между Украиной и Россией — является гарантией обязательного признания российских дипломов в Украине, — пояснили в пресс-службе Минобразования. — Но это не совсем так. Эти филиалы должны иметь разрешение на создание и лицензию нашего министерства на предоставление образовательных услуг на территории страны».

Людмила Заглада, газета «Новая»

You may also like...