Жертвы «белых халатов»: как не стать очередной жертвой?

Смерть ребенка от прививки 14 августа вновь заставляет задуматься о состоянии медицинской отрасли в стране. Почему в государстве все чаще появляются жертвы «белых халатов» и как украинцам отстоять свое право на качественное медицинское обслуживание. Из бюджетных 2 млрд грн, выделенных на медучреждения в 2009 году, медики Киева получили лишь 1 млрд. 

В больнице им. Вишневского в Донецке произошел инцидент, который с трудом укладывается в сознании. По предварительным выводам следователей, смерть четырехмесячного ребенка, которому сделали вакцинацию от дифтерии, говорит о халатности медицинского и фармацевтического персонала. По факту смерти мальчика проводится служебное расследование, в то же время прокуратура Донецкой области открыла уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей медицинскими работниками. Однако почему в стране, некогда известной своими хирургами, учеными и врачами, в нынешнее время нельзя рассчитывать на качественное медобслуживание и не ядовитые медпрепараты даже в частных клиниках?

В поисках пропавшего миллиарда

Киев — столица Украины, здесь же собран и весь цвет украинской медицины. Однако даже в столице ситуация близка к катастрофе. Местные врачи давно бьют тревогу: в Киеве — эпидемия туберкулеза! До сих пор в столице нет инфекционной больницы, которая отвечает всем санитарным требованиям. Из-за недостатка мест или персонала пациенту могут вообще отказать в медобслуживании: строительство медкомплексов заморожено, а существующие не реконструируются. Причина традиционна — на здоровье нации нет денег.

И, что интересно, куда уходят медицинские деньги не знают даже сами работники отрасли. По заявлению главы Киевского городского профсоюза медработников Ларисы Канаровской, из бюджетных 2 млрд грн, выделенных на медучреждения в 2009 г., медики Киева получили лишь 1 млрд.

Как рассказал завотделом по социально-экономическим вопросам Совета Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Виталий Коваля, информация о финансировании медотрасли с августа 2008 г. недоступна даже штатным медработникам. Профсоюз пытается собрать информацию о долгах мэрии перед больницами, направляя запросы непосредственно в больницы, в обход основного «тормоза» в этом процессе — Главного управления здравоохранения (ГУЗО).

По данным же отчета Временной следственной комиссии Верховной Рады (постановление №4504 от 4 июня 2009 г.) и Генеральной прокуратуры, финуправление Киевской городской горадминистрации (КГГА) полностью отрицает факт задолженности перед медсектором: «В полученных ответах Главного финуправления утверждается, что просрочки задолженности по выплатам зарплаты работникам госсферы по Киеву нет». В то же время в отчете Комиссии говорится также, что ГУЗО и Минздрав не проводят анализ обеспечения населения диспансерным осмотром.

 

А в Госказначействе говорят: госмедучреждения еще не погасили долги перед АК «Киевэнерго», ОАО «Укртелеком», КП «Фармация», Киевводоканалом. Похоже, в такой ситуации самое время для правоохранительных органов сказать свое слово и найти, наконец, пропавший миллиард и «дыру», в которую он «провалился».

Черновецкий борется с главврачами

Еще одна проблема отрасли известна — нехватка кадров. По данным профсоюза, на июль 2009 г., в столичных госмедучреждениях не хватало 7 тыс. медсестер и 2 тыс. врачей. «У нас в год «скорые» выезжают на вызов к больным около 560 тыс. раз. Но врачей нет, поэтому выезжают фельдшера», – комментирует ситуацию г-жа Канаровская. Вот только в столице опять парадокс — при нехватке кадров в медучреждениях, мэрия активно «содействует» увольнению врачей.

Так, заведующая отделом по вопросам организационной и информационной работы Совета Киевского горпрофсоюза работников здравоохранения Ирина Дегрик рассказала «ФинЗах», что сейчас по инициативе КГГА активно увольняют главных врачей, которые имеют соответствующую квалификацию и многолетний опыт работы.

«Увольнения главных врачей начались около полугода назад, – говорит она. – В начале августа 2009 г. написали заявление об уходе главврачи Детской инфекционной больницы и Детской больницы №1. За последние полгода было уволено 15 человек. Как только кресло освобождалось, в территориальных медицинских объединениях (ТМО) тут же находили замену на эту вакансию. Есть версия, что это не добровольные увольнения — их «уходят». Г-жа Канаровская считает, что так местная власть пытается взять под свой непосредственный контроль доходы от столичной медицины.

Сбой в обучении

Еще одна из причин кадрового дефицита, которая отражается и на качестве медобслуживания в стране, — система поступления в вуз. Заместитель руководителя студенческого профкома Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца Роман Головня рассказывает «ФинЗах», что в настоящее время слишком много льготников, которым справки «на льготы» покупают за взятки.

«Если абитуриент набрал больше 124 баллов — он получает право вступления в высшее учебное заведение, если меньше — идет в медколледж. То есть те, кто не набрал 124 балла, это потенциальные претенденты на учебные места и профессии младшего медперсонала. Если эти места не будут заняты так называемыми «льготниками», – говорит он.

Выпускники же университетов неохотно идут на вакансии гинеколога, стоматолога, уролога. «Никто не хочет быть участковым, терапевтом, педиатром. И все меньше выходит врачей, которые намерены специализироваться на хирургии», – говорит г-н Дегрик.

В отсутствии практики

Завотделом Совета Киевского горпрофсоюза работников охраны труда Лариса Бреева полагает, что качество медобслуживания в стране улучшится только тогда, когда достроят учреждения, в которых появится база для работы профессионалов.

«В 2008 г. по распоряжению КГГА было приостановлено строительство трех необходимых городу объектов: инфекционной больницы, Центра крови и Центра позитронной эмиссионной томографии (пэт-технологий), – говорит она. – Инфекционную больницу, а, вернее, центр начали строить в 2005 г. при Октябрьской больнице. После завершения работ туда должны были перевести пациентов из «инфекционки» на Фрунзе. Реконструкцию центральной городской клинической больницы под городской центр инфекционных болезней начали также в 2005 г., а к 2006 г. должны были все завершить». Но строительные работы велись еще летом 2008 г., и на сегодня все еще не закончены: средств из горбюджета недостаточно — из 32,588 млн грн выделено только 5 млн грн.

Не менее удручающая картина и в Киевской области. Так, в городской туберкулезной больнице №2 в Гостомеле, по словам г-жа Бреевой, полная антисанитария. Зарплата низкая, ремонт давно не проводился, один санузел и одна ржавая ванная на всех.

Мощности Киевского городского центра крови не могут обеспечить потребности лечебных учреждений в препаратах крови. Помещение начали строить в больнице №14 на Калинина, на базе ожогового центра. Новый производственный корпус там уже построен, но отделки внутри нет и туда никого не пускают, поскольку здание не отвечает современным технологическим требованиям по эксплуатации.

 

«Для Центра пэт-технологий даже закуплено оборудование. Но оно хранится уже год в ангаре, в сентябре 2009 г. истекает гарантийный срок. Будет ли это оборудование работать после такого хранения? Можно предположить, что такая аппаратура в ангаре храниться не должна. Если будет непригодно к эксплуатации, где брать деньги на ремонт?», – удивляется г-жа Бреева.

Правильная защита

Однако даже новая техническая база и опытные врачи еще не являются гарантией для пациентов своевременного и правильного диагноза. Как рассказал «ФинЗах» глава Комиссии по инновационной и инвестиционной деятельности Совета национальных товаропроизводителей при Кабмине (КМУ) Иван Галенко, это не могут гарантировать даже состоятельным клиентам частных клиник. Так, специалист поведал об истории одного такого больного, которому сделали три анализа, и первые два результата оказались ошибочными. После третьего — верного, провели операцию. Пациент же вместо одного анализа заплатил за все три, которые обошлись… в 20 тыс. грн.

 

Как же в таком случае защитить свое право на качественное медицинское обслуживание от «бизнесменов в белых халатах»? Юрист Иван Минаков поясняет: «Прежде всего, пациент должен потребовать от врача заключить соглашение — устное или письменное, завести медкнигу и медкарту. Если лечение неудачно и пациент чувствует себя плохо, он или уполномоченные им лица, должны потребовать медзаключение, где говорится о причинах недомогания — в идеале должно быть заключение о неправильном или неэффективном лечении. Кроме того, у пациента на руках должны быть платежные документы, которые подтверждают факт оплаты медуслуг».

Г-н Минаков также говорит, что все врачи в своей работе должны руководствоваться Приказом Минздрава № 507 от 28. 12.02 г. «Об утверждении нормативов предоставления медицинской помощи и показателей качества медицинской помощи». «Врач должен регулярно вносить записи в медицинскую книгу и выдавать рецепты на официальном бланке со всеми необходимыми реквизитами, а пациент имеет право проверять соответствие записей тому, что сказал врач», – добавляет эксперт.

 

Если же меры предосторожности не соблюдались, здоровье пациента ухудшилось, юрист рекомендует пострадавшему подать заявление о некачественном предоставлении услуг в отдел по вопросам защиты прав потребителей в райадминистрацию; такое же заявление – в районную прокуратуру и гражданский иск о защите прав потребителя (с требованием возместить имущественный и моральный вред) в районный суд по месту жительства пациента или месту нахождения клиники.

 

Юристы подчеркивают, медуслуги — это товар, на которые не выдается чек. Но о составлении ряда документов, которые должны быть в наличии согласно законодательству, стоит позаботиться — это даст хоть малую гарантию того, что врач отнесется к пациенту серьезно. В помощь больным и в напоминание врачам отметим также, что ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медсотрудником влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 140 Уголовного Кодекса Украины.

Ирина Волконская,  «ФинЗах»

You may also like...