Болеть сегодня дорого и опасно. Украина превратилась в свалку второсортных лекарств?

Сегодня и на телевидении, и в журналах можно увидеть рекламу лекарств, которые гарантируют и мгновенное снижение температуры, и здоровый желудок, и избавление от депрессии. Но реклама – это деньги, а деньги эти нужно «отбивать». За счет чего это делается? Представители организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности дали шокирующий ответ на этот вопрос. 

Кому мы платим

«Общий объем затрат иностранных фармкомпаний на рекламу лекарств только в первом полугодии 2009 года составил почти 500 млн. грн.», – заявил Валерий Печаев, президент Организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины. А, по словам Татьяны Корняковой, замгенерального прокурора Украины, ежегодно за иностранные лекарства наши сограждане переплачивают 1 млрд. долларов.

За иностранные лекарства мы переплачиваем $1 млрд. в год

В Организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности бьют тревогу: аннотации к препаратам часто не совпадают с реальным действием лекарственных средств. Поэтому и были инициированы иски в Антимонопольный комитет с целью проверки популярных препаратов и внесение изменений в Закон «О рекламе». По мнению специалистов, вся реклама лекарств должна быть дозированной и попадать в эфир только с разрешения экспертного совета, который должен быть создан при Минздраве. А «спусковым крючком» всего этого стал случай с одним известным препаратом.

Что в упаковке

Наверняка все видели рекламу лекарства, якобы помогающего при тяжести в желудке. Строгий глава семьи проверяет мужественность будущего зятя при помощи банального конкурса «кто больше съест». Этот ролик был показан у нас 2799 раз и до сих пор крутится в телеэфире. Но рекламируемый препарат «Мезим Форте» является абсолютно неэффективным – специальная оболочка, которая должна защитить лекарство от растворения в желудке, у него отсутствует, из-за чего лекарство работает вхолостую, уверяет Печаев.

«Мезим Форте» работает вхолостую?

Более того, этот препарат не зарегистрирован у себя на родине, в Германии. Зато только за 2008 год в Украину было ввезено 11 млн. 767 тыс. упаковок этого лекарства и потрачено соотечественниками 75 млн. долларов на его приобретение.

Возникает вопрос: почему же тогда мы не покупаем украинские лекарства? «Наши препараты достойные по качеству. Но на тендерах, которые прошли в Минздраве зимой этого года на сотни миллионов гривен, к конкурсу не допускались отечественные препараты, даже те, которые сертифицированы Евросоюзом, ВОЗ и успешно импортируются в страны ЕС. Воистину, удивительны вещи происходят в нашем министерстве», – заявил народный депутат от Партии регионов, заместитель главы Комитета ВР по вопросам здравоохранения Виктор Корж. Он назвал ситуацию с «Мезимом» ЧП государственного масштаба. 12 млн. наших сограждан были обмануты, так как они не получили заявленного эффекта от купленных препаратов. Поэтому нужно немедленно запретить рекламу и реализацию данного лекарства. «Мы сделаем все, чтобы прекратить этот шабаш на ТВ», – добавил нардеп.

12 млн. наших сограждан были обмануты, – Корж

«А ведь почему цены на импортные лекарства сейчас зашкаливают? Все рекламируемые препараты – это генерики (лекарственные препараты с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалент ностью с оригиналом. – «СЕЙЧАС»), вышедшие из-под патента. Они изготавливаются отечественными производителями, вот только цены на них раза в три ниже, чем на импортные аналоги, когда покупатель платит не только за само лекарство, но и за известную торговую марку», – пояснил Печаев. Кроме того, объем продаж продукции наших производителей в натуральном выражении составляет 70% рынка, в денежном – только 25%, остальное мы платим иностранным компаниям.

Если правительство США в сентябре этого года предъявило штраф на сумму 2,3 млрд. долларов транснациональной фармацевтической компании «Пфайзер» за недобросовестное продвижение лекарств, то и Украине следует подать в суд на компанию «Берлин-Хеми Менарини», говорит Корж. Ведь производитель не может не знать, что именно он выпустил.

«СЕЙЧАС» дозвонилась в украинское представительство «Берлин-Хеми Менарини», компании, которая является официальным производителем препарата «Мезим Форте». Начальник отдела маркетинга Сергей Орлик ответил, что на пресс-конференции не был, так как его туда не пригласили. А о событии узнал по телефону от знакомых, присутствовавших на мероприятии.

Компании не было интересно перерегистрировать «Мезим Форте», – Орлик

«Да, «Мезим Форте» действительно не зарегистрирован в Германии. И не только он. Ряд препаратов, которые распространяются в Украине зарубежными производителями, в странах-производителях не зарегистрированы. В период очередной перерегистрации ситуация на рынке Германии была такой, что компании не было интересно этот препарат перерегистрировать. Это маркетинговая стратегия. Это обычная практика. Но это абсолютно никак не сказывается на процессе производства лекарства. А то, что наш препарат назвали неэффективным… Возможно, это заинтересованное мнение коллег по бизнесу, которые тоже производят панкреатин. Эффективность лекарства определяют не мнением, а специальными клиническими исследованиями, которые сложны, длительны и стоят значительно дороже, чем одна пресс-конференция. Я считаю, что это просто конкуренция. Могу разве что их поблагодарить, ведь теперь о нашем продукте будут говорить все» , – сказал Орлик.

Допинг, вакцинация и новые расследования

Однако проблема фальшивых лекарств касается и других видов препаратов. Многие допинговые скандалы, связанные и с украинскими, и с российскими спортсменами в 90% случаев связаны с использованием фальшивых БАДов (биологически активных добавок), рассказал Виктор Корж, который является вице-президентом Национального олимпийского комитета. «Да, в них декларируется наличие аминокислот, полезных добавок, но в них также есть масса веществ, которые не задекларированы. И нередко там находятся анаболические стероиды и другие компоненты, которые входят в список запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства…

Обидно, когда из нашей страны кто-то делает свалку второсортных лекарств. У нас даже нет лабораторий для исследования вакцин, поэтому их ввозят «под честное слово». А потом наши дети умирают. Но это происходит не от синдрома внезапной смерти, как нас хотят уверить», – поясняет Корж.

В Украине нет лабораторий для исследования вакцин, поэтому их ввозят «под честное слово»

Регионал пообещал, что еще будут новые расследования, после которых мы услышим более известные названия, чем «Мезим Форте». А пока что в Антимонопольном комитете находятся заявления еще на 21 лекарственный препарат, реклама которых не соответствует действительности, и готовится девять новых исков. Что это за препараты, пока остается тайной. Так что сегодня лучше не болеть.

Светлана Мысляковская, СЕЙЧАС

You may also like...