«Съестная лотерея»: украинцев массово травят в заведениях общественного питания

В Украине «придумали» новый способ получения адреналина. Играть в лотерею и даже «русскую рулетку» уже не актуально, теперь достаточно просто сходить пообедать в заведение общепита. Именно здесь граждане имеют возможность «поиграть со смертью»: количество непригодных для потребления продуктов, поставляемых в рестораны, выросло на треть. При этом в стране каждую неделю происходит по несколько случаев массовых отравлений. В чем причина такой вседозволенности «поваров»? 

Массовые отравления

В последнее время в Украине произошли сразу несколько случаев, связанных с отравлением жителей страны в заведениях общественного питания. Первый из них зарегистрирован 12 сентября в Николаеве, где в инфекционное отделение областной больницы были госпитализированы посетители пиццерии «Челентано».

В медучреждение города попали 18 человек, двое из которых – в крайне тяжелом состоянии. По словам заместителя главного санитарного врача Николаева Михаила Баркара, количество пострадавших от некачественной еды в пиццерии составляет всего 30 человек.

«По предварительны данным, некоторые работники заведения общественного питания болели сальмонеллезом (инфекционная болезнь, которая приводит к поражению органов пищеварительного тракта – «ФинЗах»), который они передавали посетителям. Причем, данную информацию сотрудники пытались скрыть при устном общении, поэтому нам пришлось провести исследования, позволившие внести ясность», – говорит г-н Баркар и добавляет, что при этом весь персонал имел необходимые для работников пищевой отрасли личные медицинские (санитарные) книжки.

Сейчас данное заведение общественного питания закрыто и продолжается расследование сложившейся ситуации. В городской СЭС признаются, что данный случай – самый масштабный в их городе за последнее десятилетие.

Второй, не менее резонансный инцидент произошел 16 сентября в Кременчуге (Полтавская обл.). По словам и.о. начальника отдела здравоохранения Исполкома Кременчугского городского совета Анатолия Штырбы, в больницу с острым пищевым отравлением попали ученики гимназии №6. Причиной госпитализации 34 школьников стала дезинтерия, которую дети подцепили, питаясь в школьной столовой.

Главный санитарный врач Кременчуга Виктор Акимов рассказал, что пищеблок находится в ужасном состоянии. «Не работают мясорубка и протирочная машина. Пюре давят вручную, а это в общественном питании делать запрещено. Везде паутина и грязь», – рассказывает специалист. Санитарные врачи не смогли даже исследовать блюда, которые давали детям, поскольку в столовой не оказалось контрольной порции.

И хотя сейчас пищеблок учебного заведения временно закрыт и в нем проводится ремонт, а все ее сотрудники уволены, родители бояться отпускать детей в это учебное заведение, опасаясь за их здоровье. К примеру, в конце минувшей недели гимназию из 935 учеников не посетило 167 школьников.

Липовые проверки

Как выяснилось, риск отравиться после плотного обеда в любом заведении общественного питания сегодня довольно большой. По словам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, с подобными случаями, как правило, каждое работающее в нашей стране заведение общественного питания сталкивается, как минимум, раз в два-три месяца.

Причем, больше шансов отравиться после посещения объекта с недорогим питанием. С одной стороны это связано с желанием рестораторов сэкономить на затратах, в результате чего большинство из них приобретает самые дешевые и часто некачественные продукты. Помимо этого, если в штате крупных ресторанов есть специалисты, отвечающие за качество сырья – технолог, кладовщик, старший повар, то в относительно недорогом заведении таких должностей, как правило, нет.

В «Ресторанном консалтинге» говорят, что причин, повлекших отравление посетителя, существует несколько. Одной из них является неправильное производство или транспортировка продуктов питания (без холодильников) производителем или поставщиков (проблема особенно актуальна в летний период), а другой – неправильное их приготовление или обработка сотрудниками ресторана.

Санстанции не могут повлиять на заведения общепита из-за того, что в Законе Украины №877-V («Про основні засади державного нагляду (контролю) в сфері господарської діяльності») в конце прошлого года были существенно урезаны полномочия контролирующих органов: теперь проверяющие должны предупреждать о своем приходе за 10 дней
«По моим наблюдениям, количество испорченных поставщиками товаров в этом году увеличилось на 30%, тогда как число отправлений по вине сотрудников заведения общественного питания осталось на уровне прошлого года», – подчеркивает Ольга Насонова.

Однако есть и еще одна причина. Скорее, главная. В неофициальных беседах рестораторы подчеркивают, что проверяющие органы, которые должны контролировать качество блюд, проверяют лишь наличие всех разрешительных документов и редко посещают кухню.

В благодарность за такую лояльность от небольшого ресторана они могут получить дорогой продуктовый набор, а от более крупных объектов – денежную компенсацию в размере от $300 до $2 тыс., в редких случаях – до $5 тыс. Если же в заведении нашли серьезные недочеты, то озвученные суммы, как правило, на порядок выше.

Ограниченные права

В санстанциях оправдываются: в действительности ведомства не могут повлиять на ситуацию. По словам Михаила Баркара, благодаря изменениям, внесенным в Закон Украины №877-V от 5 апреля 2007 г. («Про основні засади державного нагляду (контролю) в сфері господарської діяльності») в конце прошлого года, полномочия санстанций существенно ограничены.

В частности, теперь проверяющие органы не могут внепланово проверить заведение общественного питания (исключение составляют лишь случаи, когда имеются в наличии многочисленные жалобы или произошли массовые отравления). Запрещается и проверка заведения в качестве «тайного покупателя»: отныне графики проверок должны быть анонсированы на сайтах профильных служб заранее, а само заведение предупреждено за 10 дней о дате и времени посещения представителями санстанции.

«В некоторых случаях в назначенное время руководитель заведения просто исчезает, поэтому мы не в состоянии приступить к своим обязанностям. Но чаще всего к нашему приходу сотрудники ресторана наспех исправляют все недочеты, а после завершения нашей работы все возвращается на круги своя», – рассказали «ФинЗах» в одной из украинских санстанций.

Помоги себе сам

Врачи отмечают: потребителю довольно сложно самостоятельно определить, что предлагаемое ему в заведении общественного питания блюдо опасно для здоровья. «Как правило, большинство вредных для человека микроорганизмов не меняют ни цвет, ни запах продуктов питания, и обнаружить их можно только проведя специальные исследования, – говорит Михаила Баркар.

Следовательно, при заказе блюд в заведении общественного питания украинцы тянут «лотерейный билет» — повезет или не повезет остаться живым и здоровым. Результат же может оказаться неожиданным и очень неприятным.

Заместитель начальника Главного управления по вопросам защиты прав потребителей при КГГА Сергей Дроботун говорит, что жители столицы меньше всего жалуются на некачественную пищу. «На мой взгляд, это связано с психологической особенностью потребителей, которые не хотят устраивать скандал из-за предоставления некачественной пищи или отравления. Другое дело, если речь идет о более значительных для них предметах, например, поломки стиральной машины»,- говорит г-н Дроботун.

Тем не менее, правозащитиники настаивают, что претензии к некачественным услугам нужно предъявлять. По словам Сергея Дроботуна, в первую очередь необходимо официально зарегистрировать случай отправления, вызвав скорую помощь либо обратившись в любое медицинское учреждение страны.

Получив официальное заключение к этому документу необходимо приложить чек из ресторана либо свидетельские показаний друзей, знакомых «горе-вечеринки», после чего написать официальное заявление в Управление по защите прав потребителей в своем населенном пункте.

Все дальнейшие действия возьмет на себя Управление, которое совместно с местной санстанцией проведет комплексную проверку заведения общественного питания. Под прицел специалистов попадет качество поставляемых продуктов, все технологические процессы, в т.ч. хранение, обработка и приготовление блюд. Если нарушения будут обнаружены, то руководство заведения вынуждено будет пойти на мировую с пострадавшим посетителем.

Как правило, речь может идти об оплате лечения и морального ущерба. Если же посетитель будет не согласен на мирное урегулирование вопроса, то он может обратиться в суд. Причем, юридическую поддержку ему обеспечит Управление, а сумма моральной компенсации может быть практически любой, поскольку при подобных делах истцу не нужно платить государственную пошлину, размер которой, как правило, составляет 5% от общей суммы, требуемой с ответчика. «Зачастую решения в подобных делах принимаются в пользу истца», – говорит Сергей Дроботун.

Как защитить себя в случае отравления в заведении общественного питания:

  • – всегда сохраняйте чек, в случае отравления его следует приложить к указанным ниже документам;
  •  
  • – оформить свидетельские показания друзей или знакомых, которые присутствовали на трапезе;
  •  
  • – засвидетельствовать факт отправления (получить официальное заключение врачей), обратившись в любой пункт медицинской помощи или вызвав «скорую»;
  •  
  • – написать заявление в местное Управление по защите прав потребителей;
  •  
  • – подать исковое заявление в суд, призвав в качестве ответчика заведение, предоставившее некачественную еду и услуги.

Максим Голубчекно, ФинЗах

You may also like...