Горячо-холодно. Планету «поджарит» или заморозит?

Экологи так накалили атмосферу вокруг глобального потепления, что вопрос «охлаждения Земли» наряду с проблемой мирового кризиса стал первоочередным для политиков, экономистов и ученых. 

Недавно в Нью-Йорке прошел международный саммит, посвященный климатическим проблемам планеты. Об ответственности перед грядущими поколениями за экологическое наследие говорили лидеры стран чемпионов по выбросу углекислого газа президент США Барак Обама и председатель КНР Ху Цзиньтао.

Не остался в стороне с заявлением о необходимости спасать Землю от скорой климатической катастрофы и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. «Ваши коллективные усилия имеют жизненно важное значение для мобилизации общественности на борьбу с изменением климата», – сообщил он участникам саммита.

Также Генсек ООН выразил надежду, что участники встречи смогут прийти к общему мнению в отношении соглашения об ограничении выбросов парниковых газов. Этот документ готовится к конференции ООН по изменению климата в Копенгагене, намеченной на декабрь этого года, и должен заменить известный Киотский протокол.

Суть нового соглашения та же – сокращение выбросов СО2 с помощью налогов и квот. Но экономисты посчитали эту меру крайне неэффективной и предложили общественности на конференции в Копенгагене обратить внимание в первую очередь на геоинженерные проекты. И тут речь идет уже не о скромном поведении промышленников, а о прямом и радикальном вмешательстве человека в климатические процессы Земли.

Так, например, ученые предлагают создавать аэрозольные облака, чтобы заслонить планету от солнечных лучей, отправлять на орбиту огромные зеркала с целью хотя бы частичного отражения лучей от поверхности Земли, засаживать океан планктоном, который будет поглощать злосчастный углекислый газ. Если предположить, что проекты такого рода осуществятся, человечество, по мнению адептов геоинжиниринга, сможет менять климат по своему усмотрению. Остается только решить, в какую сторону менять, насколько это возможно, с технической точки зрения, и безопасно – в смысле перспективы экологического наследия все тем же грядущим поколениям.

Погоду делает солнце

Ни одна сводка новостей не обходится без сообщений о глобальном потеплении. Птицы на юг не улетают, снега тают, средняя температура поднимается, от каждого аэрозольного баллончика истончается озоновый слой, а суда преодолевают Северный морской путь без помощи атомного ледокола. Есть о чем задуматься даже человеку, далекому от науки: сколько же нам осталось, пока планета не превратилась в раскаленную сковородку?

И может, действительно, пока не поздно, сократить производство и сидеть себе тихо в тени пещер и деревьев? По данным соцопроса, 33,1% украинцев считают глобальное потепление одной из самых критических угроз. Температурный сдвиг страшит больше, чем атака исламского фундаментализма (она набрала лишь 28,4%). Однако, не все ученые согласны с расхожим мнением о том, что именно человеческая деятельность приводит к глобальным климатическим изменениям.

«Основываясь на проведенных в Пулковской обсерватории исследованиях, мы пришли к выводу, что решающее влияние на изменение климата Земли оказывает не человеческая деятельность, а изменение интенсивности солнечной активности, – считает руководитель сектора космических исследований Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Хабибулло Абдусаматов. – Наблюдающееся в настоящее время глобальное потепление климата Земли обусловлено необычайно высоким и длительным (практически в течение всего ХХ века) повышением интегрального потока солнечного излучения».

Интересно, что специалистами NASA в последние годы также было зафиксировано глобальное потепление на Марсе. Но уже без парникового эффекта. Эти параллельные глобальные потепления, наблюдаемые одновременно на двух планетах, могут быть только прямым следствием воздействия только одного и того же фактора – долговременного изменения интенсивности солнечного излучения, утверждает ученый. Сейчас, по мнению Абдусаматова, солнечная светимость уже вступила в убывающую фазу векового цикла, но термальная инерция Земли еще обусловливает то глобальное потепление, которое мы наблюдаем в последние годы.

Несколько лет Земля еще будет «тепленькой», а затем земляне почувствуют очень медленное начало похолодания. Критичной отметки похолодание, по прогнозам ученых Главной астрономической обсерватории РАН, достигнет примерно в 2055–2060 годах.

Климатологи утверждают, что такие «сезоны» глобального изменения климата случались на протяжении всей истории Земли. Исследования керна льда из глубоких скважин Антарктиды и Гренландии показали, что крупные колебания углекислого газа в атмосфере и потепление климата происходили всегда. Из этого следует, что потепление задано природными – астрономическими – причинами, а не промышленной деятельностью людей.

Для паники оснований нет

Солнце, космическое излучение, активность ядра Земли или антропогенный фактор – не важно, из-за чего столбик термометра ползет вверх. Хотелось бы точно знать, насколько обоснована паника, связанная с грядущим глобальным потеплением?

«Строгих научных оснований для паники нет, – говорит заведующий отделом физических исследований в Антарктике Национального Антарктического Научного центра в Украине Владимир Ващенко, – действительно, в Арктике наблюдается таяние льдов, и это можно связать и с влиянием солнечной энергии, и с антропогенными факторами: все-таки, 40 тысяч туристов в год, подводные лодки, ледоколы, буровые скважины.

Но давайте разберемся, на сколько градусов ползет столбик термометра? На 0,5–0,6 градуса примерно за последние 100 лет. И еще нужно обратить внимание, как измеряется температура. Станции расположены неравномерно, на кораблях, в горах, в низинах, а мы все усредняем, делаем, так сказать, среднюю температуру по госпиталю. Для начала нужно разобраться со способами измерения средней температуры Земли. Я считаю, на 99% паника на тему глобального потепления – это конъюнктурный вопрос. Ведь правительства выделяют огромные суммы на климатические программы, институты и отдельные ученые получают гранты на «спасение Земли».

Конечно, глобальное потепление – это не миф. По словам Владимира Ващенко, сейчас мы находимся в самом конце цикла потепления, дальше будет холодать. Причем похолодание будет резким. Нет, данных о том, что в ближайшем будущем наступит ледниковый период, у исследователей нет, но если в сторону потепления климат меняется сотни тысяч лет, то похолодание произойдет всего за несколько тысяч лет. Это закономерные цикличные колебания, так было всегда.

«Если бы вы почитали архивы французских виноделов, то обнаружили бы в их записях погодных условий резкие похолодания летом, – говорит Владимир Николаевич. – Даже в самых южных провинциях».

Но точнее записей французских виноделов записи самой природы – это антарктические льды. По сути, они составляют климатический банк данных нашей планеты. Образцы глубинного льда, добытые на российской станции «Восток» или с бурового в Гренландии – главы «бортового журнала Земли», в которых «описана» последовательность и закономерность климатических изменений. И, судя по этим «записям», каждые 100 000 лет цикличные колебания общих атмосферных температур повторяются.

«Мы получаем данные за миллион лет! Можем сравнить периоды, сравнить образцы глубинного льда, добытые в разных точках, объясняет господин Ващенко. И это не гипотезы, не спекуляции с целью получить финансирование для очередной программы, а объективные факты».

Что же может рассказать лед? Предположим, 100 000 лет назад выпал снег и постепенно превратился в лед. Пузырьки закрылись, и все, что было, все отпечаталось на этом льду: соотношение газов в атмосфере, радиоактивные вещества, вулканическая пыль, бактерии той эпохи, впавшие в состояние анабиоза. Каждый такой кусочек льда – Клондайк для науки, достоверная летопись. Если случился взрыв, извержение вулкана, метеоритный дождь или резкое похолодание все записано и запечатано в этом образце, добытом из глубины 2 000 или 4 000 метров.

И все же в истории Земли был ледниковый период и много других катаклизм. Могут ли ученые сегодня, рассматривая древний лед, предсказать заранее возможность глобальных катастроф? Да, наблюдения ведутся. Но предсказание – это неблагодарная вещь. Ни один ученый вам не скажет, что, к примеру, 12 сентября следующего года в 12:00 температура поднимется на 20 градусов или, наоборот, солнце перестанет согревать Землю.

Климатические прогнозы рассматриваются на шкале в тысячи, десятки и сотни тысяч лет. С погрешностями такого же масштаба. То есть мы можем прогнозировать похолодание, исходя из закономерностей циклического изменения климата. Это похолодание случится в течение нескольких тысяч лет. Парадокс заключается в том, что в нынешнем потеплении уже заложено похолодание, и наоборот – все в природе циклично.

«То есть антропогенный фактор тут ни при чем, это не мы «нагрели» Землю?» – уточняю на всякий случай у Владимира Николаевича.

«Если вы посмотрите на поверхность нашей планеты из космоса, то не увидите никаких особых изменений атмосферы над крупными мегаполисами. Конечно, деятельность человека влияет и на экологию в целом, и на климат в частности. Но в первую очередь это влияние локальное, на конкретной территории. Конечно, если мы одним махом вырубим тундру, это скажется на климате Земли в целом. Но Земля так уникально устроена – она может восстанавливаться.

Природа сама умеет очищать атмосферу и уже миллион лет успешно сохраняет баланс. Например, если образуются парниковые газы в большом количестве, начинает реагировать океан, увеличивается количество планктона, и он поглощает углекислый газ. Это не значит, что мы должны вести себя как варвары, в первую очередь необходимо привести в порядок экологические стандарты, принять разумные законы».

Интересно, что среди ученых есть и те, кто считает, что глобальное похолодание уже началось. И пока геоинженеры ломают голову над тем, как остудить Землю, они заключают пари по поводу «горячо или холодно». Владимир Башкирцев и Галина Машнич, исследователи из Института солнечно-земной физики связей Сибирского отделения РАН, после публикации научной статьи о том, что мы живем в эпоху похолодания, и это станет очевидным к 2030 году, получили письмо от британского климатолога Джеймса Аннона, который предложил им заключить пари на 10 000 долларов.

«Мы договорились брать среднюю температуру за шесть лет. Данные с 1998-го по 2003 год сравниваем с данными за 2012–2017 годы. При этом оценивается средняя температура на всей планете, ведь в разных регионах она может очень сильно скакать: где-то будет потепление, где-то похолодание, – рассказывает Владимир Башкирцев. – Для пущей объективности решили использовать показания Национального центра метеорологических данных США».

Хотя глобальный минимум температуры, по прогнозам физиков, наступит в 2030 году, итог должен быть подведен к концу 2017 – началу 2018 гг. Причина очень проста. Башкирцеву сейчас 67 лет. Джеймсу – за 50. Поэтому они договорились оценить температуру «на полпути».

Каждая из сторон абсолютно уверена в победе. Джеймс Аннон в одном из интервью признался, что на полученные деньги собирается купить золотые часы, о которых мечтал всю жизнь, но из-за своей «академической» зарплаты не мог себе позволить. Владимир Башкирцев с Галиной Машнич еще не знают, куда потратят выигрыш: «В конце концов, на двоих это не такая уж большая сумма».

Если с вложением выигранных денег Башкирцев еще не определился, то к похолоданию он уже морально готов: «В глобальном масштабе к 2030 году температура упадет на 0,5 градуса относительно сегодняшнего дня. А у нас в Иркутске будет холоднее примерно на два градуса. Это столько же, сколько было в 1970 году. Я уже в таком климате жил. Ничего страшного».

Светлана Тарасевич, ПРОФИЛЬ

You may also like...