Российские города будут регулярно попадать под обстрелы из-за некомпетентности военных чиновников

Россия обречена регулярно «взлетать на воздух». Последний взрыв склада боеприпасов – лишь небольшой эпизод из десятков, а то и сотен подрывов разного уровня мощности, которые будут потрясать наши мирные города в ближайшее время. Как правило, крупные и по-настоящему опасные хранилища боеприпасов расположены вдали от больших городов.  

Соответственно жертвы и разрушения в случае их детонации исчисляются десятками. Но, к сожалению, вооружения находятся даже в черте крупных мегаполисов, случись им взлететь на воздух – последствия не решится оценить ни один эксперт. «Наша Версия» разобралась, почему в нашей стране не то что учения, хранение боеприпасов – источник чудовищной опасности.

В пятницу 13 ноября в Заволжском районе Ульяновска в середине рабочего дня началось светопреставление: город осветило зарево и раздались мощные взрывы. Началась паника: люди, подстёгиваемые слухами, бросали свои квартиры, имущество и выезжали подальше от разрывающихся снарядов. Как сообщил на следующий день главнокомандующий ВМФ адмирал Высоцкий, на подчинённом ему ФГУП «31-й арсенал» (с армейского на русский – это предприятие, на котором собирали, хранили, ремонтировали и утилизировали морские мины, торпеды, снаряды, глубинные бомбы) рвануло «более 40 тонн артиллерийских снарядов как морского, так и общевойскового назначения».

В результате многочасовой «артподготовки» погибли мичман Владислав Панков и рядовой Иван Кузнецов, 60 человек были вынуждены обратиться за медицинской помощью. В общей сложности из опасной зоны, примыкающей к территории складов, было эвакуировано 1013 жителей. Значительный ущерб взрывы нанесли и городскому имуществу. Более чем в 220 жилых домах взрывной волной были выбиты стёкла, пострадали 20 детских садов и 9 школ. На ликвидацию последствий случившегося областной и городской бюджеты выделили 30 млн. рублей.

В этом году склады в России взрываются уже третий раз. Катализатором этих взрывоопасных процессов, вероятно, послужило и решение министра обороны Сердюкова передать «несвойственные военному ведомству функции материально-технического обеспечения войск».
На ситуацию с непрекращающейся канонадой отреагировал президент России. Он отдал распоряжение разобраться в причинах случившегося и в двухнедельный срок провести проверку всех аналогичных объектов на территории страны.

Итак, почему военные склады по всей стране полыхают и взрываются с завидной регулярностью?

Корень проблемы – в Советском Союзе. Почившая империя поставила производство боеприпасов на широкую ногу, военные заводы исправно поставляли в войска снаряды, торпеды и патроны. Более того, многие предприятия народного хозяйства были готовы в считанные дни наладить производство военной продукции на своих мощностях. Склады на случай войны были набиты под завязку, но проблем с хранением боеприпасов не возникало – социалистические учёт и контроль позволяли контролировать их чудовищные объёмы.

Ситуация резко изменилась с распадом СССР. Его развал, дробление единой армии и соответственно арсеналов, общее сокращение Вооружённых сил привели к тому, что потребность в боеприпасах резко снизилась, их стали сдавать на длительное хранение, а то и утилизацию. Стоит ли говорить, что средства на подобные мероприятия выделялись минимальные.

Между тем боеприпасы свозились как с территории России, так и бывших советских республик, кроме того, свои запасы в авральном порядке вывозили и выведенные из-за границы группы советских войск. Как результат первая серьёзная катастрофа связана именно с «иностранными» снарядами. В 91-м наши части уходили из Монголии, войска ушли в глубь страны, а эшелоны боеприпасов были разгружены неподалёку от приграничной станции Гусиное Озеро. Территорию огородили колючей проволокой, выставили охрану, в общем, оборудовали временное хранилище, о котором попросту подзабыли.

Через 10 лет, в июле 2001-го, практически все боеприпасы в Гусином одновременно взлетели на воздух. Снаряды взрывались вагонами, взрывной волной на посёлок было сброшено 700 снарядов. В районном центре в 40 километрах от места подрыва вылетали окна, а в столице Бурятии, это 120 километров от станции, было видно зарево пожара. Погибли три человека: двое от попадания боеприпасов и одна бабушка от страха.

Это было только начало. После на оставшихся в земле боеприпасах подорвались ещё 30 человек, которые добывали цветной металл, разбирая неразорвавшиеся снаряды.

Как рассказали «Нашей Версии» в управлении инженерных войск Вооружённых сил РФ, вокруг Гусиного Озера из-за колебания уровня грунтовых вод, замерзания и оттаивания грунта происходит постепенное выталкивание разлетевшихся боеприпасов на поверхность земли. Ежегодно группы разминирования здесь обезвреживают тысячи выросших из-под земли, словно грибы, отторгнутых землёй взрывоопасных предметов.

И это не единственное место, где сегодня работают военные сапёры. Разминирование на взорвавшихся складах и базах проводится ежегодно по всей России уже в течение нескольких десятков лет, некоторые объекты разминируются уже более 30 лет, счёт найденным взрывоопасным предметам идёт на тысячи. Причём вероятность нахождения боеприпасов в грунте по-прежнему велика.

Сейчас взрывы складов в России происходят с устрашающей регулярностью и всё с большими разрушающими действиями и человеческими жертвами. Официальная версия после каждого подобного случая звучит однообразно: человеческий фактор; очевидно, что никто из военных чиновников не хочет брать на себя ответственность и досконально разбираться в проблеме.

Заместитель руководителя комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу генерал-полковник Анатолий Ситнов, в период с 1994 по 2000 год начальник Вооружения Вооружённых сил РФ, рассказал «Нашей Версии», что одной из причин участившихся происшествий на армейских складах является стремительное реформирование Вооружённых сил.

– По сути, сегодня рушится вся система хранения и утилизации боеприпасов, – считает генерал-полковник. – Части расформировываются, переформировываются или перемещаются, при этом подвергаются сокращению ракетно-артиллерийские склады дивизий и бригад. В результате сегодня огромное количество боезарядов находится в движении: перемещаются, сдаются для утилизации или на арсеналы, при этом штаты этих арсеналов никто увеличивать не собирается».

Очевидно, что в связи с таким огромным перемещением вооружений царит неразбериха. Результат – в том числе и хищения на военных арсеналах. Воровство приобретает разные формы: одни из снарядов выплавляют цветной металл без соблюдения технологий и элементарных правил безопасности, другие продают боеприпасы целиком.

В начале этого года главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил, что в следственные органы направлены для возбуждения уголовного дела материалы о хищении противолодочных ракет и авиабомб сотрудниками ВМФ. Поводом стали весьма веские подозрения в отношении флотских должностных лиц и ряда коммерсантов, которые контрабандно вывезли на территорию Таджикистана для последующей продажи в Китай за 18 млн. долларов 30 противолодочных ракет и 200 авиационных бомб.

В этом месяце Главная военная прокуратура сообщила о задержании начальника одного из отделов управления хранения, ремонта и утилизации вооружения и военной техники Космических войск полковника Петрищева. Офицер подозревается во взяточничестве. Он лоббировал интересы одной из коммерческих фирм, которая и получала право на сбор и утилизацию космических отходов. Параллельно он помогал знакомым бизнесменам скупать военный цветмет по бросовым ценам.

В этом году склады в России взрываются уже третий раз. Катализатором этих взрывоопасных процессов, вероятно, послужило и решение министра обороны Сердюкова передать «несвойственные военному ведомству функции материально-технического обеспечения войск». Было принято решение о том, что утилизацию боеприпасов на военных арсеналах будут проводить не только Минобороны и предприятия – изготовители боеприпасов, но любые сторонние фирмы, которые выиграют тендер.

Генерал-полковник Анатолий Ситнов рассказал, что в июле 2009 года на «Арсенале» к работам по утилизации боеприпасов приступила сугубо гражданская организация ОАО «Оборонсервис», в совете директоров которой находится министр обороны Сердюков.

«Стремительный переход на новую структуру обеспечения утилизации боеприпасов при некой экономической выгоде существенно отражается на безопасности. Ведь для снижения затрат к работам с взрывоопасными веществами могут привлекаться дешёвые, но низкоквалифицированные кадры, а заработные платы работников строго привязываются к выполнению плана. Сейчас у меня устойчивое ощущение, что даже ЧП в Ульяновске не изменит ситуацию в вопросе хранения и утилизации боеприпасов в России – определённые круги заинтересованы в таком положении дел».

Справка

Май 1994 г. – взорвался склад боеприпасов морской авиации Тихоокеанского флота (ТОФ) недалеко от Владивостока.

Ноябрь 1997 г. – взрыв минно-торпедных складов в бухте Горностай, недалеко от Владивостока.

Апрель 1998 г. – пожар и взрывы на артиллерийском складе в посёлке Бараново-Оренбургское.

Май 2000 г. – взрыв артиллерийских боеприпасов на Ржевском полигоне (ЛенВО).

Июнь 2001 г. – пожар на складе авиационных боеприпасов в Читинской области.

Июль 2001 г. – взрыв артскладов в Бурятии.

Октябрь 2002 г. – пожар на складе боеприпасов близ Владивостока.

Июль 2003 г. – взрыв артсклада ТОФ.

Август 2003 г. – взрыв артскладов в Еврейской АО.

Октябрь 2005 г. – пожар и взрыв арсенала ТОФ на Камчатке.

Май 2008 г. – пожар на складе ракетного вооружения ВВС (ЛенВО).

Сентябрь 2008 г. – пожар на складе боеприпасов ТОФ.

Сентябрь 2009 г. – взрыв на арсенале Карабаш, Челябинская обл.

Ноябрь 2009 г. – взрыв на арсенале в Ульяновске.

Александр Степанов, Наша версия

You may also like...