Навар на здоровье украинцев: схема многократного повышения цен на лекарства

Недавняя эпидемия гриппа в очередной раз выявила все присущие нашей системе здравоохранения недостатки: нехватку самого необходимого, затем появление этого «необходимого», но уже по дикой цене, слухи о миллионах, уходящих в карманы ловких дельцов от фармации, наживающихся на всеобщем бедствии. Расскажем о схемах, «благодаря» которым мы покупаем одни и те же лекарства в разы дороже, чем, например, в Молдове, Беларуси или даже Турции. 

МВД не так давно проинформировало Кабинет министров Украины, что анализ уголовных дел и проверок дает основания полагать: должностными лицами Минздрава могут быть «созданы устойчивые схемы согласованных действий с коммерческими структурами, направленные на искажение результатов торгов (тендеров) при закупках за госденьги лекарств и медоборудования, что наносит бюджету большой ущерб».

Схемы эти различны. Например, закупаются медпрепараты на миллионы у фирм, не производящих лекарства, то есть у посредников. При этом у производителей покупают крайне мало. Так, за несколько месяцев 2009 года определенное лекарство покупалось у одного посредника на 162 млн. грн., у другого — на 11 млн., у третьего — на 105 млн., у четвертого — на 85 млн. В то же время у производителя этих лекарств купили препаратов всего на 1,5 млн.

Закупки эти осуществляются на тендерной вроде бы основе. Однако, как установило МВД, часто победить в тендере помогает сговор между посредником и настоящим производителем лекарств. Скажем, был тендер на покупку препарата эповитан. Победителем признано ООО «Г», предложившее цену в 882 грн. за единицу. При этом официальная цена у производителя (у которого посредник и покупает лекарства) — 990 грн. за единицу. Что же, посредник покупает дороже, а продает дешевле, то есть действует себе в убыток? Да никогда. На самом деле между ним и производителем существуют дополнительные договоренности, согласно которым посреднику, закупающему большой объем товара, предоставляется 25%-ная скидка, а кроме того, разовое вознаграждение в таком же объеме в случае реализации договора о продаже.

Таким образом, на деле у посредника сосредоточивается почти 50% стоимости препарата. Который, разумеется, по себестоимости обходится производителю вовсе не в 990 грн. за единицу, а на порядок дешевле. Таким образом, все довольны, страдает только бюджет… А чтобы эту соблазнительную для чиновников схему не поломал невзначай какой-нибудь другой производитель того же лекарства (возьмет и предложит, например, по 700 гривен), устроители тендера формируют так называемые «сложные лоты», то есть объявляется о закупке не одного, а сразу ряда лекарств, причем разных производителей. То есть один производитель априори не сможет принять участие в торгах, а только посредник, который закупит лекарства у разных производителей, как требует лот, но по упомянутой выше схеме, когда «все довольны».

Выигрыш в тендере, как правило, это сговор нескольких посредников: ты выигрываешь этот тендер, а я — следующий. В этом бизнесе бешеная рентабельность. Стоимость лекарств может быть 10%, а 90% — рентабельность. Нередко у нескольких посредников одни и те же учредители — известные в Украине люди…

НАВАР ДЕЛЯТ ОПТОВИКИ И РОЗНИЦА

Если препараты закупаются для реализации в сети розничных коммерческих аптек, действует такая схема. Лекарства поставляет опять-таки посредник (либо если сеть аптечная крупная, ее хозяева могут заключать договора прямо с производителями). Но хоть на бумаге посредник обязательно будет, ибо иначе придется показывать реальную стоимость препарата, а это невыгодно, нельзя будет оправдать высокую цену в аптеках. Итак, деньги за лекарства идут в итоге через посредника в офшор. Как же получается, что в таможенной декларации, например, указана цена за единицу в 10 грн., а в аптеке продается за 250? Применяется разрыв цепочки, или, как говорят профессионалы, «яма». То есть фирма-посредник завезла лекарства, указав на таможне 10 грн., потом продала одной фирме, та — другой, третьей… Последняя продает аптечной сети якобы уже по 200 грн.

Откуда такая цена? Узнать невозможно, фирма-«яма» уже прекратила существование, а зарегистрирована была по липовым документам (или утерянным бомжем). Ее нет. Если правоохранители начинают задавать вопросы тому, кто продал «яме», те говорят: мы не обязаны проверять надежность партнера, он лекарства забрал, мы деньги получили… Цепочка разомкнута, лекарства (после аптечных накруток) поступают в продажу по 250 грн.

Понятно, что на самом деле баснословная прибыль делится между участниками, а потребитель платит за все (см. инфографику). Причем навар, говорят в МВД, обычно делится между оптовиками и розницей примерно 30% на 70% (иногда 40 на 60), розница всегда имеет больше.

 

ПЛАТИМ ЗА ПРЕПАРАТЫ В ДЕСЯТКИ РАЗ ДОРОЖЕ СОСЕДЕЙ

Приведенная выше схема касается закупки отечественных лекарств. Если же покупаются зарубежные, схема меняется. Тут на передний план выступают офшорные компании. Скажем, тендер, опять-таки определенным образом, выигрывает фирма-посредник Х. Здесь тоже применяется «сложный лот», но посредник обещает закрыть все позиции. Конкурентов реальных у него нет, его цена, допустим, в 100 гривен за единицу лекарства, тендерный комитет устраивает.

Посредник закупает лекарства, например, по 98 гривен, у офшорной фирмы за рубежом. Везет их через границу, растаможивает, все документы есть на товар по 98 грн. за единицу. Прибыль, как видим, у посредника мизерная, соответственно, и налоги с нее маленькие. Бюджетные деньги, допустим, 100 миллионов гривен, к этому моменту уже на офшоре — плата за лекарства.

Но фишка в том, что офшорная фирма на деле покупает лекарство у зарубежной фирмы-производителя вовсе не по 100 и даже не по 90 грн. за единицу, а в десятки раз дешевле. Например, 10 гривен за единицу. Но по документам все чисто, не подкопаешься. Так что из государственных 100 миллионов в нашем примере 10 миллионов ушли вправду на лекарства, а 90 — чистая прибыль участвующих в схеме. Как она делится и отмывается — отдельный разговор.

Чтобы не быть голословными, приведем конкретный пример на эту тему. В 2008 году Минздрав закупил у одного из предприятий-посредников препарат капреомицин производства Индии по цене 119,7 грн. за флакон. Всего — на сумму 11,4 млн грн. Но, по данным ВОЗ, этот же препарат закупается за рубежом другими странами, как участниками СНГ, так и Евросоюза, совсем по другим ценам. Азербайджан — по 10,7 грн. за флакон, Молдова — по 10,6 грн., Румыния и вовсе платит 6,45 грн. за флакон… Аналогичная ситуация с препаратом циклоресин, да и с другими. Мы что, самые богатые, что переплачиваем в десятки раз? Наверное, ответ неправильный…

Но ведь от чего-то отталкивались чиновники Минздрава, принимая непомерно высокую цену за «правильную»? Да, основанием для «ожидания» цены в нынешнем году служит решение руководства Минздрава от 04.12.2008 года, согласно которому цена на препараты в 2009 году должна быть в среднем на 37% выше цены на те же лекарства в 2008-м. При этом цену 2008-го формировали те же посредники… Откуда взялась цифра 37%, никто вразумительно ответить не может. Такой же механизм был и в 2008-м. Почему? Есть же Минэкономики, которое должно формировать цены, есть Госвнешинформ, собирающий такую информацию по всему миру. Посмотрите, поднялись ли цены на продукцию мировых производителей… Но этого никто не делает.

ВМЕСТО ДЕНЕГ — СОМНИТЕЛЬНЫЙ ВЕКСЕЛЬ НА ПОЛМИЛЛИОНА

Говорит первый заместитель начальника Департамента Госслужбы борьбы с экономической преступностью МВД Украины полковник милиции Вадим Сливенко:

— Мы занялись лекарствами плотно с апреля сего года, потому что было много нареканий от людей после очередного подорожания, мол, за что платим? И обнаружили массу нарушений. В частности, обилие на фармрынке подозрительных посредников. Зачем они? Ведь в Украине есть представитель практически каждого крупного производителя лекарств. Кто мешает к ним обращаться и заключать договора напрямую? А если даже нет такого представительства, то в государствах-производителях есть наши посольства, торговые атташе, они могут помочь в заключении контракта. Но это многим, видимо, невыгодно…

Приведу несколько примеров, мягко говоря, странного на фармацевтическом фронте. Вот подробности уже известного скандала: еще в апреле были выделены из бюджета 50 млн гривен на тест-системы по гриппу и препарат тамифлю. Но тендер на закупки Минздрав почему-то провел только в сентябре. О тест-системах пока промолчу. А вот тамифлю купили у посредника по цене 251 грн. Тамифлю, вообще-то — это торговая марка, действующее вещество лекарства — озельтамивир.

При этом, судя по протоколам тендерного комитета, первоначальная закупка составляла 44 тысячи доз. Харьковское фармпредприятие «Здоровье» предложило свои услуги, заявив, что у них есть готовые 18 тысяч доз, но если дадут деньги на закупку сырья, в короткое время изготовят недостающее — по цене для бюджета около 60 грн. за дозу. Своих оборотных средств на такие объемы у них не было.

Но тендерные начальники почему-то записали в протокол, что ни один из отечественных производителей не может изготовить лекарство, получили на этом основании в Минэкономики разрешение на закупку импортного препарата и отдали деньги (по высокой цене) посреднику (как писали СМИ, посредник — фирма «Ганза», учредителем и гендиректором которой является человек, имеющий тесные связи с директором Департамента Минздрава, возглавлявшим рабочую группу по закупке лекарства по дорогой цене. К тому же, как выяснилось, и за рубежом можно было купить тамифлю у производителя гораздо дешевле. — Ред.)

Есть и откровенное мошенничество. Коммунальное предприятие в Запорожье (оптовый аптечный склад) отпустило некой фирме медикаментов на полмиллиона гривен. Взамен получило не деньги, а… вексель: мол, рассчитаемся в 2012 году. Даже если рассчитаются, что не факт, то во что эти полмиллиона превратятся тогда, никто не знает. Начинаем проверять, оказывается, директор областного коммунального предприятия — он же один из учредителей этой фирмы.

Недавно мы возбудили по этому факту уголовное дело. А вышли на эту схему, проверяя исполнение постановления Кабмина о минимальном перечне лекарств, которые должны быть в аптеках. Поскольку там их не было, пришли на склад: где медикаменты? Да мы их отпустили вот такой фирме. А деньги где? Вот вексель лежит… Кинулись на фирму, а там лекарств уже нет, за день все продали в розницу по высоким ценам. Вы же помните, что делалось в первые дни эпидемии в аптеках, все противогриппозные препараты просто сметали с прилавков, на цену не смотрели.

Такой же ажиотаж был и относительно марлевых повязок. Им, разумеется, тоже воспользовались махинаторы. В разгар эпидемии в Тернопольской области объявились какие-то странные маски по цене в 4 гривни. Разобрались, оказалось — ушлые коммерсанты закупили на спиртовых и сахарных заводах… техническую марлю, которая не слишком годится для ношения на лице, сшили повязки и пустили в продажу по завышенной цене (согласно постановлению Кабмина, стоить повязка не должна больше 1 гривни одноразовая и 1,5 гривни — многоразовая, причем обязана быть в продаже в аптеках). Возбудили мы пока уголовное дело по обману покупателей, но в перспективе не исключено еще возбуждение по другим статьям Уголовного кодекса Украины…

О СПИДе

Как выяснила «Сегодня», есть вопросы у МВД к Минздраву и по поводу закупок препаратов (так называемых антиретровирусных) для лечения больных СПИДом. Сейчас, по сведениям газеты, проводится доследственная проверка относительно возможных злоупотреблений в этой сфере. В частности, МВД установило, что не выполняются положения Меморандума о взаимопонимании между Украиной и Инициативой Фонда Клинтона по вопросам СПИДа, Договора о программном гранте между Глобальным фондом борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и Минздравом Украины о снижении цен на антиретровирусные препараты.

Установлено, что на протяжении четырех (!) лет после подписания упомянутого Меморандума в Минздраве продолжали покупать эти препараты у одних и тех же изготовителей по ценам, в несколько раз превышающим ту, которую предложил Фонд Клинтона. По предварительным расчетам, разница в цене только за 2009 год составила более 32 млн гривен. Устанавливается также, каким образом получались и распределялись препараты против СПИДа, полученные Минздравом на протяжении 2005—2009 гг. в качестве гуманитарной помощи. В МВД полагают, что в действиях некоторых должностных лиц Минздрава усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 364, ч. 2. (злоупотребление властью или служебным положением с тяжелыми последствиями). Собранные материалы будут направлены в ГПУ для принятия решения относительно возбуждения уголовного дела.

МАХИНАЦИИ С ИНСУЛИНОМ

Конечно, все это касается не только противогриппозных препаратов. В Днепропетровской области, например, формируя заявку на год на бесплатный (для людей, но не для бюджета) инсулин, заказали его на 6 млн гривен больше, чем требовалось. Причем его же нельзя брать в запас, испортится, есть срок годности. В итоге заплатили одному из украинских производителей инсулина на 6 млн бюджетных (областного уровня, деньги облздрава) гривен. А производитель, естественно, держит высокую цену… Понятно, что затем подразумевается откат от этого производителя за крупный заказ. По этому эпизоду тоже возбуждено уголовное дело. По такой примерно схеме «сработали» в Тернополе, только масштаб финансов облздрава там другой — переплатили 2 млн…

ЗАКУПКА ТЕСТ-СИСТЕМ ЗАКОНЧИЛАСЬ УГОЛОВНЫМ ДЕЛОМ

Что касается закупки тест-систем, то представитель ДБЭП отказался комментировать подробно, ссылаясь, что уголовное дело в этой части расследует ГПУ. Но «Сегодня» удалось из своих источников узнать подробности уголовного дела №49-2835. На тест-системы из уже упомянутых 50 млн. гривен, выделенных Кабмином на закупки против гриппа еще в апреле, ассигновали почти 13,8 млн. По сведениям источника, тендер не проводился вообще, мол, у нас системы не производят, а от зарубежных фирм было лишь одно предложение, так что не с кем соревноваться…

Но в таком случае надо обязательно разрешение Минэкономики (если без тендера). Запросило отвечающее за закупки подразделение Минздрава такое разрешение, а в МЭ, в свою очередь, запросили экспертную оценку в том же Минздраве, только в другом подразделении — в «Укргриппе». А оттуда ответили, если кратко, что предлагаемое к закупке оборудование iQ5 Multicolor Real-Time PCR Detection System не годится для распознавания «свиного гриппа». То есть вообще грипп узнает, а отличить «свиной» от другого не может. Так что закупать такое оборудование, мол, бессмысленно. (Любопытно, что, получается, одно подразделение Минздрава «рубило сук» под другим подразделением).

Однако, несмотря на такую оценку, МЭ все же выдало разрешение на закупку (по сведениям «Сегодня», вследствие некоего административного давления). И Минздрав через посредников, разумеется, закупил эти системы. Причем, что интересно, эти посредники якобы оказались полными бессребрениками — одна фирма наварила аж 2000 грн. (из 14 млн!), вторая и того круче, вообще себе ничего не взяла. Интересно, почему? Тем временем, сообщил другой источник, правоохранители вовсю копают в рамках упомянутого уголовного дела — проводят обыски, выемки документов и прочие процессуальные действия в Минздраве и МЭ. Цель — доказать, кто именно стоит за всей этой схемой (по оперативным данным, это известно, но без «железных» доказательств для суда не годится). И, как сказал источник, если у ГПУ хватит воли, в том числе политической, то под следствием (а позже и в суде) могут оказаться очень высокопоставленные люди.

Кстати, ныне перед составителями разных «интересных» схем новая, очень заманчивая задача: как известно, Кабмин своим постановлением от 30.10.09 выделил на борьбу с гриппом уже не 50, а 500 млн грн. из резервного фонда. Будет ли относительно использования этих денег тоже когда-то возбуждено уголовное дело или их израсходуют честно?

P.S. Журналисты «Сегодня» письменно попросили Минздрав (через пресс-службу ведомства) прокомментировать поднятые в материале проблемы. Но ответа с прошлой недели мы так и не дождались.

Александр Корчинский, Фото: Г. Салай, «Сегодня»

You may also like...