Под угрозой затопления – 25% территории Киева. Чиновники готовятся к авралу

Паводок может случиться в любое время года: подтвержедение – наводнение в Карпатах в сухой сезон Районы Оболонь, Подол, Троещина, Радужный, Русановка, Дарница, Харьковский, Корчеватое и прочие в скором времени могут уйти под воду. Причем наводнение вовсе не зависит от сезона. Днепр всегда славился своими непредсказуемыми разливами. Более того: чиновники уже готовятся спасать население и получать за это награды! 

Время паводка уже подошло

Согласно историческим данным сильные паводки на Днепре случаются примерно раз в 30 лет. Но это в среднем. Может быть 3 паводка подряд, а потом 100 лет не быть вообще. Эти процессы не предугадаешь и не удержишь.

Последний сильный паводок был в 1970 году – 39 лет назад. Тогда еще не было ни Оболони, ни Троещины и застройка левого берега в Киеве только планировалась. Подол был залит, село Троещина так же «плавало». Это была очень неприятная, но достаточно обыкновенная на тот момент для Киевлян ситуация.

Однако, за последние 39 лет ситуация очень сильно изменилась, а именно:
· Основные жилые («спальные») районы Киева переместились на левый берег – Троещина, Радужный, Дарница, Русановка, Харьковский. Значительная часть этих районов находится на уровне Подола заливавшегося ранее.
· На правом берегу построен район Оболонь, так же находящийся на уровне Подола
· На Подол и Оболонь проведено метро. Само собой разумеется – тоннели метрополитена находятся ниже уровня затопления.
· По сравнению с 1970 годом, в районах, находящихся на уровне затопления, в десятки раз возросло количество коммуникаций – это электрические сети, телефонные сети, компьютерные сети.
· В Киеве, по сравнению с 1970 годом в сотни раз возросло количество автомобилей
· Количество проживающих в Киеве (учитывая приезжих) увеличилось примерно в 2 раза – около 5 миллионов человек

Но самое серьезное изменение – это то, что в районе Кончи-Заспы пойма Днепра (территория его естественного разлива во время паводка) замыта песком более чем на 90% – стратегически важная в период паводка территория застраивается элитными чиновничьими дачами! Из 7000 метров ширины поймы для прохода потока оставлено 600 метров! Это значит, что при значительном увеличении количества воды в Днепре она не будет успевать проходить в месте сужения и уровень начнет стремительно подниматься.

Для справки: обычно в районе Киева по Днепру проходит в секунду около 600 – 800 м³ воды. Во время паводка 1931 года эта цифра увеличилась почти в 35 раз – 23000м³, а во время паводка 1970 года – в 30 раз – шло 18000м³ в секунду.

Ситуацию комментирует Алексей Василюк, заместитель главы Национального экологического центра Украины:

Мы неоднократно обращались к властям, собирали пресс-конференции – результат нулевой – власти делают вид, что ничего не происходит. Высота намывов достигает 6 метров, а если уровень воды в Киеве поднимется на 6 метров, подтопленными окажутся Оболонь, нижний Подол, Троещина, часть Дарницы, Русановские сады, Чапаевка, Корчеватое и другие районы. Учитывая ландшафт, мы составили карту возможного затопления – это около 25% территории Киева.

Так же в зоне затопления находятся иловые поля Бортнической станции аэрации – в случае затопления все нечистоты с них будут моментально унесены вниз по течению Днепра.

Учитывая изменения климата паводок можно ждать практически в любое время года – яркая тому иллюстрация недавнее наводнение в Карпатах, случившееся в самый засушливый период.

Ликвидировать угрозу затопления Киева можно только путем сноса искусственных гидронамывов в Конче-Заспе. Тем более, что когда паводковая вода перельется через них все, что на них настроено будет смыто – незакрепленный песок легко размоется мощным потоком.
Мы также обратились за комментарием к признанному специалисту в данном вопросе.
Рассказывает Анатолий Яцык, академик УААН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологических проблем:

Проблема эта серьезная и требует детального изучения, т.к. в процессе застройки Киева и пригородной зоны ландшафт изменился – говорить о масштабах затопления и подтопления можно будет только после проведения необходимых научных исследований и разработки Информационной гидрологической модели для верховья Каневского водохранилища.

Ясно, что в случае совпадения однопроцентных паводков в бассейнах рек Припяти, Днепра и Десны выше Киева, ситуация для левого берега и части правого берега Киева может стать опасной. Последние пять лет мы регулярно обращаемся к киевским властям с предложением о проведении необходимых исследований с целью разработки такой Информационной модели, неоднократно публиковали статьи в газете «Урядовий кур`єр», однако наши инициативы попросту игнорируют.

По историческим данным во время паводка 1931 года уровень воды ниже Киева поднимался более чем на 10 метров. На данный момент русло Каневского водохранилища сузилось. В районе Кончи-Заспы из 7 км поймы оставили 600 метров – остальное замыто песком – по разным данным там работало до 63 земснарядов. Этими же намывами уничтожен уникальный Европейский экологический коридор.

Конечно, можно говорить о том, что часть воды удастся удержать в Киевском море, однако, в случае значительного увеличения её объема и возникновения угрозы перелива через земляную часть дамбы (а это 41 км) воду, конечно же, будут сбрасывать через турбины и судоходный шлюз. Грунтовая часть дамбы и так ослаблена начавшейся недавно абсолютно недопустимой её застройкой.

Размыв дамбы и спуск водохранилища будет грандиозной катастрофой – там на дне покоятся 90 млн м³ радиоактивного ила со времен Чернобыльской трагедии, а это свыше 330 тыс. железнодорожных вагонов не говоря уже об образующемся потоке воды.

Ну, а что касается построек на намывах в Конче-Заспе – в случае сильного паводка части их могут оказаться около Турецкого берега. Наша с вами обязанность предупредить наших сограждан о возможной беде, а решения принимать тем, кто там живет.

«Реве та стогне Дніпр широкий…» – что будет?

В 1931 году наводнение повредило почти триста жилых домов, завод кожаных изделий, насосные станции, завод «Керамик», приречные хлебозаводы. Над городом нависла угроза нехватки продовольствия.

Последний паводок 1970 года затопил таки и Подол и Троещину хотя такого десятикратного ограничения прохода воды в пойме не наблюдалось. Чего тогда ждать от паводка в настоящих условиях?!

Попробуем представить последствия, учитывая, что паводок – это не только вода, а еще и все, что она с собой несет – массы песка (Труханов остров был намыт одним сильным паводком в начале двадцатого века), поваленные деревья, бревна, доски, всевозможная грязь и мусор, трупы утонувших животных, лед, мелкие камни. Итак, нас ждут:

· Необходимость эвакуации огромного количества киевлян – далеко не у всех есть возможность съехать к родственникам на киевские горы или в другой город. Где разместить такое количество людей, да еще с детьми и стариками?! Их придется обеспечивать медицинской помощью, питанием, одеждой. Все это огромные затраты. А в каком состоянии будут их дома, когда люди в них вернутся? Кроме того, далеко не всех удастся вовремя эвакуировать – в каких условиях окажутся эти люди без возможности получения медицинской помощи, продуктов питания, воды – в изоляции? Это возможность паники, эпидемий, разгула криминалитета.

  • · Затопление предприятий, магазинов, других учреждений – все, что не успеют эвакуировать, будет затоплено и приведет к огромным убыткам владельцев.
  • · Паралич части общественного транспорта – в первую очередь это невозможность добраться на работу для сотен тысяч людей – они не смогут заработать и получить деньги, их предприятия понесут убытки.
  • · Затопление автотранспорта – конечно, владельцы автомобилей в большинстве не допустят затопления своих любимцев, вывезя их…нет, не в деревню к дедушке, а поближе – на высокий правый берег. Можно только представить себе, что будет твориться на улицах не затопленной части Киева, если и сейчас уже порой пройти трудно из-за автомобилей. Естественно, из-за активной миграции транспорта участятся аварии, и движение во многих ключевых направлениях будет практически блокировано. Не убранный же вовремя транспорт будет поврежден водой и крупным мусором, занесен песком.
  • · Разрушение коммуникаций – силовые, телефонные и интернет сети в городе проведены к жилым домам преимущественно под землей – все они будут затоплены.
  • · Нарушение водоснабжения – затопление насосных станций, невозможность ремонта прорванных труб в период затопления.
  • · Нарушение газоснабжения – единственная коммуникация, которую максимально не прячут в землю. Однако, тут есть опасность повреждения вынесенных на улицу труб крупным мусором который несет паводок, а это угроза серьезных пожаров и даже взрывов.
  • · Нарушение работы канализации – Бортническая станция так же попадает в зону затопления – помимо размыва и разноса паводком нечистот ниже по Днепру станция естественно не сможет нормально выполнять свои функции т.к. канализационные сооружения будут затоплены. Естественно, пока жителей не эвакуируют, они будут отправлять естественные потребности, а результаты будут всплывать из канализации на улицы.
  • · Затопление метро – жертвы вряд ли будут, т.к. вода будет пребывать не с катастрофической скоростью, но аварии электрооборудования метрополитена вполне могут быть. Кроме того, в метро нанесет огромное количество песка, мусора, размоет тоннели и станции. Убытки метрополитена будут колоссальны и затопленные ветки не скоро придут в рабочее состояние. Это в послепаводковый период вызовет перегрузку других видов транспорта.
  • · Затопление подвалов домов – в результате размыва водой опорных элементов зданий возможно разрушение и обрушение зданий старой постройки, что может привести к человеческим жертвам.
  • · Разрушение путей сообщения – размыв автомобильных дорог, железнодорожных путей. Естественно, во время паводка активизируются подземные течения, образующие пустоты под асфальтом – дороги станут очень небезопасны из-за таких скрытых ям.

Потребуются значительные средства на восстановление путей – это огромные убытки.

Карта возможного затопления Киева (по данным А. Василюка)
Карта возможного затопления Киева (по данным А. Василюка)

Пусть плывут неуклюже киевляне по лужам…

Оценив возможные последствия, мы подали в Киевскую городскую государственную администрацию официальный запрос с просьбой объяснить, что делается для защиты киевлян от возможности такой катастрофы.

Ксения Голота, исполняющая обязанности начальника информационного обеспечения КГГА, перенаправила наш запрос в главное управление МЧС при КГГА, а затем прислала ответ за подписью начальника главного управления МЧС при КГГА Виталия Пшеничного.

Каково же было наше удивление, когда вместо пояснений о том, что все меры для недопущения затопления Киева приняты и наши предположения не более чем фантазия, мы узнали, что… нас уже готовы доблесно спасать от наводнения. О предотвращении катастрофы – ни слова. Вот вам ответ киевских властей, как говорится – без комментариев:
«На случай катастрофических наводнений на киевской ГЭС предусмотрен сброс воды через все турбины и водосливные отверстия, дополнительно есть возможность пропуска воды через шлюз».

«Главным управлением по вопросам чрезвычайных ситуаций исполнительного органа Киевсовета (КГГА) ежегодно проводится наблюдение за развитием паводка и динамикой зон затопления с целью своевременного принятия оперативных мероприятий по защите населения и уменьшению убытков объектам экономики».

«Составлены карты-схемы затопления».

«ОАО «АК» Киевводоканал» определены аварийно-восстановительные бригады и техника для проведения работ на период весеннего паводка, введен режим повышенной готовности аварийных бригад, подготовлены электростанции, откачивающие средства, строительная техника».

«Введена информационная система по вопросам чрезвычайных ситуаций, в том числе разработан модуль прогнозирования зон затопления, который позволяет в считанные минуты выполнить расчеты и получить перечень домов, которые попадают в зону затопления».
Так же в ответе рассказывалось о проведенных учениях, подготовке станции «Роса-300» для обеспечения пострадавших питьевой водой, создании запаса материально-технических и горюче-смазочных материалов.

Выводы

Напрашиваются сами собой:

1. Власти знают о возможности катастрофы, но никто не собирается её предотвращать – пусть лучше четверть Киева под воду уйдет, абы не ссориться с Конче-Засповскими «дачниками».
2. Любая катастрофа – это выделение денег на устранение её последствий. А деньги – это хорошо для тех, кто ими распоряжается.
3. Киевлян вначале спасут от прорыва дамбы сбросом воды всеми возможными путями, затем будут спасать от наводнения, а потом за это будут получать чины, награды, премии и т.п. Все уже готово…

Интересно, градоначальник будет наблюдать за потопом с киевских высот в подзорную трубу, или подобно Нерону предпочитает лицезреть катастрофы через благородный изумруд?

Александр Винниченко, ФинЗах

You may also like...