Прокуроров бьют, Пискуну – по… барабану

При Кучме прокурорами просто манипулировали. При Ющенко – не только манипулируют, но и безнаказанно бьют. Этой публикацией “УК” выполняет высокую гражданскую миссию: пытается защитить беспомощную прокуратуру от посягательств со стороны обнаглевших и безнаказанных дебоширов. Похоже, что кроме “УК” защитить добросовестных прокурорских работников Украины некому. Если сегодня возникшую ситуацию оставить без реакции, то завтра, чего доброго, следователя вообще не допустят к исполнению обязанностей. И мордобой следственных работников станет нормой – зная достоверно, что все сойдет с рук.Продолжим изучение нравов, царящих в ведомстве господина Пискуна. Наши исследования мы иллюстрируем процессуальными документами, порождаемых творческим “гением” прокуроров всех уровней. Сегодня предметом изучения станет деятельность прокуратуры города Киева.

Перед вами – постановление о возбуждении уголовного дела от 5 сентября 2005 года. Фабулу и основание вынесения оставим без внимания: они прописаны достаточно четко, что по нынешним временам редкость. Обратим внимание на некоторые нюансы.

Итак, 16 августа нынешнего года в отношении С.В.Горбатюка, следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины, была совершена попытка насилия – с целью добиться от него принятия незаконного решения. В публикуемом постановлении обратим внимание, как на высокую должность представителя прокуратуры, так и на обстоятельства, по которым он оказался на месте инцидента. Обратим внимание и на серьезность происшедшего. Совокупная оценка обстоятельств дает возможность предположить, что реакция Прокуратуры на вмешательство в ее дела, а также попытки давления на следователя должны быть незамедлительной и крайне жесткой. А что же происходит на самом деле?

С момента инцидента (16.08.2005г.) до момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (05.09.2005г.) прошло почти три недели! Все это время в прокуратуре, очевидно, напряженно думали: стоит или нет возбуждать уголовное дело по факту очевидного события преступления. Может, прокуратура города не доверяла рапорту и сведениям, предоставленным следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины. И три недели проверяла эти сведения и оценивала их. Может, у следователей по особо важным делам ГПУ привычка ежечасно писать рапорты о попытках давления и посягательства на них, и потому городская прокуратура утратила к ним остатки доверия?

Сам запредельный срок проверки уже дает основания утверждать, что не все в вотчине Святослава Пискуна в порядке. Следователя в присутствии членов следственной группы, гражданских лиц – при исполнении – обозвали, оскорбили, применили физическое насилие, пригрозили расправиться, не выпускали из помещения… В старые “недобрые” времена уже за одни помыслы о подобном виновник и организатор инцидента (как следует из постановления, им стал гендиректор ГКТП “Крещатик” Р.Мошинский) уже бы полировал нары в СИЗО на Лукьяновке. И радовался, что следователь не применил против него табельное огнестрельное оружие (на что имел, кстати, полное право).

Если срок проверки опустить (допуская, что долго думали, советовались, всех опрашивали, удостоверялись в событии преступления и т. п.), то обратим внимание на структуру постановления. Дело то возбуждено – по факту! Для несведущих в прокурорских “технологиях” поясняю: дело по факту совершения преступления возбуждается лишь в случае наличия сведений о преступлении – без установления виновных лиц. Например, хозяин квартиры заявил о взломе двери и пропаже телевизора, или милиция в лесу обнаружила труп неизвестного. В таких случаях дело возбуждается по факту наличия очевидных признаков преступления; когда сразу установить лиц, совершивших преступление, по естественным причинам не представляется возможным. Возбуждение дела по факту дает возможность провести необходимые следственные действия, зафиксировать следы, выявить улики, допросить и задокументировать показания свидетелей, провести экспертизы, и так далее. Одно только “но”: в случае возбуждения дела по факту и невозможности установить личность преступника следователь вправе приостановить следствие до выяснения личности виновного и его задержания.

Технология следствия связана с жестким контролем за сроками следствия. Если производство по делу приостановлено, процессуальные сроки “не идут”, следователь может ничего не делать. Периодически докладывая начальству, что совершившие преступления лица не найдены, и наглым образом скрываются от правосудия (не по вине следствия, само собою). Такая ситуация может тянутся бесконечно. Дело лежит, сроки идут, никто ничего не предпринимает.

Обратите внимание: само постановление по сути указывает на виновника и организатора преступления (гендиректор Государственного комплексного торгового предприятия “Крещатик” Р.Мошинский; по имеющейся у “УК” информации, “правая рука” и.о.министра аграрной политики Барановского. Для справки: в ведении Минагрополитики и по юридическому адресу министерства ГКТП “Крещатик” как раз и находится). Таким образом, постановление внутренне противоречивое: указывая на виновника преступления, документ содержит утверждение об отсутствии и невыявлении виновного.

Как ожидается, дело положат в долгий ящик и благополучно похоронят. Лица – средь бела дня, в центре столицы европейского государства – совершившие покушение на следователя и преступные действия в отношении него как представителя государства, окажутся ненаказанными.

Имеем все основания полагать, что организатора событий – господина Р.Мошинского – по просьбе господина Барановского покрывают высокие должностные лица из Генеральной прокуратуры Украины, что и обусловило указанную реакцию. Дело вроде бы возбудили, честь мундира не спасли, закон – самолично попрали. Прокуратура сама себя защитить не способна, не говоря уже о том, чтобы стоять на страже интересов простых граждан. После этого неудивительно, что прокуроров бьют по лицу. Их не боятся, их – не уважают.

Этой публикацией “УК” выполняет высокую гражданскую миссию: пытается защитить беспомощную прокуратуру от посягательств со стороны обнаглевших и безнаказанных дебоширов. Похоже, кроме “УК” защитить прокурорских работников Украины некому. А в “миссианство” генпрокурора С.Пискуна верит разве что ближайшее окружение Президента В.Ющенко. Если сегодня возникшую ситуацию оставить без реакции, то завтра, чего доброго, следователя вообще не допустят к исполнению обязанностей. И мордобой следственных работников станет явлением повсеместным – зная достоверно, что все сойдет с рук.

Алексей Святогор, адвокат, специально для “УК”

You may also like...