Кошмарь кошмарящих! В России – «революция элит»?

Серия страшных катастроф подтолкнула власть к простой мысли: кошмарить нужно чиновника, а не бизнес. Станет ли это началом «революции элит»?  

Волна административного цунами, которая после пожара в Перми накрыла владельцев клубов и кафе, докатились до властных структур. Причем эта волна может накрыть с головой не только стрелочников регионального значения (в Перми после отставки правительства это уже случилось), но и начальников в Москве, в том числе и высокопоставленных госчиновников. Пожалуй, впервые за последние восемь лет Россия реально приблизилась к порогу кадровой революции.

Удар по штабам

«То, что хозяева и устроители этого шоу – безответственные мерзавцы, это понятно. Но надо посмотреть и на роль госструктур, в том числе федеральных. Раз они дают предписания, а на эти предписания плюют, значит… они просто не справляются со своими обязанностями», – заявил президент Дмитрий Медведев. Примерно в том же духе высказался и премьер-министр.

Сказано – выполнено. Тут-то и вскрылась картина, для нашей действительности весьма нетипичная. Вслед за первой потянутой ниточкой стал раскручиваться целый клубок бюрократического раздолбайства – вплоть до федерального уровня. И судя по всему, список привлеченных, уволенных и отстраненных будет только расти. При этом, что не менее примечательно, многие провинившиеся до трагедии в Перми были на хорошем счету и даже ходили в «лучших по профессии».

Кампания борьбы за противопожарную безопасность совпала с другой – за гуманизацию порядков, царящих в местах лишения свободы. После гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского прошли громкие увольнения в рядах руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). А в прошлую пятницу пост главы следственного управления СКП РФ по Москве покинул Анатолий Багмет – «в связи с нарушением присяги прокурорского работника».

Огонь по штабам ведется не на шутку. Расправа над посетителями супермаркета, которую учинил майор Евсюков, привела к смене руководства московской милиции. Из-за взрывов в 31-м арсенале в Ульяновске с должностями расстались четыре генерала центрального аппарата Минобороны. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС после того, как будет обнародован итоговый доклад по расследованию ее причин, возможно, также приведет к громким отставкам.

Подобной суровости в отношении самой себя федеральная власть давно не демонстрировала. Так что это, точечные решения или нечто большее? Эксперты, опрошенные «Итогами», считают, что налицо системный сбой в самой вертикали, и это понимают на самом ее верху. Вопрос в том, как далеко может зайти «модернизация элит».

Горизонталь по вертикали

Отстроенная Владимиром Путиным властная вертикаль возникла как ответ на угрозу распада страны и ряд громких терактов. При этом с каждой новой вылазкой террористов или техногенной катастрофой ее конструкция не менялась. Власть отвечала на все вызовы тем, что расширяла «права и свободы» всей чиновной корпорации. После трагедии в Беслане в 2004 году Владимир Путин объявил о масштабной госреформе – выборы губернаторов были отменены, а Дума стала формироваться только по партийному принципу.

Дмитрий Медведев в начале своего президентского срока пошел дальше по пути укрепления вертикали. Около года назад была изменена Конституция, увеличен президентский срок до шести лет, а срок действия депутатских мандатов – до пяти лет. Глава государства объяснил эти нововведения тем, что президенту и Госдуме необходимо время на реализацию сложных задач, которые стоят перед государством. Казалось, что вертикаль заработает с утроенной энергией. Но теракты не прекратились, а уровень раздолбайства в стране становился только масштабнее.

Впрочем, к самой идее властной вертикали претензий нет и быть не может. В том смысле, что стратегический замысел исполнен на все сто: у руководителей государства сосредоточены все рычаги управления страной, экономика смогла противостоять кризису, а само понятие «сепаратизм» ушло из политического лексикона. Нет и системной, угрожающей стабильности оппозиции. Не существует никаких препятствий и для решения кадровой проблемы вплоть до полной смены элит – достаточно лишь административного сигнала сверху.

Словом, механизм сбоев давать вроде бы не должен. Так, собственно, и происходит, когда самые сложные проблемы лидеры страны решают в «ручном режиме». И страна с надеждой и благодарностью воспринимает их личное участие в разруливании проблем на местах. Но принцип, воспетый в популярном интернет-шлягере «Путин едет в Пикалево, Путин сделает нам клево», по определению не может быть универсальным. Страна слишком велика, и на всех пикалевцев, магнитских и «хромых лошадей» рук у лидеров не хватит. Да и не должно хватать: у них совсем другие задачи – стратегические. Между тем вертикаль, лишенная ручного управления, как выясняется, начинает жить своей собственной жизнью.

По всей ее высоте образовались горизонтальные, замкнутые элиты – эдакие разъединенные российские олигархаты, живущие по своим понятиям и правилам. При этом армия чиновников по сравнению с советским периодом возросла в разы, а с ней выросли и ее коррупционные аппетиты. И кошмарит эта монолитная конструкция кого угодно, только не саму себя. А ее саму до сей поры кошмарить было просто некому.

Задуманный как «око государево» институт президентских полпредов в федеральных округах так в полную силу и не заработал. Не принесла успехов и административная реформа, подчинившая надзорные органы исполнительным. Буксует судебная система. Томится в ожидании созданный больше года назад президентский кадровый резерв. Скамейка запасных пуста. А раз так – бюрократии не о чем и беспокоиться. В итоге пауза в процессе обновления элит затянулась.

Возможно, для модели ручного управления кадры действительно подобраны оптимальные. Некоторое время назад в своей авторской колонке в журнале «Русский пионер» Владимир Путин предостерег коллег от необдуманных кадровых решений. Глава правительства по существу дал понять, что наиболее оптимальные фигуры им уже отобраны и привлечены к госслужбе. Новые бюрократы могут оказаться куда менее эффективными. Зачем же менять шило на мыло?

Сермяжная правда в этом есть. Но это если считать, что структура вертикали власти за время ее существования не претерпела скрытых изменений. В реальности же этот могучий остов оброс таким плотным слоем бюрократических ракушек, что определить, в каком состоянии он сам находится в данный момент, очень непросто. А знать это необходимо.

Есть у этой проблемы и другая сторона. Тот же пожарный надзор, служба исполнения наказаний и много еще чего у нас не слишком эффективны. К примеру, закрыть тот или иной проштрафившийся клуб можно только через суд – и это правильно. Но у госпожнадзора нет достаточного количества юристов, чтобы поддерживать исковые требования. Короче, одна недоработка системы (к примеру, законодателей) цепляет за собой другую. И такая ситуация характерна практически для любой сферы государственного управления и контроля.

Собственно, кадровые решения, предпринятые руководством страны в последние дни, как раз и свидетельствуют о намерении встряхнуть вертикаль – ведь это не что иное, как попытка поскрести обросший водорослями и ракушками отяжелевший борт корабля власти. И скрести придется основательно. А значит, пришло время кошмарить чиновников.

Александр Чудодеев

*****
Кадровый лифтинг

Директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков считает, что повода к масштабной смене бюрократической элиты пока нет.

– Алексей Александрович, станут ли пермская трагедия, «дело Магнитского» и так далее поводом к началу «модернизации элит»?

– После подобных трагедий неизбежно наказание виновных и в случае необходимости назначение новых людей. В предыдущие годы власть не всегда реагировала быстро – зачастую не было кадров и ресурсов. Сейчас ситуация иная – появился кадровый резерв, вполне профессиональные люди, которыми можно заменить тех, кто не справляется со своими обязанностями. В конце концов, и Путин, и Медведев неоднократно говорили, что им нужны эффективные чиновники, а не просто «креслодержатели». Называть этот процесс нормальной кадровой ротации «модернизация элит» я бы не стал.

– Как далеко может зайти ротация?

– Насколько нужно. Не надо разовые эпизоды преподносить как политические кампании. Если понадобится поменять неэффективных чиновников, то все будет происходить прагматично, «по делу». Я уверен, что в данном случае речь не идет о какой-то кампанейщине.

– Способна ли нынешняя власть сама себя обновить?

– Власть не только способна, но и будет себя обновлять. Она всегда так действует. Другое дело, что многие не согласны с масштабами этих обновлений. Но тут нельзя решать за власть. Если считаете, что менять нужно большее количество чиновников, – идите во власть и меняйте. Если вспомнить кошмар в Перми и «дело Магнитского», то это вопиющие случаи неэффективной работы чиновников и их несоответствия занимаемым должностям. Но менять из-за этого всех людей в системе пожарного надзора или исполнения наказаний – очевидная глупость. Менять нужно тех, кто не справляется.

– «Единая Россия» предлагает власти использовать свои кадры. Способна ли эта партия взять на себя ответственность за положение дел в стране?

– А разве она не является такой ответственной силой в отличие от других партий? Кстати, она никогда от этой ответственности не отказывалась. Думаю, «ЕР» будет и дальше предлагать свой кадровый резерв для власти. В этом одна из задач работы партии как «кадрового лифта». Судить же об эффективности работы любых кадров следует не по партийной принадлежности, а по профессиональной компетентности.

*****

Кадровая эволюция

Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский полагает, что модернизация страны должна сопровождаться кадровым обновлением.

– Глеб Олегович, станут ли последние катастрофы импульсом для «модернизации элит»?

– Надеюсь, что катастрофы этого года изменили всю кадровую стилистику и политику президента России. Пока, правда, непонятен темп изменений и их конечный результат.

– Станет ли власть кошмарить чиновников?

– С одной стороны, вы касаетесь вопроса о кадрах, а с другой – затрагиваете проблему, связанную с политикой. Так вот, политика может далеко зайти, почти не трогая кадров. К примеру, Владимир Путин совершенно изменил политическую атмосферу и даже режим в стране, почти не затрагивая старые элиты. Сегодня трудно сказать, какую роль будет играть кадровое обновление в политике Дмитрия Медведева. Например, сейчас во всей системе исполнения наказаний фактически утвердилась новая концепция. Во ФСИН происходят достаточно радикальные изменения. Причем принципиально важные в отношении прежней, еще гулаговской системы тюрем и лагерей. Это была настолько скандальная и архаичная система, что последние меры президента в отношении нее можно только приветствовать. Другое дело – получится ли у президента изменить эту систему? Это сделать можно, хотя потребуются немалые усилия и средства. Я думаю, что если политика по модернизации страны окажется успешной, то она будет сопровождаться и серьезным обновлением кадров. Но пока Дмитрий Медведев не форсирует это направление.

– Способна ли власть сама себя обновить?

– Это тема для разговоров под водочку с огурчиком и селедочкой. Власть, и особенно в России, только и делает, что себя обновляет. Мы живем в стране, которая 20 лет назад еще таковой не была. И при этом мы все время спрашиваем себя: а изменится ли у нас что-нибудь? Не забывайте, что мы живем в России. Наша власть не реже одного раза в поколение полностью меняет свою концепцию. Весь вопрос – к лучшему ли? Ответ на него зависит уже от общества и от его способности сформулировать свою, главную идею.

Я думаю, что популярный сейчас тезис о модернизации сверху имеет очень ограниченное применение. Общество должно само решить, желает ли оно справиться со своей отсталостью. Если нет, то тут президент Медведев ничего не сможет сделать.

ИТОГИ

You may also like...