Россия: давить пешеходов можно
Все водители обязаны останавливаться и пропускать пешеходов, но при появлении машин «оперативных служб» и иных «избранных» пешеходы должны разбегаться. Фактически изменения российских ПДД приведут к увеличению количества наездов спецмашин на пешеходов. А объясняется все очень просто.
20 ноября 2010 года в Российской Федерации вступят в силу последние изменения и дополнения к правилам дорожного движения, в том числе и новая редакция пункта 4.7. «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть».
Это при том, что тем же постановлением правительства предусмотрено ужесточение правил для обычных водителей, т.к. пункт 14.1 требует от водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
Получается, что все водители обязаны останавливаться и пропускать пешеходов, но при появлении машин «оперативных служб» и иных «избранных» пешеходы должны разбегаться. Фактически, данные изменения приведут к увеличению количества наездов спецмашин на пешеходов. Объясняется все очень просто:
– средняя скорость движения пешехода медленным шагом – 4 км/ч или 1,1 м/с (средняя скорость бабушки-пенсионерки или мамы с коляской); обычным шагом – 5 км/ч или 1,4 м/с; быстрым шагом – 6 км/ч или 1,6 м/с; бегом – 7 км/ч или 1,9 м/с. Следовательно, одну полосу движения шириной 3 м пешеход пересекает за 2–3 секунды.
– время реакции человека колеблется от 0,5 до 1,5 сек. и сильно зависит от пола, возраста, физического состояния, тренированности и т.п., время реакции при распознавании зрительных образов увеличивается в 2 раза; время реакции при появлении внезапных препятствий также увеличивается в 2 раза. Следовательно, при внезапном появлении автомашины с включенной мигалкой и сиреной, время реакции составит от 1 до 4 сек.
– для того, чтобы «незамедлительно покинуть проезжую часть» пешеход, дошедший до средины, должен будет продолжить движение и пересечь оставшиеся полосы, а не дошедший до средины – вернуться обратно, на смену направления движения уйдет 1-2 сек. Нужно учесть, что значительная часть пешеходов в любом случае попытается перейти на другую сторону, даже если они прошли незначительное расстояние, а это увеличивает время их нахождения на проезжей части до 15 сек.
Проблема в том, что транспортное средство с включенными мигалками не стоит на месте – оно двигается, и в то время, пока пешеход «замирает» на месте, пытаясь оценить обстановку и найти источник опасности, и в то время пока он принимает решение, и в то время пока он двигается, пытаясь «незамедлительно» покинуть проезжую часть. Если соотнести расстояние, которое проходит пешеход, и проезжает машина за одно и то же время (смотри таблицу), то разница явно будет не в пользу пешехода, который должен умудриться заметить машину с включенными мигалками аж за 300–400 метров.
Разумеется, можно возразить, что в городской черте транспорт не может двигаться со скоростью, превышающей 70 км/ч, но какой русский с мигалками не любит быстрой езды, и кто из них соблюдает скоростной режим? Кроме того, заметить машину с сиреной и спецсигналами в городе значительно труднее, из-за интенсивности движения и ограниченной видимости. К тому же остальные не «омигаленные» водители, пропускающие пешеходов, будут существенно ограничивать их видимость и создавать иллюзию безопасного перехода.
Новые правила делают жизнь пешеходов более интересной и азартной, превращая каждый переход улицы, даже по зебре и даже на разрешающий сигнал светофора в современный вариант чиновничьей русской рулетки. Они же гарантированно защищают водителей с мигалками от уголовной ответственности за наезд на нерасторопного пешехода, который проявил медлительность при покидании проезжей части. Такое ощущение, что кто-то воплощает в жизнь сюжет старой компьютерной игры, не помню ее названия, в которой игроки носились по городу на машинах и получали очки за каждого сбитого пешехода.
Таблица соотнесения расстояний, пройденных пешеходом и транспортным средством в зависимости от скорости движения.
скорость движения в км/ч |
скорость движения в м/с |
расстояние, проходимое за время реакции 1–4 сек. |
расстояние, проходимое за 6–7 сек (одна полоса для пешехода) |
расстояние, проходим за 8–10 сек (две полосы для пешехода) |
расстояние, проходимое за 10–13 сек (три полосы для пешехода) |
расстояние, проходимое за 12–15 сек (четыре полосы для пешехода) |
4 |
1,1 |
0 |
3 |
6 |
9 |
12 |
5 |
1,4 |
0 |
3,5 |
7 |
10 |
12,5 |
6 |
1,6 |
0 |
4 |
8 |
12 |
16 |
7 |
1,9 |
0 |
4,5 |
9 |
12,5 |
17 |
60 |
16,7 |
16,7-66,8 |
100-116,7 |
133,6-167 |
167-217,1 |
200,4-250,5 |
70 |
19,4 |
19,4-77,6 |
116,4-135,8 |
155,2-194 |
194-252,2 |
232,8-291 |
80 |
22,2 |
22,2-88,8 |
133,2-155,4 |
177,6-222 |
222-288,6 |
266,4-333 |
90 |
25 |
25-100 |
150-175 |
200-250 |
250-325 |
300-375 |
100 |
27,8 |
27,8-111,2 |
166,8-194,6 |
222,4-278 |
278-361,4 |
333,6-417 |
110 |
30,6 |
30,6-122,4 |
183,6-214,2 |
244,8-306 |
306-397,8 |
367,2-459 |
120 |
33,3 |
33,3-133,2 |
199,8-233,1 |
266,4-333 |
333-432,9 |
399,6-499,5 |
Tweet