Министерство откатов и надбавок?

Ключевая беда украинского высшего образования — количество не перерастает в качество. В стране зарегистрирован 861 вуз. Но доказательств, что уровень обучения растет — нет. Зато растут поборы в ВУЗах. Кому пойдут деньги студентов?

«Напоминаем! Одно пропущенное занятие стоит 20 гривен. Оплата через кассу после получения отметки от преподавателя об отработке. Срок оплаты — три дня. Тот, кто не успел — платит и пересдает снова».

Это объявление висит на одиннадцатом этаже частного столичного вуза — Киевского международного университета. Возле любят целоваться первокурсники — это самый укромный коридор. На целующихся иронично щурится портрет Хачатура Хачатуряна. Ректора и владельца КиМУ.

Кому пойдут деньги студентов?

Такие объявления вместе с квитанциями теперь станут нормой во всех остальных вузах, включая государственные. И не только в вузах, но и в школах.

Правительство утвердило постановление о платных услугах в учебных заведениях. Идею выдвинул министр образования Дмитрий Табачник. Журналистов при обсуждении этой темы выставили за дверь.

За что теперь будут платить студенты и школьники?

Вот новые виды трат для их семей:

— проведение преподавателями и учителями консультаций и факультативов;

— оформление документов: дипломов, аттестатов, студенческих и ученических билетов;

— перевод студента из одного вуза в другой;

— восстановление студента на обучение;

— пользование библиотекой во внеурочное время;

— пользование Интернетом, если это не предусмотрено учебным планом;

— за пропуск лабораторных занятий без уважительной причины;

— питание.

Цены в каждом вузе и школе разрешили устанавливать свои — но под надзором Минфина.

«Разве американский студент спросит когда-нибудь, почему он платит преподавателю за дополнительное занятие? Это же нужно ему! Или он спросит, почему цена на его обучение меняется каждый год? Нет! Это нормально! Университеты должны наполнять свои бюджеты. Им нужно обновлять книги, мебель, делать ремонты… Это нормально! И это шаг в европейское пространство», — аргументировал нововведение Табачник.

Американские вузы действительно все платные. И это дает результат. 8 сентября был обнародован последний рейтинг 200 лучших университетов мира. Гарвард впервые за последние годы уступил золото победителя Кембриджу. Но американских университетов больше всего в первой десятке — шесть. Ни один украинский вуз в рейтинг вообще не попал. Хотя в Украине нет академии, университета, института или колледжа, не берущего платы за обучение.

Правительство знакомо с обоими фактами. Перед тем как внедрить платные услуги, премьер Николай Азаров перед объективами телекамер суровым тоном поручил министру образования за три года вывести хотя бы один наш вуз в мировой рейтинг.

Помогут ли новые деньги от студентов?

Ключевая беда украинского высшего образования — количество не перерастает в качество. В стране зарегистрирован 861 вуз. Министры образования один за другим пытаются уменьшить эту пугающую цифру. Но доказательств, что уровень обучения растет — нет.

Хачатурян основал свой университет в трехэтажном детском саду. На деньги от студентов в среднем каждые полтора года вуз достраивает новый этаж. Где открывает новый институт. Начиналось все с лингвистики — до создания КиМУ ректор учил английскому в школе. Сейчас этажей в его вузе уже двенадцать. На последнем учат актеров. Предпоследнем — журналистов. Планируется 13-й этаж — чтобы сделать институт архитектуры.

Предыдущий министр Иван Вакарчук пытался стимулировать вузы беспокоиться об уровне своих преподавателей и научной базе.

Год назад он издал приказ, резко поднявший требования к научным званиям. Хотите быть доцентом, профессором или доктором наук? Попреподавайте десять лет, напишите два десятка научных работ и учебников, которые получат признание Минобразования — и примеряйте новую шапочку.

При этом Вакарчук предложил сделать законом — сколько должно быть профессоров и докторов наук в академии, в университете и в институте. При этом семи вузам — Могилянке, Острожской академии, университету Франка, Львовской политехнике, КПИ, университету Шевченко и юракадемии Ярослава Мудрого — он предоставил статус исследовательских. Цель — позволить им получать больше денег на лаборатории, продавать изобретения и самостоятельно вкладывать заработанное.

Также Вакарчук сделал ставку на внешнее тестирование в школах. Каждый вуз без экзаменов зачислял в студенты тех, кто на тестах получил наивысшие баллы. Это без протекции открыло двери юношам и девушкам из маленьких городков на бюджетные места в престижных столичных вузах — университете Шевченко, Могилянке, КПИ.

В 2009-м 74% родителей, опрошенных Киевским международным институтом социологии, заявили, что коррупции при поступлении нет.

Что делает Табачник?

Он отменил вступление в вузы только по результатам тестов. Этим летом университеты проводили собственные экзамены, творческие конкурсы и собеседования.

К чему это привело?

Авторитетных социологических опросов пока нет. Есть другие факты. Милиция за полгода зафиксировала взяток вдвое больше, чем за весь 2009-й. О вымогательстве взяток открыто заявили десятки родителей. Рейтинги университета Шевченко неведомым образом заполонили липовые «олимпиадники». Там же творческий конкурс не прошли выпускники школ с самыми высокими баллами после тестов. Венцом кампании стало зачисление десятком престижных вузов не тех абитуриентов, которые показали самые высокие результаты, а тех, кто быстрее принес документы.

Также новый министр образования и науки лишил статуса исследовательских Могилянку и Острожскую академию. И уменьшил требования к званиям профессора и доктора наук. Теперь учебник, необходимый для доказательства вашей авторитетности, можно напечатать хоть в одном экземпляре. Одобрения министерства для него больше не нужно. И преподавательского стажа теперь требуется в полтора раза меньше.

Табачник также изменил подготовленный Вакарчуком проект нового Закона «О высшем образовании».

Главная новость для нынешних и будущих студентов — тоже о деньгах. Нынешний министр предлагает разрешить вузам ежегодно поднимать цену на обучение вслед за ростом цен. Сейчас закон запрещает это делать. Также в его новой версии предлагается не финансировать обучение заочников и вечерников. Как только правящая коалиция в парламенте проголосует за документ, за такое образование придется платить.

Почему новый министр больше заботится о деньгах для университетов? Возможно, один из ответов — в новом подборе ректоров.

За что увольняют ректоров?

За прошлый год тогдашний министр уволил трех ректоров. Александра Денисова, возглавлявшего Черниговский государственный технологический университет. Генеральная прокуратура обвинила его в краже денег студентов-контрактников. Также Вакарчук уволил земляка — Романа Кравцова из Львовского университета ветеринарной медицины. Этому ректору выразил недоверие педсовет его же вуза. Последним предыдущий министр выгнал ректора Академии водного транспорта Василия Михайлова. Его арестовали в аэропорту по обвинению в педофилии и съемках порнофильмов.

Других Вакарчук не трогал. Нынешний ректор львовского университета Франко неоднократно подчеркивал, что руководство вузом — дело самого вуза.

За три последних месяца Табачник уволил сразу трех ректоров.

В июле-августе, в разгар вступительной кампании, были уволены руководители Донецкого, Уманского и Одесского университетов.

За что? В министерстве объяснили это истечением срока контрактов. Почему их не продлили? Почему судьбу ректоров не отдали в руки ученых советов, как говорит закон?

«Как металл со временем ржавеет, так и человеческий ресурс устает»

Так Табачник прокомментировал увольнение ректора Донецкого государственного университета Владимира Шевченко. Министр лично приехал в вуз для подписания приказа об увольнении. 19 преподавателей выступили в защиту экс-руководителя. Они написали письма президенту, премьеру и спикеру Рады. Прошел месяц. Шевченко не вернули. Донецкий университет остается без ректора.

«Свідомо» раздобыло график окончания контрактов всех ректоров. Оказалось, что 1 сентября истек контракт еще одного ректора — Юрия Мигалины из Мукачевского университета. Этот ректор с первого дня назначения Табачника поддерживал все действия министра, даже писал статьи о целесообразности 11-летки в школах и неэффективности внешнего тестирования.

Спустя неделю мы позвонили в приемную:

— Кто стал ректором вашего вуза?

— Мигалина остался.

— А кто участвовал в конкурсе?

— …

— Конкурс вообще проводился?

— Я не могу вам сказать.

Зато на этой же неделе кресла лишился ректор Университета пищевых технологий Анатолий Украинец. С ним в мае был подписан новый контракт.

«Ошибочно», — объяснили нам в пресс-службе Минобразования.

Кто пришел на место уволенных? Место Украинца занял Владислав Панин. Он был деканом механико-энергетического факультета столичного авиационного университета. Это тот редкий случай, когда возглавить вуз приходит человек со стороны. Еще реже — когда он не занимается профильным для этого вуза делом.

Но через день эта уникальная ситуация повторилась. Вакантное место ректора Академии водного транспорта занял Сергей Иванов. Бывший проректор того же авиационного университета.

Чем это можно объяснить? Первым проректором университета до избрания в Раду был Максим Луцкий. Сейчас депутат от Партии регионов является первым заместителем председателя комитета Верховной Рады по образованию. Он тоже одним из первых поддержал идеи нынешнего министра.

Наиболее скандальным выглядит увольнение ректора Винницкого политеха Бориса Мокина. В июне Мокин на всю страну объявил, что заместитель Табачника Евгений Сулима требует у него дань. На следующий день Табачник позвонил винницкому ректору, извинился за действия подчиненного и назначил расследование.

2 сентября тот же Сулима лично приехал в Винницу.

«На совещание», — заявили в пресс-службе.

Совещание стало последним для Мокина.

«Свідомо» спросило у Табачника о результатах расследования обвинений в вымогательстве. «Работаем», — улыбнулся министр образования и науки.

Максим Опанасенко, проект бюро журналістських розслідувань "Свідомо", Время 

You may also like...