Экзекуции для «эксов». Вчерашних руководителей государств «рвут» за коррупцию

Волна уголовных дел против бывших президента, премьера, министров и других высокопоставленных экс-чиновников, которая захлестнула в последнее время Украину, далеко не уникальное и характерное только для нас явление. Об этом можно судить по тем процессам, которые происходят сейчас в мире.

Это просто какой-то тайфун, захвативший целые государства и континенты. Чего только стоят народные волнения в ряде арабских стран, которые привели к смене властителей.

За этими бурными явлениями как-то не очень замечаются проходящие в некоторых государствах процессы, подобно нашим, отечественным, связанные с возбуждением уголовных дел против вчерашних и сегодняшних «небожителей». Разница, пожалуй, в том, что там громкие дела все же доводят до суда и организуют открытые и прозрачные следственные и судебные процессы.

Вот свежайший пример: суд Коста-Рики признал бывшего президента этой страны Мигеля Анхеля Родригеса виновным «в коррупции при отягчающих обстоятельствах» и приговорил его к пяти годам тюрьмы. Кроме того, правивший с 1998 по 2002 год Родригес не сможет занимать государственные должности в течение 12 лет.

В чем же так провинился «экс», заработавший столь серьезную экзекуцию? Родригес обвиняется в получении взятки в размере 800 тысяч долларов от французского производителя телекоммуникационной продукции Alcatel в обмен на заключение контракта на 149 миллионов долларов на поставку 400 тысяч мобильных телефонов.

Что интересно, судьба Родригеса не уникальна. Это далеко не единственный случай, когда бывшие правители страны попадают за решетку. Достаточно вспомнить, что в прошлом году Верховный суд Перу оставил в силе приговор о 25-летнем заключении бывшему президенту страны Альберто Фухимори.

Он был признан виновным в нарушении прав человека. Фухимори, который возглавлял страну в 1990-е годы, отбывает заключение по трем разным приговорам — за коррупцию, прослушивание телефонных разговоров и злоупотребление властью.

Шумными выдались и скандалы вокруг премьера Италии Сильвио Берлускони и президента Франции Николя Саркози. Однако на данный момент они все же не «эксы», а действующая власть. Хотя это вовсе не является гарантией того, что до них не доберутся когда-нибудь новые правители. Как это было, кстати, с Жаком Шираком.

Ведь в прошлом году интернет-издание Mediapart опубликовало материал, в котором бывший бухгалтер владелицы L’Oreal Лилиан Бетанкур заявила о получении казначеем партии Саркози, нынешним министром труда Эриком Вертом, 150 тысяч евро наличными от финансового консультанта миллиардерши.

По ее словам, это произошло в марте 2007 года — в разгар предвыборной кампании Саркози. Прокуратура города Нантер начала предварительное расследование этого дела. А сам Саркози назвал «позорными» заявления о том, что владелица косметической империи L’Oreal могла передавать ему наличные для финансирования его предвыборной кампании.

Обвинения в коррупции могут коснуться не только президентов и премьеров, но и представителей… монарших семей. Вон в Швеции наследную принцессу Викторию и ее мужа принца Даниэла обвинили в получении взятки.

Супруги отправились в свадебное путешествие на Карибы, а яхту и самолет для медового месяца им предоставил шведский бизнесмен. Трое граждан Швеции сочли это нарушением закона страны и обратились в прокуратуру. По закону, принцесса является лицом официальным и не может принимать столь дорогие подарки.

Как видим, в странах с развитой демократией от экзекуции за коррупцию не застрахован никто. Жаль только, что в большинстве случаев это касается лишь «эксов».

Автор: Алексей Петруня, Столичные новости

You may also like...